Орловский часовой завод был одним из первых производств, открывшихся в послевоенном городе. Приказом «сверху» на строительство завода были отведены сжатые сроки, и, возможно, именно это сыграло решающую роль в выборе места, где будет расположено новое производство. Первый сборочный цех решено было разместить в недостроенном и пострадавшем в войну здании Дома Красной Армии (на углу Октябрьской и Полесской улиц). И уже в мае 1950 года строителями был сдан первый корпус нового предприятия.
В нём разместился сборочный цех. Официальное же открытие Орловского часового завода состоялось 5 сентября 1950 года, когда Министерством финансов была произведена государственная регистрация предприятия. Вскоре завод дал первую продукцию. Это были будильники и чуть позже маятниковые часы без боя. Многое в становлении нового производства легло на плечи первых его работников. Рабочие сами приспосабливали здание для нужд производства – строили конвейер, обустраивали рабочие места, сколачивали табуретки. С годами быт заводчан налаживался. Но были и трудности. Одна из них - завод начал не успевать за постоянно повышающимся планом выпуска часов.
Происходило это оттого, что все детали для выпуска готовых изделий были привозными (основной поставщик 2-й Московский часовой завод). Наладить выпуск комплектующих в самом Орле удалось не скоро. Для этого потребовалось строительство новых корпусов в разных концах города (в квартале, где стояло основное здание завода, места для них уже не хватало) и значительное увеличение штата сотрудников.
В 1965 году на южной окраине города (ул. Комсомольская, 279) открывается вторая производственная площадка, специализирующаяся на изготовлении часовых корпусов. Она позволила заводу быть более самостоятельным и обрести некоторую независимость от поставщиков. В эти годы завод занимает ведущее место в стране по производству крупногабаритных и напольных часов, выполненных в деревянных корпусах.
Он единственный в стране выпускал шахматные часы. В 1955 году завод начал поставлять продукцию на экспорт. К 1969 году число стран, куда отправлялись орловские часы, достигало уже тридцати шести. Жители Орла, имевшие возможность выезжать за границу, всегда везли с собой в подарок что-нибудь из продукции Орловского часового завода. В 1963 году на пост руководителя завода приходит Анатолий Михайлович Чистов. Он проработал в этой должности тридцать с небольшим лет. Период его управления характеризуется большими преобразованиями на предприятии. В 1976 году завод был реорганизован в объединение и с этого момента получил памятное не одному поколению горожан название «Янтарь».
В эти же годы строится высотное здание на отдельной от завода площадке на другой стороне ул. Тургенева. В дальнейшем в нём разместятся административные и инженерные службы. Но ПО «Янтарь» – это был не только сам завод. Для заводчан была создана самая развитая бытовая социальная среда - две заводские столовые, два детских сада, пионерлагерь, подсобное хозяйство, спортплощадка и др. Завод периодически обеспечивал работников новым жильём. На Московской улице открылся фирменный магазин «Янтарь». Выпускалась газета «Часовщик». Как и вся промышленность страны, Орловский часовой завод тяжело переживал перестройку. В 1992 году он был приватизирован и реорганизован в акционерное общество. И уже со следующего года пошёл резкий спад производства.
На территории завода как грибы после дождя появлялись дочерние предприятия и фирмы, арендующие помещения. Но несмотря на общий упадок и предбанкротное состояние, в 1997-98 годах на заводе была произведена довольно крупная реструктуризация.
Одновременно с этим был налажен выпуск новой продукции, среди которой наиболее выделялись комплектующие для газовых счётчиков и уличные часы. Дела потихоньку налаживались. Начал расти объём производства. Стабильно выплачивалась зарплата. В 2000 году в газетах публиковались воодушевляющие статьи о спасении и развитии орловской часовой промышленности.
И все же несмотря на это, по известным лишь отдельному кругу лиц причинам 2 сентября 2004 года ОАО «Орловский часовой завод» было признано банкротом. Заводскую территорию мгновенно разделили между собой всевозможные мелкие производства и предприятия торговли. Одними из наиболее крупных стали ювелирная фабрика, два крупных торговых центра, включая продовольственный супермаркет, и др. Часть оборудования завода была сохранена и вывезена на другую площадку, расположенную на улице Спивака. Туда перешла работать и часть коллектива бывшего завода.
Созданная ими фирма и в наши дни занимается изготовлением приборов учёта энергоресурсов, выпуском штампованных изделий и запчастей из металла. Высотное заводское здание на улице Тургенева в дальнейшем было занято медицинским институтом. Часть экспозиции заводского музея успели переправить в музей теперь уже тоже закрывшегося «Орлэкса».
Схема ликвидации завода, была примерно такой. Контрольный пакет акций ОАО перешёл к московскому ОАО «АЛМАЗ — ХОЛДИНГ», интересы которого в г. Орле представлял С. Потёмкин. Как бы в целях спасения и подъёма производства было создано ООО «Янтарь», учредителями которого выступили сам Потёмкин, его партнёр по бизнесу И. Мельников и один из руководителей ЧЗ В. Алтынников. Причем при создании нового предприятия от прежнего заводского коллектива оставили всего около 80 работников, а остальные — оказались на улице.
Практически одновременно под руководством конкурсного управляющего быстрыми темпами производилось банкротство часового завода, а вовсе не развитие производственных мощностей. При этом имущество, оборудование и технологические объекты по бросовым ценам перекочевали в собственность фирм ООО «Форт», «Золотой Орёл», ЗАО «Экватор» и т. д., подконтрольных С. Потёмкину. А ООО «Янтарь», несмотря на все обещания «по развитию мощного производственного сектора», за дальнейшей ненадобностью благополучно прекратило своё существование.
В зданиях на его бывшей территории уже мало что напоминает о былых производственных мощностях. Но тысячи будильников, настенных и настольных часов до сих пор исправно отсчитывают время в домах по всему миру. Размеренно раскачивая маятниками, идут массивные напольные часы, которые сохранились в некоторых городских организациях. О бывшем заводе напоминают горожанам и уличные часы, которые исправно ходят и сейчас. Присмотревшись, на циферблатах многих из них можно увидеть знакомый орловцам логотип «ОЧЗ».
#РазрушеноУНас
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1