Мы достаточно хорошо знаем историю жизни Каримбая Хамитова, но жизнь его старшего брата Хамзы окутана тайной, хотя Хамза Мухаммедаминович Хамитов сыграл не менее важную роль в истории Томских татар. Написана автобиография в 1928 году, на полях пометки от 1930 года. Пишут, что есть сведения про членов семьи. Язык - тюрки, наряду с татарскими словами много арабских слов и слов на фарси. Не пишут "жил" - ветер, а пишут "шамаль" на арабском, не пишут "яз" - весна, а пишут на фарси "бахор". Где-то есть перевод. Но где? Очень хотелось бы почитать. А пока про Хамзу Хамитова напишем с чужих слов.
Пишет Ирек Биккинин. Хамза Хамитов родился в 1851 году в деревне Решетино ныне Пензенской области. В 1853 году 305 татар из Чембарского уезда Пензенской губернии из Алты авыл, куда входило и Решетино, переселились в Томскую губернию и основали деревню Серебряково, в томском архиве хранятся списки жителей деревни за 1858 год
Глава семьи Мухаммедамин Хамитов приехал с семьёй, с детьми : Юсуп, Мухаммеджан, Хусаин, Хамза, дочери Хадича и Инбигишсуль, уже в Серебряково родились Мухаммедкарим и Ханафия.
Переселенцы в Серебряково везли с собой своего имама Мухаммедамина Федкуллова Курмашева, в 1865 году муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Салимгарей Шангареевич Тевкелев выписал указ Курмашеву, чтобы тот стал имамом в Серебряково. Эта история изложена в автобиографии Хамзы Хамитова. Здесь же Хамза ахун пишет, что, когда имама временно не было, его обязанности исполнял его отец Мухаммедамин Хамитов, он и своего четвёртого сына отправил учиться в Бухарское медресе, а до этого Хамза учился в городе Тара Тобольской губернии.
Хамза учился в знаменитом Бухарском медресе "Мир-и Араб" и в возрасте 23.лет в 1874 году стал имамом Томска и ахуном Томской губернии. 25 марта 1917 года его лишили сана ахуна, но временно оставили имамом Красной мечети. Бывший ахун перебрался жить в подвал Белой мечети.
Айдар Хабутдинов. Татарские структуры Сибири начала 20 века.
Статья из интернета, большая и интересная, про всю Сибирь. Здесь очень кратко про Томск.
Газета "Сибирия" выходила в Томске в феврале 1912 года по август 1913 года и закрылась из - за финансовых проблем. Редактировалась супругами Наврузовыми. В газете нашла отражение широкая картина Общественной жизни прежде всего мусульман Томска. Одним из имамов, игравший важную роль в ключевых регионах Восточной и Западной Сибири, был Хамза ахун Хамитов. Личность его была неоднозначной, с одной стороны его действия были вполне в стиле кадимизма, когда он не дал провести джадидскую реформу томского медресе, начавшуюся в период революции 1905-1907 годов. При этом другие действия Хамзы ахуна ставят его в ряды сторонников идей джадидов. 22 мая 1910 года собрание под предводительством Хамзы ахуна постановило учредить в Томске мусульманское женское училище рядом с Соборной Красной мечетью, учительницей русского языка была избрана дочь ахуна К. Х. Комарова.
После Февральский революции в Томске мусульманское бюро приняло решение отстранить ахуна Хамитова. Татарская молодёжь Томска выступила в защиту ахуна, в письме говорилось, что ахун поддерживает деятельность театра, мектеба и медресе, библиотеки.
На 1914 год татары ходили в русский театр, сами устраивали театральные представления.
На 1918 год у томского мусульманства были всесибирский совет, томское мусульманское бюро, музыкально-драматического общество, общества женщин, учащихся, союз учителей, мусульманский военный комитет, благотворительное общество, всесибирская мужская учительская школа.
В томском технологическом институте возникло неформальной мусульманское общество взаимопомощи.
В Томске 1 января 1910 года открылось легальное мусульманское училище Наврузовой для девочек. В 1912 году было открыто второе мусульманское училище под руководством ахуна Хамитова.
14 апреля 1913 года прошёл вечер памяти Г. Тукая в медресе Красной мечети (ахун Хамитов). Были прочитаны Коран и молитва в его честь, учителя познакомили с его произведениями.
17 февраля в мектебе Красной мечети прошёл праздник Мавлид - театральное представление в помощь бедным шакирдам, организованное томский обществом мусульман - прогрессистов.
29 июня 1912 года Благотворительное общество организовало Сабантуй на томском ипподроме, там играла татарская музыка.
19 мая 1913 года прошёл сабантуй, доход от которого составил около 1000руб.
18 мая 1914 года доход от Сабантуя составил 431 рубль, многие прислушались к мнению ахуна, который сказал, что, те, кто пойдут, вернутся, надев хомут проклятия.
В 1910 годы наблюдается выстраивание мусульманской инфраструктуры по типу инфраструктуры мусульман европейской России. Высшая точка была достигнута в Томске, где в январе 1918 года объединились как политические структуры, так и благотворительные, образовательные (3 мужских и 2 женских мектеба) и другие общества.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев