Шантильи одно из самых распространенных видов кружева, который способствовал развитию кружева в целом. История маленького городка Шантильи, севернее Парижа достаточно типична для XIX века.
Плетеное кружево широко распространено во Франции, начиная с XV века. Это узкие полоски несложного по технике плетения кружева.
Со времени основания мануфактурного производства шитых иглой кружев в середине XVII , существенных успехов в области плетеного кружева, достигнуть не удалось. Все попытки воспроизвести кружево Англетер оказались безрезультатны.
Европейское признание плетеное на коклюшках кружево получает в 1840 году, когда в моду входит кружево Шантильи. Обращение к арсеналу художественных средств алансонских кружев стало залогом популярности кружева Шантильи.
В первой четверти XIX века оно было известно под названием Блонд, модных в то время. Под своим собственным именем Шантильи появляется тогда, когда в самом городе его производство прекратилось.
В XIX веке кружевом Шантильи славятся центры Байе и Канн, где сначала плетут Блонды, а потом переходят на Шантильи. Плотный сетчатый узор выплетается на фоне разреженной, прозрачной, тюлевой решетки. Обычно это симметричный орнамент с ассиметричными ветками, побегами, цветами.
Шантильи плетется на большой плоской подушке. Маленькие вещи изготавливаются одним куском, изделия более крупного размера делаются отдельными сегментами, которые впоследствии соединяются незаметным сцеплением. Материалом для Шантильи служит шелковая нить - «Гренадин Алэ». Характерная для XVIII века сетка фона представляет собой решетку из ромбов, образованную пересечением одной горизонтали двумя диагоналями, направленными в противоположную сторону и носит название «point Chant» или «point de Paris».
В конце XVIII - начале XIX века, ее заменяет сетка с сотовой ячейкой. Орнамент узора, выполняется решеткой «point grille», которая плетется более плотно. Контуры рисунка и ажурных сеток «point marriage» (которые также называются «vitre» или «cinq trou»), обрамляет более плотная шелковая нить.
Шантильи - это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юбки, зонтики, а также, воланы, различные наколки и носовые платки. Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. И, в то же время, они очень современны. Рисунок всегда отличается сложностью композиционного по¬строения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками. Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повторяющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями. В кружеве Шантильи часто можно встретить изображение полос с узором, напоминающим мотивы архитектурных профилей: чередование выгнутых и вогнутых линий в сочетании с листьями. Они придают этим композициям декоративность и задают какой-то особенно торжественный ритм. Среди орнаментальных мотивов встречаются и некоторые элементы готики, китайщины - то есть налицо смешение стилей, свойственное эпохе историзма.
Кружево Шантильи формируется в условиях невероятной популярности фламандского плетеного кружева, прежде всего таких типов кружева как Англетер, Малин и Валансьен. На территории Франции и XVII, и в XVIII веке, плели великолепные кружевные изделия в таких, некогда фламандских городах, как Валансьен, Лиль и Аррас. Но утверждать, что Блонды и Шантильи обязаны славе кружева бывших фламандских городов, не позволяют следующие особенности их изготовления.
1. С самого начала своей истории для плетения французского кружева используется и лен и шелк черного и белого цвета. Достаточно распространенным было и изготовление металлических кружев. Фламандское кружево всегда отдавало предпочтение белой льняной нити. Её и пряли по-особому. Документальных свидетельств об изготовлении металлического кружева на территории Фладндрии неизвестно.
2. Со второй половины XVIII века, в качестве фона для кружева, в Валансьене используется сетка с квадратной ячейкой. Лиль и Аррас используют очень простую сетку с ячейкой в виде ромба (Лиль) или сетку "Point de Paris". То есть здесь скорее обратная зависимость - фламандские центры прибегают к сетке французского кружева. Что касается сетки "Point de Paris", которая также применяется и в кру¬жеве Шантильи, Лиль и Аррас к ней обращаются уже тогда, когда в Шантильи начинают переходить к сотовой ячейке (во второй половине XVIII века).
3. В кружеве Шантильи в XIX веке переходят к сцепному приему, крупные изделия плетут отдельными полосками, которые впоследствии соединяют. По ширине французские изделия не превышают 8-9 см, однако качество их от этого только выигры-вает - они очень прочные, что соответственно, сказывается на цене. Таким образом, французское плетеное кружево XIX века, следует национальным традициям.
К середине XIX века Шантильи становится столь популярно, что его не только используют в костюме (и в Западной Европе и в Америке и в России), но и изготавливают в разных городах разных стран. Несколько центров по производству кружева Шантильи было и в Бельгии (Грамон и Ангуэн). Огромная популярность, которой пользовалось кружево Шантильи во второй половине XIX века, позволило ему занять центральное место в истории западноевропейского кружева.
С появлением машинного производства кружева, стало возможным воспроизводить аналогии знаменитых кружев, сплетенных или шитых, в том числе и Шантильи.
В XX веке во Франции сосуществуют как машинное, так и изготовленное вручную кружево. Производством кружев, выполненных на механических станках, занимается ряд компаний, расположенных в Кале и Кодри, многие из которых были основаны на рубеже XIX-XX веков. Отдельный сегмент кружевной продукции крупных фирм-изготовителей эксклюзивного кружева) не только вызывает в памяти знаменитое Шантильи, ее выпускают под лейблом этого типа кружева.
Характерные стилистические особенности Шантильи свойственны этим изделиям, созданным на станках Ливерс. Наличие сотовой ячейки тюлевой сетки, рельефный контур рисунка и ажурных сеток «point marriage» говорят об этом.
Современное кружево Шантильи предназначено, главным образом, для декорирования эксклюзивных нарядов.
Бережное отношение к традициям национальной культуры не только помогло французскому кружеву Шантильи занять значительное место в истории плетеного кружева и получить мировое признание, но позволило обогатить арсенал технических и художественных средств современных кружевных изделий.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев