Их довольно много. В
первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и
специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое
происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у
животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными
способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным
коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с
врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при
наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа
условно-рефлекторных связей.
У человека, кроме биологически обусловленных, есть
способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие
и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании
речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные
и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи
человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся
умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память,
совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи
человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых
не-обходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно
отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические,
литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека
общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Не-редко общие
и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что
первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим
размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие
способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются
друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых
людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга
тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком
знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые -
создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей,
открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях
человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также
предметно-деятелъностные, или предметно-познавательные, способности - в
наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей
первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее
коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания
людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям,
способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе,
оказывать на них влияние и т.п.
До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось
именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного
характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его
социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без
владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к
людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки,
взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных
социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы
просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы
непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического
существа в социальное.И межличностные, и предметные способности взаимно
дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность
развиваться полноценно и гармонично.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев