Положение о «портфолио» учащегося
начальной школы (ФГОС НОО).
1. Общие положения
Портфолио - это способ
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных
достижений обучающихся в период их обучения с 1 по 4 классы.Портфолио дополняет традиционные,
контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты,
достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной,
творческой, социальной, коммуникативной и других. Портфолио является основанием
для составления рейтингов выпускников начальной школы, для подготовки
карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
2. Цель и задачи «портфолио»
Цель «портфолио»:
представить отчёт по процессу
образования учащихся, увидеть
«картину» значимых образовательных
результатов в целом,обеспечить отслеживание
индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его
способности практически применять приобретенные знания и умения.
Задачи:
поддерживать высокую учебную
мотивацию учащихся;поощрять их активность и
самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и
оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться -
ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную
деятельность.
Девизом работы с портфолио
ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий
процесс ученика должен быть зафиксирован".
3. Оформление «портфолио».
Портфолио оформляет
обучающийся под руководством классного руководителя и родителей в соответствии
с принятой структурой.
При оформлении портфолио
должны соблюдаться следующие требования:
§ систематичность
и регулярность ведения портфолио - 1раз в четверть/полугодие;
§ достоверность
сведений, представленных в портфолио;
§ аккуратность
и эстетичность оформления;
§ разборчивость
при ведении записей;
§ целостность
и эстетическая завершенность
представленных материалов;
§ наглядность;
§ сохранность
портфолио.
Образовательные
достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в
течение года.
Обучающийся имеет право
включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления,
отражающие его индивидуальность.
4. Функциональные обязанности
участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося.
В формировании портфолио
участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель,
учителя-предметники, педагог-психолог, педагоги
дополнительного образования, заместители руководителя ОУ.
При формировании
портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного
процесса распределяются следующим образом:
обучающийся ведет работу по
формированию и заполнению портфолио;заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной
работе организует работу по реализации в практике
работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных
образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью
педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;классный руководитель оказывает
помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит
информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию
портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую
функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного
образования, представителями социума в целях пополнения портфолио;
осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает
обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет
итоговые документы, табель успеваемости;учитель-предметник, педагоги дополнительного
образования проводят информационную работу с обучающимися
и их родителями по формированию
портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления
материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов,
конференций по предмету или образовательной области;педагог-психолог
проводит индивидуальную психодиагностику; ведет коррекционно-развивающую и
консультативную работу.
5. Учёт результатов «портфолио» при
аттестации обучающихся.
Учёт результатов позволяет сделать выводы:
о
сформированности универсальных и предметных способов действий,
обеспечивающих возможность продолжения образования в начальной школе;о
сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации
с целью постановки и решения учебно-познавательных и практических задач;
Портфолио учитывается:
при
прохождении аттестации педагогических и руководящих работников;при
проведении внутришкольного контроля;в
ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ (аккредитация ОУ,
контроль качества образования).
6. Структура и содержание
«портфолио».
«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».
Содержит основную
информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную
информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного
листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему
возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет
представиться другим.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержит список вложений
(состав Портфолио), критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и
вклад каждой работы в накопленную оценку ученика, карту саморазвития по годам
обучения
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР».
§ "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно
написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у ребенка
редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
§ "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи
или составить небольшой рассказ о своей семье.
§ "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его
интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь
же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до
дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог,
светофоры).
§ "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах,
увлечениях.
§ "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том,
чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции,
учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного
образования.
§ "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах, небольшие
заметки о любимых школьных предметах.
§ "Мой характер" – рассказ о своих
предпочтениях, привычках, особенностях.
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА».
Раздел посвящён школьным
предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и
тестами; работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения
письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал,
автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок за четверти и т.д. и
т.п. Обязательной составляющей являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных
работ по отдельным предметам, оценочные листы (аналитические справки) по
уровню сформированности УУД.
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО».
В этот раздел ребенок
помещает свои творческие работы по разным предметам. Если выполнена объёмная
работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям и педагогу
необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе,
также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и
кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в
СМИ или Интернете - надо найти эту информацию.
Так же этот раздел
заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами.
Этот раздел включает в себя:
§ исследовательские
работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество
страниц, иллюстраций и т.п.);
§ проектные
работы (указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение:
фотографии, тексты работы в печатном или электронном виде и другое);
§ работы по
искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
§ другие
формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре
(указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и
концертах);
§ занятия в
учреждениях дополнительного образования (указывается название учреждения или
организации, продолжительность занятий и их результаты);
§ иная
информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские
способности обучающихся.
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ».
Портфель
сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных
достижений.
Этот раздел включает в себя:
§ предметные
олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
§ мероприятия
и конкурсы, проводимые
учреждениями дополнительного образования;
§ тестирования
по предметам;
§ конкурсы и
мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;
§ документы
или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Здесь размещаются
грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые
аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по
важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте
(диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в
хронологическом порядке.
РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ».
В начальной школе дети
принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в
театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или
похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не
только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои
впечатления. Сюда же можно включить рассказ ребёнка о своём хобби.
Примечание.
В первом классе, когда
ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи
родителей и учителя ему не обойтись. Но
по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь
с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам
прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы
неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного
отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей
Критерии оценки Портфолио ученика
_________________________________ класса _________
№ п/п
Раздел
Показатель
Индикатор
Балл
1
Титульный лист
Красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность,
наличие фото
- 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям;
- 3 балла - незначительные замечания
- 0 баллов – отсутствие раздела
2
Содержание
3
Мой мир
4
Моя учеба
Итоговые отметки по предметам учебного плана
Средний балл отметок на период оценивания (за учебный год или
по четвертям), умноженный на 10
Наличие лучших работ, проектов, творческих работ и т.д.
- 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету;
- 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;
- 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету
5
Мое творчество
Творческие достижения
Сведения об участии в
творческих конкурсах
школа
город
область
победитель
15 б.
20 б.
25 б.
призер
10 б.
15 б.
20 б.
участник
5 б.
10 б.
10 б.
Занятия в студиях,
кружках и пр.
По 5 баллов за каждый кружок
Сведения об
участии в делах класса и школы (конкурсы, КТД, акции, праздники,
социальные акции и т.д.)
- 5 баллов – участие в 5 и больше мероприятиях;
- 3 балла – активность участия составляет 3-4;
- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика
Творческая мастерская
Наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ
- 5 баллов – наличие от 5 и больше работ;
- 3 балла – количество работ составляет 3-4;
- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика
Спортивные достижения
Участие в спортивных
соревнованиях
школа
город
область
победитель
15 б.
20 б.
25 б.
призер
10 б.
15 б.
20 б.
участник
5 б.
10 б.
10 б.
Занятия в спортивных
кружках, секциях, клубах
По 5 баллов за каждый кружок
6
Мои достижения
Участие в школьных
олимпиадах
Победитель (1 место) – 15 баллов
Призер (2-3 место) – 10 баллов
Участник – 5 баллов
Сертификаты участника
«Русский медвежонок», «Кенгуру», «Старт», «Молодежный чемпионат» и другие
дистанционные конкурсы
Участие 5 баллов + соответствующее кол-во баллов за призовое место по
уровням (за каждую олимпиаду)
место
школа
регион
Всерос-
сийский
Между-
народный
1
2
3
5
3
1
10
7
4
15
11
7
20
15
10
Похвальный
лист по окончании года
5 баллов
Грамота или
благодарственное письмо по окончании года (за активное участие в
жизни класса )
5 баллов
Благодарственное
письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности
5 баллов
Благодарственное
письмо социальных партнеров за особые успехи в какой-либо деятельности
5 баллов
7
Мои впечатления
Наличие фотоотчета или творческих работ по итогам посещения музеев,
выставок и т.д.
- 5 баллов – наличие творческих работ по итогам посещения музеев,
выставок и т.д.;
- 1 балл – отсутствие данных работ
Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной,
творческой, социальной деятельности
- 5 баллов – наличие от 5 и больше работ;
- 3 балла – количество работ составляет 3-4;
- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика
8
Вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творчестве.
5 баллов за каждую информацию из СМИ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев