Тархан Алдар Исекеев
Алдар-тархан Исекеев был самой выдающейся фигурой башкирской истории XVIII века, хотя в тот период времени у башкир не было недостатка в личностях подобного характера. Однако он был не только выдающимся воином, но и политиком, вынашивавшим грандиозные геополитические проекты. При рождении он получил аланское имя Алдар, восходящее к древнему скифо-сарматскому слову ardara, которое в современном осетинском языке превратилось в ældar «старшина», «начальник», «князь», в венгерском – aladar «начальник военного отряда», «знатный» (имя, некогда распространённое среди венгерской знати). Слово проникло также в монгольские языки: aldar «военная слава», в калмыцком языке – «господин».
Алдар был потомственным тарханом: его прапрадед Байсары, дед Кадырбек Байбахтин и отец Исекей Кадырбеков были тарханами. В 1628 году «бил челом» царю Михаилу Фёдоровичу «Бурзенские волости башкирец Кадырбяйка Байбахтин» о том, что «дед де ево Байсары был в Бурзенской волости в тарханех».
Из этого известия можно заключить, Байсары служил ещё в ханские времена. Сам Алдар был участником неудачных Крымских походов 1687 и 1689 годов. Во время Азовских походов 1695 и 1696 годов он опять находился на службе, где прославился своей силой и доблестью. Перед штурмом турецкой крепости Азов по средневековому обычаю был устроен поединок богатырей противоборствующих сторон. Со стороны турецкого гарнизона был выставлен некий черкес, а со стороны русской армии – Алдар. В указе Анны Иоанновны 1734 года этот факт упоминался в таком виде: «…он, Алдар служил и был в Крымском и в Азовском походех, и в Азовском походе ранен тремя ранами, и выезжал на поединок и убил выезжего напротиву себя Черкешенина, також и поймал собою языка одного Крымчинина, и объявил блаженныя и вечно достойныя памяти Его Императорскому Величеству Петру Великому…»
***
Возвратившись домой, Алдар-тархан несколько лет почивал на лаврах азовского героя. По меркам того времени он был баснословно богатым человеком, имевшим около 8 тысяч лошадей, а также жалованные царём вотчины, не считая долей в общинных землях клана Бурзян и общественном фонде башкирского народа. Вероятно, в эти же годы он был избран главой (ага) Бурзянской волости. Однако почести со стороны властей и высокое социальное положение не убили в нём патриота. Когда правительство Петра I приступило к губернской реформе, ставившей целью включение полунезависимой Башкирии в единую систему управления, это вызвало недовольство башкир.
Поводом для бунта стали действия «прибыльщиков» Ижорской (Ингерманландской) канцелярии и акции устрашения со стороны комиссара А. Сергеева, прибывшего в Уфу с шестью пехотными и драгунскими полками. Начавшееся в 1705 году восстание не имело серьёзных успехов, пока в 1707 году его не возглавил Алдар Исекеев, которого народ провозгласил батыром и военным руководителем. В декабре 1707 года у горы Юрактау 7-тысячное войско Алдара уничтожило авангард правительственных войск, состоявший из солдат, драгун, казаков и дворян Уфимского гарнизона (1300 чел.), а подошедшие позже солдатский и драгунский полки (около 2000 чел.) были обращены в бегство.
Весть о практически полном разгроме трёх царских полков всколыхнула всю Башкирию. И уже собрав многотысячное войско, Алдар двинулся в направлении Казани. Дело в том, что он вынашивал планы по восстановлению мусульманского ханства во главе с представителем династии Чингизидов-Шибанидов, в котором башкирские тарханы вновь заняли бы своё привилегированное положение. Для этой цели он привёз находившегося в Джунгарии на правах почётного пленника потомка сибирского хана Кучума – султана Мурада, сына Кучука, провозглашённого башкирским ханом во время восстания 1662-1664 годов, и племянника султана Ибрагима.
***
Султан Мурад был отправлен в Бахчисарай и Стамбул, чтобы просить крымского хана и османского султана о принятии башкир в своё подданство и присылке войск. Также Алдар установил контакты с восставшим донским атаманом Кондратием Булавиным. На обратном пути из Крыма башкирский султан был к тому же провозглашён правителем чеченцев, кумыков, ногайцев и двинулся во главе неожиданно обретённого войска совершать газават. 16 февраля 1708 года им был предпринят штурм Терского городка: город был взят, но остатки гарнизона закрылись в кремле. Подошедшие на помощь правительственные войска разгромили силы «святого султана».
В это время Алдар-батыр двигался в сторону Казани, где он хотел посадить на ханство султана Ибрагима. Под Мамадышем башкиры разбили драгунский полк полковника Шереметева, затем близ села Баландыш нанесли урон четырёхполковой бригаде стольника Дмитриева-Мамонова, заняли сотни сёл и деревень, уничтожили ряд крепостей. Казань была объявлена на осадном положении. Лишь прибытие боярина П. Хованского во главе большого войска (около 11 000 чел.) изменило ситуацию. Во-первых, он вступил в переговоры с вождями башкир, обещая расследование по делу злоупотреблений царских чиновников; во-вторых, он заявил, что в «Башкирь» вторгаться не будет.
В те времена башкирские волости начинались сразу на левом берегу Камы. Поэтому П. Хованский несколько месяцев простоял в Елабуге, не решаясь форсировать реку и перейти на башкирский берег. Однако своими «увещеваниями» он всё же внёс раскол в ряды повстанцев. В конечном итоге, Кучум-батыр, Уразай-батыр, Куразман-батыр, Исмаил-мулла и другие вожди Казанской дороги Башкирии вновь принесли присягу верности царю и отошли от движения.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев