Chrysler Turbine Car 1963
Начиная с 50-х годов 20 века группа инженеров Chrysler во главе с Джорджем Хюбнером работала над проектом автомобиля с газотурбинным двигателем (ГТД) как альтернативы привычному поршневому двигателю внутреннего сгорания. Компания Chrysler, имеющая опыт работы с ГТД еще с конца 30-х, после войны сохранила позиции в ВПК и в 1952 выпустила первую американскую баллистическую ракету. Хюбнер, с 1946 главный инженер Chrysler, участвовал в ее разработке, но главной задачей считал создание авто с газотурбинным двигателем для широких слоев населения. С 1953 по 1979 создали 77 автомобилей с ГТД, включая партию из 50-ти серийных авто с кузовами ателье Ghia - Chrysler Turbine Car.
Кузова Turbine Car собирали вручную в Италии на заводе Ghia, затем транспортировали в Детройт, где оснащали агрегатами. Дизайн передней части был вдохновлен воздухозаборниками реактивных самолетов, корму необычной формы венчали сопла авиатурбин. Крышу по тогдашней моде обтянули винилом, а яркий цвет позже стали называть Turbine Bronze.
В феврале 1962 Chrysler объявил о подготовке к запуску в серийное производство авто с ГТД. Оценить реальные перспективы автомобилей с новым типом двигателя решили специфично: передать 50 Chrysler Turbine Car в пользование рядовых американцев. От добровольцев не было отбоя. Выбирали из 30 000 заявок. Каждый из счастливчиков получал авто на 3 месяца и эксплуатировал как хотел, оплачивая только топливо. Затраты на ремонт (который категорически запрещалось проводить самостоятельно или на сторонних сервисах), доставку и страховку покрывал Chrysler. Всего в программе приняло участие около 200 человек разных профессий, живущих по всей Америке, повседневно использующих разные автомобили (одним из условий участия было наличие собственного авто). Испытания широко освящались в прессе. Культивировалась идея, что «революция в автомобилестроении происходит здесь и сейчас», буквально на соседней улице. Turbine Car возили по миру, снимали в кино, на нем торжественно открыли сезон NASCAR 1964 года.
12 апреля 1966 компания Chrysler отрапортовала о результатах испытаний. Отмечалась плавность хода, низкий уровень вибраций. Двигатель не требовал регулярной замены масла и регулировок, при неаккуратной работе газом не глох. Испытания подтвердили, что мощность и крутящий момент ГТД не будут снижаться в течение всего срока службы авто (при условии очистки нагара в турбинном блоке). Но были и проблемы. Основная – большой расход топлива, от 20 литров на 100 км, хотя реальные цифры не озвучили. Задержки при трогании с места составляли до 2 секунд! Из-за характерного свиста турбины шум на высокой скорости был запредельным.
Утверждалось, что Turbine Car может ездить на всем что горит. В рекламных целях его заправляли арахисовым маслом, текилой, духами Шанель. Основными же рекомендовались дизтопливо, керосин или неэтилированный бензин. Самый распространенный тогда в США (в некоторых регионах единственный) этилированный бензин мог привести к разрушению ГТД и запрещался к использованию. Поэтому заправить Turbine Car не всегда было возможно.
Двигатель работал в температурном режиме 680–1100°C. Снижение температуры отработанных газов было одной из важнейших задач. Сама турбина раскручивалась в различных режимах движения от 20 000 до 45 000 об/мин, понижающий редуктор уменьшал скорость вращения вала КПП до максимум 4 680 об/мин. Максимальная мощность в 130 л.с. достигалась при 3 600 об/мин, а внушительный момент в 576 Нм был доступен во всем диапазоне оборотов. До 100 км/ч Turbine Car разгонялся за 10 секунд с учетом задержки на старте! Максимальная скорость ограничивалась на 195 км/ч, но мало кто отваживался так разгонять экспериментальный авто. Вот такой непростой аппарат передали обывателям в стране с самой замороченной судебной системой, которая из-за нескольких несчастных случаев могла разорить Chrysler. Воистину, это был «Самый смелый эксперимент в истории автомобильного бизнеса».
В сентябре 1966 вместо заявлений о запуске авто с ГТД в массовое производство, объявили о продолжении исследований. Руководство Chrysler дало добро на выпуск лишь 500 турбинных автомобилей в новейшем кузове Charger, но проект не реализовался. Учитывая надвигающееся ужесточение стандартов токсичности и расхода топлива, Chrysler сосредоточился на совершенствовании классических поршневых моторов. К тому же корпорация переживала не лучшие времена, а для запуска ГТД в массовое производство требовались инвестиции в 1 млрд. долларов, которых не было. Стоимость серийных автомобилей с ГТД обещала быть весьма солидной. Постепенно проект ГТД начал угасать и в итоге дорогостоящие эксперименты были прекращены.
В 1967 году большинство Turbin Car уничтожили. Сохранили лишь несколько экземпляров для музеев. Сегодня один Chrysler Turbine Car, да еще и на ходу, находится в потрясающей коллекции Джея Лено.
Автор: Сергей Клюшниченко
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев