Автор Салават Хамидуллин
Тархан Алдар Исекеев (продолжение).
Не сумев восстановить Казанское ханство, Алдар-батыр двинулся в Сибирь, куда его пригласили зауральские башкиры, потерявшие десятки тысяч квадратных километров своей земли в результате правительственной, заводской, монастырской и крестьянской колонизации. Там был провозглашён новый хан из числа Кучумовичей (судьба Ибрагима неизвестна), который заявил, что пришёл для «взятия» трона своих предков. В течение 1709-1710 годов сибирские крепости, заводы и слободы подверглись опустошительным нападениям башкир, а Сибирский драгунский полк потерпел поражение.
Однако, утолив жажду мести и не дождавшись обещанных ханом Рыс-Мухаммедом подкреплений от каракалпаков, вожди зауральских башкир, к великому сожалению Алдара, стали расходиться по домам. Восстание выдохлось как по западную сторону Урала, так и по восточную. Именно тогда он пришёл к выводу, что без перестройки эгалитарного башкирского общества (акефальной политии) в ранжированную структуру во главе с ханом, способную действовать вопреки желаниям «мирских людей», ему не удастся выполнить политическую задачу восстановления государственности.
Для реализации своего плана Алдар решил опереться на молодого и подающего надежды казахского султана (так именовались представителя правящей династии, не находящиеся у власти) Абулхаира, который был в каком-то смысле его воспитанником: в 1707 году султан находился в лагере Алдара, участвовал в битве при Юрактау и, возможно, в казанском и сибирском походах. Идея Алдара сводилась к созданию башкирско-казахской унии под главенством двух отдельных ханов одной династии Тукай-Тимуридов. Поэтому между 1712 и 1714 годами Абулхаир был провозглашён ханом Башкирии. Затем последовали совместные набеги башкир и казахов на Закамскую засечную линию в 1715 и 1717 годов, закончившиеся разорением ряда крепостей.
***
Эти и другие ратные дела прославили имя Абулхаира, и он был провозглашён теперь уже ханом казахов, которые в этот период времени, теснимые джунгарами, в беспорядке отступали в северо-западном направлении и явочным порядком заняли башкирские земли по рекам Эмба, Илек, Орь, Иргиз, Тургай, Уил и др. Другие башкирские предводители, не считаясь с планами Алдара, ответили серией набегов, пытаясь согнать казахов со своих земель. В этой критической ситуации, когда казахи оказались под ударами джунгар, башкир и яицких казаков, Абулхаир-хан принял решение о принятии русского подданства, а посредником в установлении контактов с правительством он попросил выступить своего старого товарища Алдара.
Последний согласился, так как также хотел извлечь выгоду из этой ситуации. Он рассчитывал, пусть ценой потери части башкирских земель, избегнуть или отсрочить неизбежную интеграцию Башкирии в административную систему Российской империи. Поэтому он скорректировал свой изначальный проект в сторону образования двуединого ханства под протекторатом России, на чём настаивал Абулхаир, который брал за образец калмыцкую державу Аюки-хана. Обладая дипломатическим иммунитетом посланника, Алдар сопроводил делегацию казахских биев в Москву, где те встретились с императрицей Анной Иоанновной и присягнули ей на верность. Мятежный Алдар после этого вновь был включён в тарханский список, что означало списание его прежних грехов перед престолом.
***
Однако принятие казахского подданства вызвало к жизни Оренбургский проект, чего никак не мог ожидать Алдар и его сторонники из числа башкирской знати. К тому же рядовые башкиры не оценили «гениальности» геополитических замыслов своего лидера, суливших, как казалось последнему, светлое будущее народу. Башкиры во всём этом видели совершенно конкретные и очевидные факты: казахи захватили их южные вотчины, а в глубоком тылу их страны правительство приступило к строительству Оренбурга. В Башкирии началось новое восстание, которое длилось с 1735 по 1740 год. Алдар и его товарищи были объявлены «куштанами» (предателями) и всем им был вынесен повстанцами смертный приговор. Поэтому вождю прошлого восстания пришлось спасаться бегством и укрываться в ставке Абулхаира.
В 1737 году Алдар предпринял последнюю попытку. Он призвал в Башкирию Абулхаир-хана, чтобы хотя бы на время остановить кровопролитие. Хан, осознавая незаменимость своей персоны для Оренбургского проекта, на правах башкирского хана стал требовать от российских властей прекращения боевых действий. Правительство, остро нуждавшееся в подданстве последнего, не могло не прислушаться к требованию степного владыки. При этом хан обещал башкирам отдать в правители своего сына Хожахмеда. Казалось, цель Алдара была близка к реализации. Однако интриги начальника Оренбургской экспедиции В.Н. Татищева и нежелание вождей повстанцев складывать оружие расстроили наметившееся перемирие, и конфликт разгорелся с новой силой.
В конечном итоге, видя нещадное избиение гражданского населения карательными войсками, Алдар решился на отчаянный шаг – он задумал лично отправиться в столицу и там ходатайствовать перед царицей за свой народ. Но в Самаре по приказу генералов Урусова и Соймонова он был схвачен, обвинён в организации нового мятежа, привезён в Мензелинск и там 16 мая 1740 года после пыток казнён. Так погиб крупнейший башкирский военный и политический деятель XVIII века, сыгравший одну из ключевых ролей не только в истории Башкирии, но и Средней Азии.
Предыдущая часть статьи по ссылке: https://ok.ru/group/54435766730879/topic/69724384119679
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев