(14 октября 1934, Ленинград, РСФСР, СССР — 22 апреля 2011, Рамат-Ган, Израиль) — советский, российский и израильский режиссёр, актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1967). БУДЕТ ЖИТЬ ВЕЧНО В НАШИХ СЕРДЦАХ
Содержание
Биография
Михаил Михайлович Козаков родился 14 октября 1934 года в Ленинграде, в семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова (1897—1954) и Зои Александровны Никитиной (урождённой Гацкевич, 1902—1973), редактора «Издательства писателей в Ленинграде». Отец происходил из образованной еврейской семьи; его предки, «стремившиеся к ассимиляции в русской среде», приняли фамилию «Козаков». Этнические корни матери были сербско-греческими; бабушка Михаила Михайловича, Зоя Дмитриевна Параскева-Борисова, была родом из Одессы В годы сталинских репрессий мать дважды арестовывали: в 1937 году (вместе с бабушкой артиста, обе освобождены в 1938 году); повторно — в 1948 году.
Во время войны Мишу с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Молотовскую область (сейчас — Пермский край). С 1941 по 1944 год он жил в деревне Чёрная Краснокамского района. С 1945 года учился в Ленинградском хореографическом училище.
По окончании 222-й мужской школы (бывшей Петришуле) в 1952 году Михаил Козаков поступил в школу-студию МХАТ. Учась на последнем курсе, успешно дебютировал в кино, снявшись в роли Шарля Тибо в политической драме М. И. Ромма «Убийство на улице Данте» (1956).
В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского) и поступил на работу в Театр имени В. Маяковского, где проработал с 1956 по 1959 год. Затем играл в «Современнике» (1959—1970), во МХАТе (1971—1972), в Театре на Малой Бронной (1972—1981) и в Ленкоме (с 1986). Также, по словам Михаила Козакова, он играл на сцене Саратовского ТЮЗа у Ю. П. Киселёва в пьесе «Обыкновенная история».
Добился блестящих успехов как актёр и режиссёр театра и кино. Проникновено читал стихи Тютчева, Пастернака и других поэтов. Наряду со Смоктуновским, Юрским, Марковым и другими мастерами художественного чтения принял участие в записи серии пластинок «Страницы русской поэзии XVIII—XX вв.»
В соответствии с автобиографической книгой «Третий звонок», с 1956 по 1988 год сотрудничал с КГБ СССР.
В августе 1991 года М. М. Козакову предложили высокооплачиваемую работу в Израиле, после чего он переехал туда вместе с семьёй. В течение четырёх лет играл на иврите в Тель-Авивском камерном театре; кроме того, создал русскую труппу (антрепризу), с которой подготовил четыре спектакля. В 2012 году в беседе с Дмитрием Гордоном продюсер Марк Рудинштейн рассказал:
…эмигрировав в Израиль, Козаков тут же написал книгу, где заявил: он уехал, когда в России наступило время Рудинштейнов, Ярмольников и Кобзонов. Потом, в трудное для себя время, Миша приехал обратно, героически сообщив, что бросил Израиль, и позвонил, извинялся.
В 1996 году артист вернулся в Россию и организовал собственную труппу под названием «Русская антреприза Михаила Козакова».
До 2010 года Михаил Козаков выступал с моноспектаклями (один из таких моноспектаклей — «Пушкин и о нём») и в роли чтеца (в частности, записал компакт-диск) и со стихотворными произведениями И. А. Бродского и А. А. Ахматовой.
В 2010 году у актёра был диагностирован рак лёгких в неоперабельной форме. Лечение проводилось в Израиле в клинике Тель-ха-Шомер. 22 апреля 2011 года Михаил Козаков скончался после продолжительной болезни. Ранее СМИ сообщали, что 76-летний артист находился в клинике израильского города Рамат-Ган близ Тель-Авива. Незадолго до кончины артист приобрёл участок на Введенском кладбище, где покоится его отец и где, согласно завещанию, актёр похоронен. Художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров так сказал о М. М. Козакове:
Это был очень красивый и очень своеобразный человек, который прожил красивую, очень непростую, иногда путанную, иногда странную, необъяснимую жизнь. Потому что метания между Израилем и Россией, конечно, они не прибавляли ни здоровья, ни сил творческих, ни вдохновений. Но, тем не менее, такая трагическая, но вместе с тем счастливая судьба была уготована этому красивому, прекрасному, очень одарённому человеку.
Семья
Жёны:
Грета Антоновна Таар (род. 1934; в 1955—1965 годах), соученица по «Петришуле», костюмер на «Мосфильме»;
дети — Катерина Козакова (род. 1957), филолог, и Кирилл Козаков (род. 1962), киноактёр;
внучки от Катерины — Дарья (род. 1980) и Полина (род. 1991);
внуки от разных жён Кирилла — Антон (живёт в Нью-Джерси) и Мария (от Алёны Яковлевой — дочери артиста Ю. В. Яковлева).
Медея Берелашвили (в 1968—1971 годах), художник-реставратор;
дочь Манана Козакова (род. 1969), выпускница Щукинского училища, актриса Тбилисского академического театра имени Котэ Марджанишвили; её муж — режиссёр Леван Цуладзе (род. 1965), художественный руководитель Тбилисского академического театра имени Котэ Марджанишвили;
внучка — Тинатин Цуладзе (род. 1995).
Регина Соломоновна Козакова (Быкова; род. 1940; в 1971—1988 годах), переводчица поэзии и прозы с английского языка на русский и с русского языка на английский, литератор, с 1988 года живёт в Нью-Йорке.
Анна Исаевна Ямпольская (род. 1959, Кишинёв; в 1988—2003 годах), выпускница ГИТИСа, актриса и театральный продюсер;
дети — Михаил (род. 1988), Зоя (род. 1995), живут в Израиле.
Надежда Седова (род. 1981, Нижний Новгород; в 2006—2010 годах), историк.
Творчество
Театр
Роли в театре
Школьный драмкружок
1951 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
Школа-студия МХАТ
1954 — «Ночь ошибок» О. Голдсмита, реж. В. Я. Станицын
1954 — «Два труса» Эжена Лабиша, реж. А. М. Комиссаров — Жених
1956 — «Как важно быть серьёзным» Оскара Уайльда — Альджерон
1956 — «Глубокая разведка» А. Крона, режиссёры В. П. Марков, Олег Ефремов — Мехти-ага Рустамбейли
МХАТ
1954 — «Лермонтов» Б. Лавренёва, реж. В. Я. Станицын, И. М. Раевский
1955 — «В добрый час!» В. Розова, реж. И. М. Раевский.
1971 — «Валентин и Валентина» Михаила Рощина, реж. О. Н. Ефремов — Гусев
1971 — «Обратный счёт» Александра Гельмана, реж. Олег Ефремов — Оппенгеймер
1971 — «Идеальный муж» О. Уайльда, реж. В. Станицын Лорд Горинг
Театр им. Маяковского
1956, 25 ноября — «Гамлет» У. Шекспира, пер. М. Л. Лозинского, реж. Н. П. Охлопков — Гамлет (ввод)
1956, 27 декабря — «Гостиница „Астория“» А. Штейна, реж. Н. П. Охлопков — Лейтенант
1956 — «Аристократы» Н. Погодина, реж. Н. П. Охлопков (возобновление) — Слуга сцены
1957 — «Человек в отставке» Анатолия Софронова, реж. В. Ф. Дудин — Виктор Медный
1957 — «Походный марш» А. Галича, реж. В. Ф. Дудин
1958 — «Кресло № 16» Д. Угрюмова, реж. Б. Н. Толмазов — Паша Самоцветов
1958 — «Маленькая студентка» Н. Погодина, реж. Б. Н. Толмазов — — Лев Порошин
1959 — «День остановить нельзя» по киносценарию А. В. Спешнева, реж. Н. П. Охлопков, А. В. Кашкин — — Жак Ру, лётчик
Московский театр «Современник»[править | править вики-текст]
1959 — «Взломщики тишины» О. Скачкова, режиссёр Сергей Микаэлян
1959 — «Никто» Э. де Филиппо, режиссёр Анатолий Эфрос — Винченцо (ввод)
1960 — «Вечно живые» Виктора Розова, режиссёр Олег Ефремов (2-я редакция) — Марк
1960 — «Голый король» Е. Шварца, режиссёр М. Микаэлян, О. Ефремов — Камергер
1961 — «Четвёртый» К. Симонова, режиссёр О. Ефремов — Он
1962 — «Двое на качелях» У. Гибсона, режиссёр Галина Волчек — Джерри
1963 — «Без креста», по мотивам повести Владимира Тендрякова «Чудотворная», режиссёры О. Ефремов, Г. Волчек
1964 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, режиссёры Олег Ефремов и Игорь Кваша — Сирано
1965 — «Всегда в продаже» — Женя Кисточкин В. П. Аксёнова, режиссёр Олег Ефремов
1966 — «Обыкновенная история», инсценировка Виктора Розова по роману И. А. Гончарова, режиссёр Г. Волчек — Адуев-старший
1967 — «Баллада о невесёлом кабачке» Э. Олби по роману Карсон Маккалерс, реж. Эйви Эрлендссон (Исландия) — Автор
1967 — «Декабристы» Л. Зорина, режиссёр О. Ефремов — Александр I
1967 — «Народовольцы» А. Свободина, режиссёр О. Ефремов — Лорис-Меликов
1967 — «Большевики» М. Шатрова, режиссёры О. Ефремов, Г. Волчек — Стеклов
1968 — «На дне» А. М. Горького, режиссёр Г. Волчек — Актёр
1968 — «Мастера» Рачо Стоянова, режиссёр Вили Цанков (Болгария) — Мастер Живко
Московский драматический театр на Малой Бронной
1973 — «Дон Жуан» Мольера, реж. Анатолий Эфрос — Дон-Жуан
1975 — «Женитьба» Н. В. Гоголя, реж. А. Эфрос — Кочкарёв
1977— «Месяц в деревне» И. С. Тургенева, реж. А. Эфрос — Ракитин
1979 — «Дорога» В. Балясного по поэме «Мёртвые души» и письмам Н. В. Гоголя, реж. А. Эфрос — Автор.
Театр им. Ленинского комсомола
1986, 13 июня — «Гамлет» У. Шекспира, реж. Глеб Панфилов — Полоний
Камерный театр, Тель-Авив
1991 — «Чайка» А. П. Чехова (на иврите) — Тригорин
1992 — «Любовник» Г. Пинтера (на иврите) — Ричард
Русская антреприза Михаила Козакова
1992 — «Возможная встреча» П. Барца — Гендель
1994 — «Чествование» Б. Слэйда — Скотти Темплтон
1996 — «Невероятный сеанс» Н. Кауарда «Неугомонный Дух[en]», перевод М. Мишина — Чарльз
1998 — «Цветок смеющийся» Н. Кауарда, перевод М. Мишина — Гарри Эсендайн
2005 — «Мне снился сон…», музыкально-поэтический спектакль на стихи Давида Самойлова (совместно с Анастасией Модестовой)
Театр имени В. Ф. Комиссаржевской, СПб.
1999 — «Чествование» Б. Слэйда — Скотти Темплтон
Театр имени Моссовета
1999 — «Венецианский купец» У. Шекспира, реж. Андрей Житинкин — Шейлок
2003 — «Король Лир» У. Шекспира, реж. Павел Хомский — Лир. http://www.youtube.com/watch?v=4hnOUiPCC2w
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев