Василий Михайлович Песков ушел из жизни в возрасте 83 лет после продолжительной болезни.
— В 2013 году Василия Михайловича не стало. Что стало с рубрикой?
— Василий Михайлович вёл её более сорока лет. Я ходил, просил многих журналистов, мне говорили: «Мы не потянем: каждую неделю что-то разное, ну, всё-таки это в тени Василия Михайловича быть». Подходит время вёрстки газеты, а рубрика пустая, но, не хочется, чтобы она закрывалась. Мы связались с родственниками Василия Михайловича и начали публиковать из его архива то, что не было опубликовано. Когда они закончились, мы начали повторять его знаковые материалы. А потом стали появляться тексты о природе и животных из регионов, что-то я сам стал туда писать. За эту рубрику я отвечаю до сих пор. И, что самое интересное, подавляющее большинство материалов в рубрике «Окно в природу» связано с Русским географическим обществом.
— Всё ли из того, что Василий Михайлович написал, было опубликовано?
– Конечно, нет. Мы продолжаем находить всё новые тексты и заметки. Плюс, мы нашли первые публикации, которые были в «Комсомольской правде» и в Воронежской газете «Молодой коммунар».
— Существует мнение, что журналистский текст живёт один день. Почему с материалами Василия Михайловича это не так?
— Знаете, мне в голову опять приходит поэтическое сравнение: есть океан с огромным количеством слоёв. В каждом вплоть до самых тёмных глубин кто-то обитает. Современная журналистика — это сёрферы, они скользят по самой поверхности океана, не заглядывая даже в верхние слои. Они не погружаются в темы, не пытаются проанализировать, а ищут, на чём бы хайпануть, получить скорую реакцию, новых подписчиков.
Но, ещё есть и киты. Они дышат воздухом на поверхности, а потом ныряют до нескольких километров и задерживают там дыхание на двадцать-тридцать минут, исследуют, что-то всё время находят. Василий Михайлович был таким вот китом журналистики. Любой его материал также состоит из многочисленных слоёв. Там вроде бы есть информационный повод, но всегда затронуты вечные темы: добро, зло, как добро должно победить зло, почему природа мудрость свою имеет. Он писал, может быть, даже не о конкретных людях, а о вечных чувствах. Почему «Таёжный тупик» до сих пор интересен? Почему сорок лет прошло, а люди читают про Агафью? В основе лежит метасюжет про Робинзона, который знаком и интересен каждому.
Премия имени Василия Михайловича Пескова.
— «Комсомольская правда» совместно с «Транснефтью» организовала премию имени Василия Пескова «Окно в Природу». Кто её может получить?
— Уже четвёртый год существует премия. В ней может принять участие любой журналист или блогер, главное, чтобы это было опубликовано в интернете, либо в печатной прессе. Мы с удовольствием всё читаем, и хочу сказать, дело Василия Михайловича живо.
— Расскажите про этих людей. Кто сейчас пишет про Природу?
— Четвёртый конкурс сейчас находится на завершающей стадии. Скоро будем выбирать победителей. Три года перед этим побеждали самородки из глубинки. Они делали что-то вроде «Окна в природу», но, на местном уровне. И, что самое удивительное, все они говорят, что они все считают себя учениками нашего деда Васи. Многие даже были с ним знакомы. Благодаря этому конкурсу мы открываем для всей новые имена, а не только, скажем, для Смоленской области, где пишут эти ребята, или Дальнего Востока. В числе первых победителей — один из лучших подводных фотографов Виктор Лягушкин. Это тот редкий случай, когда и фамилия совпадает, и характер совпадает, и творчество классное. Как и Песков — спокойный, достойный профессионал. Я его спрашиваю: «Были под водой какие-то страшные случаи?» — «Были, конечно. Да ну, их! Давай лучше, как киты плавают, расскажу».
Я считаю, что мы занимаемся правильным делом: в этом информационном хламе эти ростки материалов о Природе, о добре, о людях дают нам надежду на будущее. Еловые ветви надо раздвигать, чтобы солнышко падало на эти прекрасные зелёные ростки. Мы всячески стараемся потом уже не упускать из виду талантливых людей, сотрудничать с ними.
Где почитать.
— Вот, допустим, человек ничего не читал из произведений Василия Пескова. Где их можно найти?
— Мы повторяем какие-то его знаковые материалы в «Комсомольской правде». Мы выпустили полное собрание сочинений Василия Михайловича, это порядка сорока книг. Сейчас мы нашли дополнительные материалы и будем с их учётом делать переиздание. Люди хотят читать Пескова, и это очень радостно.
Комментарии 6