Член Союза художников Эстонии (1959). Народный художник Эстонской ССР (1980). Кавалер ордена Белой звезды IV степени (1999). Классик эстонского искусства 2-й половины 20 в.
Родился в д. Тургенево под Муромом (Владимирская обл.) Учился в Ивановском художественном училище (окончил в 1951), после выбирал, где продолжить обучение, между Суриковским институтом (Москва), Академией художеств (Ленинград) и Художественным институтом в Таллине, остановившись на последнем. Учился в Художественном институте Эстонской ССР в Таллине у Г. Рейндорфа (1951-57).
Участник выставок с 1957 г. В 1964 г. работы Кормашова были закуплены Русским музеем (Ленинград). С 1964 г. под влиянием знакомства с архимандритом Псково-Печерского мужского монастыря Алипием (в миру – И.М. Воронов; 1914-1975) увлекся собиранием и реставрацией икон. Первая персональная выставка состоялась в 1966 в Тарту. Лауреат премии им. Кристьяна Рауда (1974).
Основатель школы реставрации в Таллине. Возглавлял реставрационный отдел Эстонского Государственного художественного музея (1977-79). Некоторые из икон из своей коллекции художник отдал в дар Художественному музею Эстонии. Также Н.И. Кормашов сам создал ряд икон («Богоматерь Всех Скорбящих Радость», «Иоанн Предтеча»).
Руководитель реставрации уникального, древнейшего в Эстонии Иоанно-Петровского иконостаса в церкви Св. Николая в Таллине на ул. Вене (2002-2003), автор статьи в альбоме "Никольская церковь в Таллинне", издание которого приурочено к восстановлению храма. Персональная выставка «Мой дом – моя крепость» к 75-летию художника (Галерея «Артлайн», Таллин, Эстония, 2004), значительную часть экспозиции составляли картины с видом дома художника в Печорах, приобретенного в 1967 г. с помощью настоятеля Алипия. 10-й лауреат ежегодной премии по культуре им. Игоря Северянина (2004), врученной художнику «за вклад в развитие тесных связей русской и эстонской культур в течение 40 лет творческой деятельности» и пр. заслуги. Произведения из коллекции Н.И. Кормашова экспонировались на выставке "Жемчужины из одной частной коллекции" (2005). Член жюри архитектурного конкурса на лучший проект здания церкви Божьей Матери в районе Ласнамяэ, Таллин (2005), постоянный член жюри ежегодного международного конкурса детского рисунка «Краски Земли» со 2-й половине 2000-х гг. По случаю 80-летнего юбилея художника выставки его работ проходили в Таллине на 3-х площадках (2009). Автор книги «Искусство православной иконы Эстонии» и куратор-составитель выставки "Искусство иконы Эстонии" (Кадриоргский художественный музей, 2011). Один из основателей Объединения русских художников Эстонии. В 2012 г. Таллинский Русский музей открылся выставкой «Когда реки встречаются», где в числе прочих экспонировались работы Кормашова.
В 2012 прошла посмертная персональная выставка «В поисках гармонии. Николай Кормашов 1929-2012», где экспонировались работы 1959-78 гг., в 2013 прошла 2-я посмертная персональная выставка и был издан каталог «Сакрализованная современность: Живопись Николая Кормашова 1960-х годов» (2013).
В первую очередь известен как станковый живописец, автор пейзажей (индустриальных, городских и сельских), натюрмортов с бытовыми предметами («Натюрморт с белой вазой» 1966), портретов современников («Г. Рейндорф» 1965), тематических композиций на производственные темы («Рыбаки» 1963, "Железобетон" 1965, "Соль земли" 1966, «Молодые строители», 1967) и метафорических композиций («Великая Отечественная война» 1969). В книге крупнейшего специалиста по творчеству Кормашова Б. Бернштейна, выпущенной в 1985 г., отмечается важная особенность композиции в тематических картинах классического периода (т.е., для Кормашова, периода «сурового стиля»): фигуры часто изображены спиной, уходящими от зрителя, увлекая его собой, делая соучастником действия, заставляя сопереживать не одному герою, а всем сразу. В то же время персонажи картины, повернутые к зрителю спиной, «ничего не знают» о его присутствии и даже о факте демонстрации на картине их самих. Бернштейн называет такой принцип показа типических образов рабочих, крестьян, солдат «мы-образом».
Произведения Кормашова отличаются лаконизмом выразительных средств, граничащим с аскетизмом: точно выбранные цвета поверхностей, геометризированные формы, в 1960-х - острые углы, подчеркивающие «урбанизм» индустриальных пейзажей или жанровых картин. Есть свидетельства, что в конце 1960-х художника поразил частичный паралич позвоночника, и он был вынужден бороться за свое здоровье, для чего, в частности, перешел на сыроедение, что, по его собственным словам, ««изменило духовный мир и отношение к задачам искусства». С этого периода ранее плотная, пастозная живопись становится более прозрачной, на живописную манеру Кормашова решающее влияние начинает оказывать иконописная техника. Постепенно главной темой в его творчестве стали взаимоотношения человека с природой, с окружающим миром, людей друг с другом, человеческий дом в его конкретном и символическом выражении.
Критики отмечают, что в начале 1990-х Кормашов, как и многие деятели советского искусства того времени, пережил внутренний разлад, слом, спад творчества, растерянность перед надвигающимися обстоятельствами, что выразилось в периоде «поникших цветов», «сломанных цветочных головок» (цветы или «травы», как их называл сам художник, – одна из важных тем для среднего и позднего периода творчества живописца, в 2011 г. картины с «травами» даже экспонировались на отдельной выставке в зале Института экономики и управления ECOMEN), но смог этот спад преодолеть.
Жил и работал в Эстонии. Жена – эстонская художник-керамист Лууле. Сыновья Орест и Андрей также стали художниками и реставраторами икон.
Картины Н.И, Кормашова представлены в коллекциях Эстонского художественного музея, Тартуского музея, Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург), Национальной галереи Армении, а также собраниях в Финляндии, Швеции, Литве, Японии, Канаде, Германии, Люксембурге, Франции, Италии.
На приведенных иллюстрациях мои сканы из книги "Николай Кормашов" (1985, изд-во "Советский художник", серия "Мастера советского искусства"). В интернете этих картин нет.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев