Начнём с того, что Лев Николаевич из плеяды тех гениев, которые органически не могут чему-то учиться по общепринятым стандартам. В детстве его образование было домашним, сначала с ним занимался добрый немец Ресельман, а затем француз Сен-Тома. Высшее образование он начинает получать в Императорском Казанском университете. Планируется изучение арабско-турецкой словесности, однако экзамены по итогам первого курса сдать не получается, и Толстой переводится на юридический. Правда, сам его и бросает. Из всех заданий его заинтересовало одно, а оно было связано с необходимостью прочитать большое количество книг. Это занятие так увлекло Толстого, что он в университет более никогда и не возвращался. Сначала приболел, а потом и Ясная Поляна досталась по наследству. Образование помещику не так уж и нужно...
У истоков самопознания
Началась литературная деятельность в жизни Льва Толстого с эпистолярного жанра. В марте 1847 года он начал вести дневник, который был посвящён в основном вопросам самосовершенствования. Искренность намерений отражает то, что удалось осуществить на практике не более 25 % из того, что было задумано. Да и то... Нужно понимать, что оценка успешности проводится Толстым на базе собственных критериев. И в ранний период своей жизни, и в период успешной литературной деятельности, и в период «Исповеди» он не вписывается в обычный мир, не может его понять полностью, принять, осознать так, как это делают другие люди. Однако повезло родиться графом – были экономические предпосылки для того, чтобы строить свой мир, где можно жить по своим правилам.
Что до других людей, то так повезло не всем. Уже от этого Толстой не может почувствовать гармонию. О чём думает обычный помещик? О делах пустяковых, о том, чем себя занять и развлечь, да опрашивает приказчика на предмет того, хорошо ли работали крестьяне. Толстой же испытывает угрызения совести. Он будто бы виноват перед ними, что и в голову другим дворянам не пришло бы. Даже самые ярые вольнодумцы видели в свободе что-то ещё, но не муки совести и терзания себя. В итоге в Ясной Поляне открывается благотворительная школа. А сам он уезжает в Москву, где будто бы готовится к новому заходу на получение высшего образования. Не нужно думать, что его неумение чувствовать мир вокруг – это отторжение от людей или конфликт со своим сословием. К светской жизни он тянется, посещает собрания, балы, увлекается картами. Правда, в картах у него тоже ничего не получается – слишком азартный, проигрывает много.
Экзамены на кандидата права он так и не сдал, потому оставил кутежи Москвы и Санкт-Петербурга и уехал в Ясную. Скучать же в деревне не стал, увлёкся музыкой, свёл дружбу с музыкантами, одного поселил в Ясной и даже написал вальс, но не сам лично, а в соавторстве с Зыбиным. Это единственное его музыкальное произведение можно услышать в фильме «Отец Сергий», снятом по одноимённой повести.
Путь в литературу
Нет комментариев