Проблема детского сада -хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать-рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук-педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек - существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства-никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.
Детский сад-это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе.
Адаптацию следует рассматривать по следующим параметрам:
1. Значение адаптации для здоровья ребенка;
2. Механизм развития адаптационного синдрома;
3. Клиника адаптации;
4. Меры, облегчающие адаптацию;
5. Факторы, влияющие на адаптацию;
6. Исход адаптации.
ЗНАЧЕНИЕАДАПТАЦИИДЛЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Самый оптимальный возраст для адаптации в дошкольном учреждении-6 месяцев, пока у ребенка не выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации-это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев. Так определено научными исследованиями.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание. Это состояние было описано еще в 1848 году как болезнь «тоска по дому» - так называли тогда адаптацию. Именно в том, как организм ребенка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.
МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА
Из привычного мира семьи дети попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему малыши с первых дней плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Возможно, что через 3-4 дня после начала посещения детского сада они могут заболеть. В данном случае подождите винить воспитателей и детский сад. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов убедительно доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям детского учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.
В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в саду-самое тяжелое.
Ребенку надо одновременно привыкать и к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам: «Что мне делать, если я захочу на горшок? Что скажут тети-воспитатели, когда узнают, что я не ем кашу?»
Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде и сне. Малыш настолько взбудоражен, что, возвращаясь, домой, не в состоянии успокоиться.
Не отпускает от себя мать, плохо ест. Во время сна вздрагивает. Плачет, часто просыпается, у него может подняться температура, появится сыпь или даже первые признаки расстройства желудка.
Страдает малыш, а вместе с ним страдают и все домашние, нелегко видеть переживания крохотного человека. Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых.
Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть трехгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни дается легко. Надо помнить, что плач в начальный период не всегда является выражением страха перед разлукой. Часто это скорее признак «порогового страха», некоторой неуверенности перед новой группой. В таком случае ребенок обычно быстро успокаивается, и родитель, заглянувчерез пять минут в окно детского сада, видят, как их малыш мирно играет в уголке с игрушками.
Ребенок в период адаптации-живая модель стрессового состояния. Стресс-это реакция на борьбус трудностями, норма перехода от одних условий к другим.
Особенности периода адаптации:
1-ая особенность: происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации.
2-ая особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменениемгормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты-изменениями в гормональной системе: гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. В этот период разные дети в зависимости от биологического темперамента ведут себя по – разному: кто бурно плачет, становится агрессивным, а кто сжимается и сильно страдает. И по этому состоянию людей разделяют на «хищников» и «кроликов». Стресс, безусловно, вреден, но он и необходим, по мнению психологов, так как жизнь часто бросает детей и взрослых в разные условия, и если бы организм был не приспособлен к перенесению стресса, люди бы сразу умирали. Наша задача в детском учреждении-облегчить стрессовую ситуацию, научится правильно воздействовать на «хищников» и «кроликов», искать способы облегчения адаптации.
3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. И чаще всего, пребывая в детском учреждении, на пятые-седьмые сутки ребенок заболевает.
Адаптационный период
условно можно разделить на несколько этапов:
1-ый этап-подготовительный.
Его следует начинать за1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа-сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделять рациону питания малыша, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбные суфле и т.д. Тогда в детском саду ребенок не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным.
Отличные от общепринятых привычек при засыпании (укачивание в коляске, засыпание на руках и т.д.) отвлекают воспитателя, при этом страдают и дети. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому всю коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии.
Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в детский сад, наступает следующий этап-в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.
2-ой этап-основной.
Главная задача данного этапа-создание положительного образа воспитателя.
Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что он любит, есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче. Опора на знакомое в незнакомой обстановке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в незнакомых для него условиях. Первые визиты в детский сад длятся не более часа. Мама помогает ребенку освоиться, поддерживает его интерес к окружающему.
На фоне положительного эмоционального общения легко складывается и деловое сотрудничество взрослого и малыша. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психологической защиты.
3-ий этап-заключительный.
Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь-сон.
КЛИНИКА АДАПТАЦИИ
Как же ребенок проявляет себя в период адаптации?
1. Изменяются первичные формы поведения: аппетит, сон, эмоциональное состояние.
2. Нарушается ориентировочная реакция, игровая, двигательная активность
Ребенок в это время может отказаться даже от пищи, а компенсировать чувство голода дома, чем очень недовольны мамы, а мы не можем и не знаем, как объяснить родителям, что такое поведение естественно. Аппетит значительно снижается в основном в течение первых пяти дней. Нарушается и сон ребенка-он не спит не только в учреждении, но и дома в результате возбуждения нервной системы. Меняется эмоциональное состояние детей. У каждого ребенка рано или поздно проявляются отрицательные эмоции. Данный период следует тщательно контролировать. В первый день у ребенка ярко проявляются ориентировочные реакции что это? Кто это? И после трех дней пребывания в детском саду, когда малыш все узнает, он как бы застывает. У такого ребенка адаптация протекает всегда тяжело. В это время он боится пространства, предпочитает сидеть где-то в уголке.
Начинается потеря воды в организме-ребенок начинается чаще мочиться, расстраивается стул. Малыш испытывает повышенное чувство жажды, но пить не просит, на лице его заметно страдание. Кожа становится суховатой, у рта и носа появляется синюшность в виде треугольника, ноги холодные, он постоянно мерзнет. Это клиника адаптации.
Персонал группы должен знать такие проявления и подумать, как помочь ребенку. У ребенка может повыситься температура из-за нарушения терморегуляции, нарушаются показатели развития: падает вес, замедляется рост. Запаздывает нервно-психическое развитие, особенно речь (говорит только дома) Происходят спазмы сосудов. Клиника адаптации имеет место у каждого ребенка, но она может быть разной по степени тяжести.
МЕРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕАДАПТАЦИЮ
Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.
Для родителей
1. Когда вы приходите в детский сад, попросите познакомить вас с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.
2. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в т. и вредные привычки (сосание пальца, засыпание с соской, засыпание на руках), так как это осложнит приспособление к новым условиям.
Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.
3. Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет их покупать вместе с вами. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными,
4. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы ребенка.
5. Хорошо, если в первые дни посещения ребенком детского сада мама сможет оставаться с ним в группе. Можно привести ребенка в детский сад утром, на прогулку или перед обедом.
6.Рекомендуется укороченный день.
7.Ваше вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
Ø Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье.
Ø Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет. В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.
Ø Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери в период новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.
Ø Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.
Ø Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики.
Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребенка в детском учреждении.
ИСХОД АДАПТАЦИИ
Адаптационный период считается законченным, если:
1. Ребенок с аппетитом ест;
2. быстро засыпает, вовремя просыпается;
3. играет.
Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка:
1. Если с ребенком систематически занимаются дома, то ребенок растет общительным и самостоятельным и период адаптации заканчивается за 10-12 дней;
2. если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц и более.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
1. Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
2. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в распорядок дня дома.
3. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.
4. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день.
5. Как можно раньше познакомьте ребенка с детьми и педагогами группы, в которую он в скором времени придет.
6. Приучайте ребенка всем навыкам самообслуживания.
7. Подчеркивайте, что ваш ребенок, как прежде, дорог вам и любим.
Информация для родителей, дети, которых собираются в детский сад.
1. Прежде всего, вы сами должны быть психологически готовы к расставанию. Успокойтесь и не нервничайте-любое ваше внутреннее состояние сразу передается ребенку. В ваших силах сделать так, чтобы малыш преодолел адаптационный период без особых нервных затрат.
2. Наложите вето на домашнее обсуждение будущих детсадовских проблем в присутствии ребенка.
3. Не пугайте ребенка. Фразы типа «Не балуйся, а то отправлю в садик!» могут поселить в его душе страх, который потом будет трудно побороть. Лучше заранее сводите малыша в детский сад на увлекательную экскурсию.
4. Не идеализируйте детский сад, иначе он просто оправдает надежд вашего малыша. Лучше всего быть в этой ситуации честным.
5. Узнайте режим дня и начинайте придерживаться его дома. Не забудьте напоминать при этом: «А сейчас детки в саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать)».
6. Не обещайте ребенку вознаграждения за посещение детского сада. Дайте ему сразу понять: впереди обычная жизнь, в ней будут друзья, интересные игры, прогулки, и надо в эту жизнь включаться сразу, а не сидеть до вечера у окна в ожидании прихода родителей.
7. Постарайтесь настроить малыша на дружелюбное общение с незнакомыми детьми, но обязательно предупредите в мягкой форме, что все они разные: есть капризные, драчливые, непослушные, однако боятся их или подражать им не надо.
8. Когда настанет час икс, не делайте из этого выдающегося события. Продумайте все до мелочей, чтобы обойтись без спешки и нервозности. Заранее подготовьте запасную одежду. Все вещи должны быть максимально просты и удобны. Дайте с собой любимую игрушку - с ней ребенок почувствует себя спокойнее.
9. Сначала оставляйте ребенка в саду на 1-2 часа, обязательно забирая его до обеда. Постепенно увеличивайте это время.
10. А что делать, когда малыш постоянно плачет и в прямом смысле хватается за вашу юбку? Психологи рекомендуют не затягивать расставание и не «дразнить» ребенка своим присутствием. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода малыш спокойно включается в игру-детская психика гибкая и легко приспосабливается к новому.
11. Разработайте свой собственный ритуал прощания.
12. Теперь вы проводите с малышом меньше времени, чем раньше, но важно другое-нежность и тепло ваших взаимоотношений, любовь друг к другу, которую ребенок должен чувствовать всегда.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступленияребенка в детский сад.
3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев