В этом посте я расскажу что такое бизнес-модель, а в следующем как создать бизнес-модель.
✅Определение
в Wikipedia следующее определение бизнес-модели: "Бизнес-модель - это инструмент, используемый компанией для получения прибыли.
Это совокупность принцыпов организации внутренней работы фирмы и обслуживания клиентов, подкрепляемая стратегией (что компания намеревается делать) и методами ее реализации ( как компания собирается выполнить свои планы)"
В трактовке экономиста Майкла Портера определение звучит так:
"Выбранная компанией стратегия (целевое лидерство, дефференцифция или узкая специалазация) транслируеться на иные организационные аспекты, определяющие пути достижения целей.
Производная от стратегии бизнес модель, в свою очередь, определяет процессы, необходимые для функионирования бизнеса.
Видите Майкл Портер, в свое определнии даже пытаеться дать классификацию основным трем бизнес-моделям:
1. Ценовое лидерство
2. Дефференциация
3. Узкая специализация.
В то время как он дал это определение, в 2008 году, такая классификация, возможно, была верной.
Но, сейчас все очень быстро меняеться и говорить о том, что существует три бизнес модели, на мой взгляд, не верно.
Эти все три модели, сегодня, использует любая компания, в одной, своей, бизнес модели!
Почему бизнес модель важна для инвесторов и банков?
С ее помощью они могут быстро оценить компанию!
Потому что, в бизнес модели, если она правильно сделана и соответствует реальности, описано за счет чего и как компания будет зарабатывать!
Итак, давайте разберем что же это такое и как работает.
Существует 6 критериев основных критериев, которые важны для любой организации.
Рассмотрим их:
Первые 3 ( 1,2 и 3) критерии это то что должно быть в компании, иначе она не будет работать!
Последние 3 (4,5 и 6) критерия это по сути, сигнальные огни (некие сигналы об опасности), если они появляються-жди беды!
✨1. Привлечение клиентов, обладающей высокой ценностью.
Клиенты обладающие высокой ценностью это не обязательно состоятельные клиенты, а те которые:
- Имеют не высокие затраты на привлечение компанией
- Позволяют устанавливать рентабельные цены
- Готовы пробовать Ваш продукт после не очень продолжительного подготовительного/маркетингового времени (без длительных уговоров и танцев с бубнами)
- Сумма сделки позволяет Вам выполнять Ваши задачи и планы (план по продажам, например)
✨2. Предложение значимой ценности клиентам, то есть мы предлагаем клиентам ценность товара или услуги, которая им необходима, это конкурентное преимущество.
Ценность может заключаться в:
- Уникальных приимуществах товара или услуги/характеристики/выгоды
- Лучшей доставки и сервиса
- Предоставлением дополнительных решения путем альянсов с другими компаниями
- Более низких цен благодаря эффективности производства и использованию передовых технологий. А не демпингу!
- Более быстрой доставки, использования более широкого ассортимента товаров и услуг, чем у конкурента.
✨3. Производство товаров или услуг обеспечивающее высокую прибыль для компании. Ведь если у компании нет прибыли или она с трудом покрывает расходы, как она будет развиваться? Да и кому нужна компания без прибыли?
- Более высокую прибыль компании можно получить снижая издержки, напимер новые технологии производства или вынос производства за рубеж.
Но, это не самый надежный способ, так как конкуренты могут пойти по тому-же пути!
- Нахождение более эффективного канала дистрибуции
- Уменьшение расходов на стимулирование сбыта
- Наличие самого рационального и современного производства
- Предложение большего колличества вспомогательных продуктов, UpSale, CrossSale и т.д. которые не требуют дополнительных расходов на привлечение клиентов
А теперь о сигналах опасности!
✨ 4. Обеспечение удовлетворенности клиентов. Если клиент останется неудовлетворенным, его удовлетворит кто-то другой!
- Привлекательные гарантийные условия
- Хорошая и разностороняя техническая поддержка
- Простота установки и использования благодаря техническим характеристикам продукта или помощи сотрудников службы поддержки.
- Обширное клиентское обслуживание.
- Совместимость проукта с другим оборудованием или быстрое решение проблем совместимости
✨5. Упрочнение положения компании на рынке. Компания должна постоянно развиваться, создавать новые продукты или услуги. Необходимо постоянно мониторить Ваш рынок.
Сигналы опастности:
- Всего 2-3 крупных клиента скупают большую часть Вашей продукции
- Крупные потенциальные клиенты контролируют сеть дистрибуции
- Технологии меняються быстро и требуют выводить на рынок продукт повышенного риска
- Существуют альтернативные технологии закрывающие ту же потребность
- Существуют хорошо финансируемые потенциальные конкуренты, которые скоро могут выйти на Ваш рынок
✨6. Финансирование деятельности компании.
То есть если компания зарабатывает меньше чем необходимо на содержание компании и нет возможности привлекать ресурсы (или их надо слишком много) для полноценного развития компании, то бизнес модель работать не будет.
При принятии решений о инвестировании в StartUP или в развитие предприятия, стоит насторожиться если:
- ROI (прибыль на инвестиции) в первые 3 года ниже 25%
- Увеличение производства продуктов или услуг требует значительных дополнительных инвестиций
- Более 50% инвестиций пойдут в не приносящие прибыль области (прибыль приносят производство и продажи)
- Отрасль малорентабельна
✨В следующем посте я расскажу как создать бизнес модель предприятию.
✅#Андрей_Третьяков #АТproБизнес #Полезности_proБизнес
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев