Погодные условия, в последнее время
все чаще заставляющие задуматься о методах выживания, вносят свои коррективы в
жизнь на дорогах.Спорить о том, что лучше — автомат или
мануал — примерно то же самое, что сравнивать Mercedes-Benz S-class и
Lotus Elise. Вся разница в подходе, в самой концепции. Автомат подходит для
начинающих водителей или для водителей ленивых. С развитием технологий автоматические
коробки становятся актуальными везде — от представительских седанов до
бескомпромиссных спорт-каров.При этом сложно не согласиться с профессиональными
гонщиками, утверждающими, что "механика" позволяет более тонко
чувствовать автомобиль, по-настоящему управлять им.Автомат, бесспорно, удобнее,
но многие считают его опасным спутником в зимнее время. Такая коробка передач с
каждым новым поколением водителей обрастает множеством мифов и легенд, которые
появляются скорее из-за отсутствия знаний и неумения ездить, нежели из-за
реального положения дел.Основная проблема автомата заключается в том, что
момент начала пробуксовки вы ощущаете гораздо хуже. Происходит это по вине
проскальзывающего гидротрансформатора (который, кстати, помогает вам плавно
трогаться с места даже на скользкой дороге). Передачи переключаются в
зависимости от скорости вращения колес (которые неизвестно когда начали
буксовать), и вы можете "прошляпить" ту секунду, когда стоило бы
вмешаться в работу "искусственного интеллекта". На некоторых
автоматах существует зимний режим, который производит переключения на более
низких оборотах двигателя и помогает стартовать без лишних прокрутов (иногда со
второй передачи). Получается езда "внатяг" — прием, который
используют профессионалы, как на "механике", так и на автомате.
1. Старт
Любой автомобиль
требует бережного обращения. А автомобиль с автомат-коробкой — тем более.
Откопав с утра свою машину, дайте маслу в АКПП хотя бы пару минут прогреться
(да простят нас экологи). Повернув ключ в зажигании и сразу же надавив на газ,
вы сокращаете срок службы автомата.Специалисты советуют перед началом движения
поочередно переместить селектор во все положения, удерживая машину на месте с
помощью тормозной педали. Эти нехитрые действия ускоряют процесс прогрева
трансмиссионной жидкости. После начала движения первые 5 км избегайте резких
разгонов и пробуксовок.
2. Как выбраться
из сугроба
Зимой утро часто
может начинаться с попыток выбраться из сугроба, в который вечером вы
запарковали автомобиль. Если у вашего автомата есть понижающая передача —
"1", "2" или "L" — используйте ее, а не
"D". Если нет — придется выбираться "в раскачку".
Плавно нажимаете газ, карабкаетесь вперед, удерживаете машину в крайнем
положении педалью тормоза, переключаетесь на заднюю скорость, карабкаетесь
назад, снова удерживаете машину и.т.д.При использовании этого приема стоит
помнить, что для гидротрансформатора такие манипуляции — не самое приятное
"времяпровождение", поэтому его стоит использовать только в течение
короткого времени. Едкий запах "паленых" фрикционов в коробке даст
знать, когда пора отправляться на поиски отзывчивых "тянитолкаев".Не
забывайте отключать систему стабилизации ESP (и связанный с ней
трэкшн-контроль), которая в сугробе вам — не помощник.
3. Торможение
двигателемЕще одна проблема автомата зимой — необходимость постоянно
пользоваться рабочим тормозом из-за практически полного отсутствия эффекта
торможения двигателем. В режиме Drive автомат-коробка не реагирует на сброс
газа так, как обычная "механика". Но для этого существуют понижающие
передачи, либо полуавтоматический режим, которыми можно и нужно пользоваться.
Особенно это актуально перед входом в поворот, в котором вам нельзя потерять
обороты и тягу.Стоит быть готовым к тому, что на очень скользкой дороге
понижение передач может привести к пробуксовке ведущих колес и развитию заноса
задней или сноса передней оси. На переднем приводе в таком случае нужно
оставить педаль газа нажатой, на заднем — отпустить педаль, на полном
приводе — отпустить и тут же плавно нажать.На старых автомобилях, где
отсутствует ограничитель оборотов, при использовании понижающих передач нужно
следить за показаниями тахометра, чтобы не "перекрутить" двигатель.
Более современные коробки не позволят вам переключиться, к примеру, с четвертой
на вторую передачу при скорости 110 км/ч.Нужно понимать, что торможение
двигателем актуально лишь при должном запасе пространства на дороге,
эффективность такого торможения с АКПП в разы ниже, чем с мануальной коробкой.
Виной тому — все тот же эффект проскальзывания гидротрансформатора.
4. Обгон
Самое важное при
обгоне — не дать автомату в самый неподходящий момент переключиться на
повышенную передачу. Это приведет к потере оборотов и необходимости вновь их
набирать. Для таких случаев на некоторых АКПП есть режим OD (Overdrive),
который надо при обгоне отключить (OD OFF). Это действие запретит переход на
повышенную передачу. Но — опять же — следите за тахометром, дабы не
"упереться" в красную зону.В обычном режиме D при необходимости
ударного разгона автомату требуется некоторое время, чтобы среагировать на ваше
действие "газ в пол". Зачем дожидаться кик-дауна (автоматического
переключения вниз), когда можно вручную скинуть передачу-другую? Это простое
действие позволит сэкономить ту самую секунду на встречной полосе, которая
может привести к драматичным последствиям. Если у коробки есть спортивный режим,
не помешает включить его при обгоне.
5. Спуски
Любой спуск
гораздо сильнее влияет на увеличение тормозного пути, чем подъем — на его
уменьшение. Этот фактор стоит учитывать при выборе скорости движения.
Используйте пониженные передачи только при более-менее сухом покрытии на крутых
спусках, дабы не перегревать тормоза. На скользком спуске пользуйтесь рабочим
тормозом.
Многие владельцы машин с автоматом часто вообще забывают о существовании
ручного тормоза, пользуясь лишь режимом P (Parking). Между тем, при парковке на
склоне они, тем самым, "вешают" всю массу автомобиля на блокиратор
вала коробки (режим P), что отрицательно сказывается на сроке его службы.
Последовательность действий такова: сначала ставим ручник и только потом —
режим P. Помните также, что парковка автомобиля в морозы на ручнике чревата
примерзанием колодок.
6. Подъемы
Зимой стартовать
на обледенелом подъеме — занятие не из приятных. Главное — избегать
пробуксовки колес и резких нажатий на газ. На автомате момент начала
пробуксовки поймать сложно, а посему действия должны быть очень плавными. Если
в самый неподходящий момент накопленную по крупицам тягу "убивает"
система ESP, попробуйте ее отключить.
7. Буксировка
Если у вашей
машины, нуждающейся в буксировке, автоматическая коробка, следует помнить о
правиле 50х50: буксировать можно на скорости не более 50 км/ч на расстояние не
более 50 км. Коробка должна быть переведена в положение N (Neutral). При
буксировке на большие расстояния следует пользоваться эвакуатором либо
разъединять трансмиссию, что, поверьте нам, очень непросто.На некоторых
автоматах буксировка и вовсе запрещена, об этом можно узнать из инструкции по
эксплуатации вашего автомобиля.
8. Занос
Кратковременное
включение "нейтрали" на скользкой дороге — действенное оружие против
заноса автомобиля, которое вопреки устоявшемуся мнению не может вывести
автоматическую коробку передач из строя. Моментальное, но четкое и аккуратное
включение "нейтрали" стабилизирует автомобиль, и занос прекращается
(как при выжиме сцепления на мануале). То же самое рекомендуется делать при
прохождении на малой скорости поворотов, расположенных на спуске, или медленном
маневрировании на косогоре. В таких условиях автомобиль может не послушаться
тормоза и продолжать скользить в нежелательном направлении. Перевод коробки в
"нейтраль" на короткое время позволяет выравнивать вращение колес и
стабилизирует автомобиль. При заносе, особенно на заднеприводном автомобиле,
крайне важна синхронизация работы газа (который надо тут же отпустить) и руля
(который надо повернуть в сторону заноса и вернуть в исходное положение).
9. Забота и уход
Автомат-коробка —
существо капризное и склонное при неправильном обращении к поломкам, причем эти
"болячки" могут стоить вам немалых денег. Поэтому, помимо описанных в
пункте 1 данной статьи требований к прогреву, не пренебрегайте регулярными
техническими проверками состояния коробки и уровня трансмиссионной жидкости.
Надеюсь, никому не нужно рассказывать о том, что при движении категорически
запрещается включение режимов P и R. Эти режимы можно включать только при
полной (!) остановке автомобиля. Что касается N, то метод езды
"накатом" актуален лишь для мануальных коробок (и только в летнее
время). Коробка также может перегреться, если вы решите узнать что будет, если
нажать тормоз и газ одновременно.
10. Думайте
заранее
Большинство
драйверских проблем с автомат-коробкой можно решить, осознав одну простую
истину: электроника никогда не сможет предугадать, чего вы захотите от нее в
следующую секунду. А посему — думайте заранее, и вовремя
"оповещайте" помощника-робота о своих намерениях (переходом в
спорт-режим, отключением OD, переходом на пониженную передачу). И тогда из вас
двоих может получиться вполне успешный творческий тандем
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев