Ю.
Село Олинск возникло в 1801 году в 60 верстах от Нерчинска, на правом луговом берегу Нерчи на совершенно ровном месте. Первыми жителями его стали польские повстанцы Карл Чубинский и Антонин Чипович. Вслед за ними здесь поселились ещё 50 бывших каторжан и несколько крестьянских семей.
Олинские трагедии
Село очень быстро разрослось и стало одним из крупнейших в Нерчинском округе. К концу XIX века здешние крестьяне были довольно зажиточными: дома их были большие, крытые тесом; в каждом дворе стоял амбар, а то и два; у всех имелся большой запас сена и дров. Зажиточность эта объяснялась, в первую очередь, наличием огромных участков плодородной земли. Как говорили сами Олинцы: «Паши сколь хошь, сколь силы есь; лугов – вдоволь, лес – в 3-5 верстах! Здесь беден только тот, кто не хочет работать».
Зажиточность и обилие леса, тем не менее, не помешали крестьянам быть экономными при устройстве школы, открытой в 1873 году. Не осознавая всей важности дела, они поленились заготовить «всем миром» новый лес для неё, а, как зажиточный народ, сложились и купили готовый небольшой сруб и сделали к нему же пристройку. В итоге для большого села школа получилась настолько маленькой, что в ней не нашлось помещения для квартиры учительницы, которой пришлось снимать жильё за 3 рубля в месяц. Зато для священника освященной в 1898 году Церкви во имя Иконы Казанской Божией Матери был выстроен новый большой и удобный дом.
Но случались в Олинске и страшные бедствия. Так, 4 июня 1883 года оно стало жертвой сильного пожара. По искони принятому обычаю сжигать по весне вблизи домов накопленный за зиму мусор, один из жителей села по фамилии Иванов поджог в своём дворе огромную кучу всякого хлама. Как только костёр разгорелся, тут же поднялся сильнейший ветер, перенесший огонь на соседние дома. Пожар мгновенно распространился по всей округе. Загорелось сразу несколько дворов, где полыхало буквально всё: дома, амбары с хлебом и сложенная тут же солома. Сбежавшиеся с полевых работ крестьяне были поражены этой ужасающей картиной. Первой их мыслью было броситься искать оставленных дома детей, уже и не думая о спасении скарба. К счастью оказалось, что ребятишки, напуганные стихией, убежали из деревни. Сам же пожар остановить уже было невозможно. В продолжение нескольких часов сгорело около 100 домов (больше 40 дворов), около 80000 пудов запасенного хлеба и множество разного другого имущества. Уцелела лишь беднейшая часть деревни – около 60 дворов (больше 100 домов) и церковь, которая загоралась несколько раз, но её всё же удалось отстоять.
Самое интересное, что у виновника пожара, крестьянина Иванова, ничего не сгорело, так как ветер подул в противоположную сторону от его построек. Считая же себя причиной случившегося несчастья, Иванов предложил пострадавшим забрать у него всё имущество: дом, постройки и хлеб. Надо сказать, что нуждающихся явилось к нему много, некоторые тут же стали переносить в свои дворы его постройки, и сам он в итоге остался ни с чем.
Зимой 1899 года в Олинске случилась другая беда – чума рогатого скота, от которой пало до 700 голов. Кроме того, испугавшись и мотивируя свои действия фразой «лишь бы мясо не пропало», селяне зарезали ещё более 500 голов. Эти 1200 голов составляли добрую половину всего Олинского стада, другая же половина была спасена тем, что зимовала на заимках в 5-8 верстах от села. Из-за такой беды все соседние сёла установили карантин и олинцев со скотом и сеном не пропускали никуда. А жители Зюльзи, расположенной в 15 верстах от Олинска, даже переусердствовали в этом вопросе. Они не пропускали олинцев, направлявшихся мимо их села в верховья Нерчи за лесом, даже с пустыми санями. В результате многие селяне остались без дров и даже подумывали затеять против своих соседей судебный процесс.
Поселок Крупянский (Крупянка), расположенный примерно в 70 верстах от Нерчинска, был основан в 1770 году на правом берегу Нерчи. С запада он окружен живописными горами, покрытыми хвойным строевым лесом, а с востока – необъятной широкой степью. К концу XIX века здесь было всего около 20 дворов, приписанных к Торгинской станице, но при этом жители его постоянно находились между собой в какой-то вражде. Порой эта вражда выливалась и на жителей соседних деревень.
Крупянская переправа
В летнее время напротив Крупянского находилась переправа через Нерчу, которую содержал местный урядник Рязанцев. Но так как сам он постоянно где-то отсутствовал, на переправе «орудовал» его сын, молодой детина с атлетическим ростом и силой. Летом 1893 года, возвращаясь из тайги, казак поселка Кангильского Федотов вел с собой трех или четырех лошадей, принадлежащих его товарищам, которые в это время спускались на паромах. Так как Нерча была большая, переезд по бродам был невозможен, поэтому лошадей с берега на берег нужно было перевозить или же плавить возле лодки. По правилам, так как Федотов был казаком, к тому же и он, и младший Рязанцев были приписаны к одной Торгинской станице, брать денег за переправу с него не полагалось. Поэтому Рязанцев за плату на лодку поставил лишь несколько инородческих лошадей, а лошадей Федотова велел поводьями перевязать за хвосты, привязать к лодке и таким новомодным способом плавить на другой берег. Напрасно уговаривал Федотов Рязанцева, что этаким путем плавить будет дело «неладное», и что он согласен лучше подождать второй рейс, – Рязанцев не послушал: как сказал, так и сделал. Когда лошади были связаны поводьями за хвосты и лодка от берега отчалила, одна из них, находящаяся в средине плывших лошадей, начала тонуть, запутала в поводьях остальных, и лодку пришлось вернуть к берегу обратно. Когда причалили, оказалось, что лошадь утонула, а остальные спаслись лишь потому, что их смогли удержать находившиеся в лодке люди.
Таких историй с младшим Рязанцевым было множество, и он вскоре стал притчей во языцех по всей округе. Местные даже советовали: «Если вы собрались на крупянскую переправу, то обязательно берите с собой провизию не менее как на сутки, ибо пока вы несколько раз, в ожидании перевозчика, ни выспитесь под палящими лучами солнца или пока не промокнете, как говорится, до мозга костей под ливнем и не поедите, то ваш перевозчик едва ли вас перевезёт». Так было с одним священником из Зюльзи, который приехал на крупянский перевоз к 9 часам утра и, прождав перевозчика до 5 часов вечера, ретировался для ночлега обратно в Зюльзю, которая к его счастью находилась в 5-6 верстах, а будь она дальше, пришлось бы ему ночевать на перевозе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Основано в 1801 году[1] как населённый пункт для каторжан. Первыми жителями были сосланные польские повстанцы К. Чубинский и А. Чипович. Основными занятиями населения были: хлебопашество, скотоводство, охота, лесосплав, перевозка купеческих грузов, а также сезонные работы на золотых приисках. В 1835 году была построена церковь. В 1873—1878 годах действовала церковно-приходская школа. В 1903 году Олинск стал центром вновь образованной волости. В 1916 году было открыто двухклассное училище. В 1920 году вошло в состав Зюльзинской волости. С 1922 года вновь стало волостным центром. В период с 1926 по 1935 годы — центр Олинского района[6].