Ротонда над Камой, 1950-е годы.
Мало кто знает, что на берегу Камы красивая круглая ротонда — родная «сестра» той, что сохранилась в Городском саду. Построил обе ротонды в 1824 году архитектор Иван Свиязев специально к приезду в Пермь Царя-Батюшки. Поэт-сатирик Василий Феонов не мог пройти мимо такой доминанты, появившейся в годы правления губернатора Кирилла Тюфяева:
Ах, губернатор наш Кирилл!
В Перми ты много натворил!
От Ягошихи и до Слудки
Настроил тротуары в сутки,
Воздвиг ротонды, пирамиды,
Ну, просто прелесть, что за виды!..
По мнению русского скрипача и композитора Н.Я.Афанасьева (1820—1898), детские годы которого прошли в Перми, излюбленным местом, где собиралась местная благородная публика, «…была беседка, вид ротонды. Эта ротонда стояла на берегу Камы, величественная река, собственно, и составляла единственную красоту и роскошь города. Недалеко от ротонды помещалась каменная гауптвахта, где по вечерам военный оркестр играл зорю…».
А вот, как описывает современник композитора условия жизни тех, кто жил в двух шагах от ротонды, в Архиерейском доме: «…обставлены Епископские палаты не хуже губернаторского дома, стол в трапезной и вовсе не в пример лучше, а яблоневый сад первый во всём городе — с беседками, ротондами и даже фонтанами (!). Мирно там, тенисто, мыслеродительно, и пускай перешёптываются недоброжелатели…»
В приведённом фрагменте нужно только превратить множественное число в единственное: фонтан в Архиерейском саду был один и беседка тоже одна, и выглядела она скромнее, чем творение Свиязева.
В ротонде на набережной любил сиживать в задумчивости замечательный писатель Павел Мельников-Печёрский. В своих «Дорожных записках» он писал: «…в другое время пристань совершенно пуста, и вы, сидя в ротонде, устроенной над рекою, смотрите хоть целый день на Каму, не увидите на ней ничего, кроме рыбачьих лодок. С этой ротонды вид очень хорош. Кама у вас под ногами…»
А это уже другой классик — Дмитрий Мамин-Сибиряк («Весенние грозы»): «…с реки вид на Пермь был замечательно хорош: красовались городские Церкви, здания разных присутственных мест, городской сад и даже большая деревянная ротонда в греческом стиле. Эта ротонда стояла на бую, с которого открывался великолепный вид на всю реку. Под горой вся линия берега была занята пароходными пристанями, магазинами, мастерскими и просто рыбачьими лачугами. По ту сторону реки, на низком берегу, разметала свои домики Рыбачья слободка…»
Поражает то, что два видных русских литератора описывают увиденное в схожих выражениях, используя даже одни эпитеты. Как говорится, нет слов!.. Особенно непривычно звучит комплимент из уст Мамина-Сибиряка, который недолюбливал Пермь. В его родном Екатеринбурге, как известно, была только маленькая речушка Исеть. Но, и там ведь золотопромышленники устроили возле пруда райский уголок с красивой ротондой!
Из ротонды с крутого берега любовался Камой опальный изгнанник Михаил Сперанский, участник Отечественного либерального движения.
Ротонда исчезла с набережной много десятилетий назад, мало кто даже из краеведов знал, где она стояла точно и как выглядела. Помог случай. Пермская художественная галерея приобрела произведение художника Павла Размахнина, созданное в первой трети XIX века, то есть до пожара 1842 года, уничтожившего почти всю центральную часть Перми. На панораме города с Камы хорошо виден ряд зданий, украшавших Пермь допожарную. Здесь и дом Яковлева (будущий дом Мешкова), и ротонда, которая чудесно вписывается в пейзаж губернской столицы… Правда, художник допустил некоторое искажение масштабов строений, храмов, смещение объектов, впрочем, это обычный приём при создании живописных панорам, или «першпектив», как писали в те годы.
Восстанавливать историю застройки набережной клуб «Пермский краевед» начал ещё в 1990-е годы, распространив коллективное письмо с предложением восстановить творение зодчего Ивана Свиязева — вторую ротонду на набережной. К письму прилагался проект реконструкции этой постройки, разработанный архитектором-реставратором В.А. Кусакиным. Его разработки не удалось использовать, но весь пакет документов, фотографий и воспоминаний, собранный нами, пригодился застройщикам.
Студенты Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества под руководством Сергея Тарасова начали «восстанавливать» ротонду на набережной ещё в конце 1990-х в своих работах. Картина Максима Каёткина, посвящённая приезду Государя Императора Александра I в благословенную Пермь, была приобретена городской администрацией.
Нет комментариев