Hjemkomst (возвращение на Родину) - это занимательная история о Мортене Харкете в 90-е годы, когда в Норвегию вернулась поп-звезда номер один страны всех времен.
Книга охватывает 1993-1998 годы. Именно тогда Мортен выходит на сцену в качестве сольного артиста и политического активиста, выпуская новый и неожиданный материал (Wild Seed), одновременно раскрывая пламенную политическую вовлеченность в вопросы, начиная от климатического кризиса до освобождения Восточного Тимора.
Книга рассказывает историю немного другого Мортена Харкета; не многие люди знают об этом.
Произошла большая смена сцены, и возвращение домой было сложным, но также и успешным.

Из книги:
Руки. Есть что-то в положении рук по отношению к остальному телу. Немного в стороне от тела, как если бы руки должны были поддерживать эго или драгоценное тело, по бокам которого они находились, с голосом посередине как точкой опоры и центром силы. Мортен Харкет вот так держит его за руки. Не потому, что мышечная масса настолько велика, что руки нельзя больше прижимать к телу, а, возможно, из-за его характера. Смотрится лучше. Руки слегка наклонены вниз, но запястье слегка изогнуто внутрь.
=============================
Из книги:
Некоторые голоса почти недоступны для понимания. Звук этого человеческого инструмента, сила, красота и точность голоса в некоторых случаях заставляют людей реагировать слезами, тремором и мурашками по коже. Иногда человек оказывается полностью парализованным. Это может произойти в церкви, на эстрадном концерте, в опере, в любой точке мира. Для многих такой голос имеет Мортен Харкет. Голос, который формирует саундтрек жизни многих людей. Голос, который с 1985 года вызывает эмоциональную реакцию у людей во многих частях мира.
===========================
Из книги:
Сольная карьера Мортена Харкета, похоже, основана на случайном методе.
«Да, и вполне осознанно. Построение карьеры никогда не было моей целью, да и музыкальная индустрия меня особо не интересовала», — говорит он, прижимая указательный палец к столу.
==================================
Из книги:
Он уточняет:
«Карьера была прямым результатом того, что я делал в музыке. Все вокруг произошло в результате. Я сделал это, потому что я горю музыкой, а не индустрией. Что повлияло на мой путь помимо этого — и в относительно большой степени — это весь этот повседневный шум, который сопутствует большой карьере. Она ограничивает вашу свободу передвижения, как физическую, так и умственную. Это так же влияет на то, что я делаю. Более того, некоторые вещи я сделал из неповиновения карьерной полиции».
===========================
Из книги:
«Притяжение, которое исходило от мира и возможностей музыки, в конце концов, сделало невозможным мою концентрацию в университете».
===============================
Из книги:
«Нам всем приходится иметь дело с верой, как своей, так и других людей. Есть верующие, сомневающиеся и неверующие. Общим для всех нас является то, что нам приходится иметь дело с тем, насколько мы сотворены, то есть, что за нашей реальностью стоит некий высший порядок или что наша реальность возникла сама по себе. Неверие — это тоже вера, то есть отношение, не основанное на фактах. Для меня главное, что в любой момент можно поставить все под сомнение. Независимо от того, о чем идет речь, должно быть место для сомнений, но вера не может заменить сомнения. Сомнение — это состояние поиска, вера — это принадлежность».
==================================
Из книги:
Любая форма религии — это культура, культура поклонения Богу, к которому вы обращаетесь. Это способ человека приблизиться к Богу. Так она становится религией, как я это понимаю.
=======================================
Из книги:
«Какова ваша вера сегодня?»
«В течение дня у меня очень мало форм диалога с верующим сообществом. Я не обращаюсь к Богу в форме прямой молитвы или медитации, но в то же время взгляд на жизнь является неотъемлемой частью того, кто я есть.»
=======================================
Из книги:
Но не надо превратно понимать мой характер; когда дело доходит до дела, я могу быть безграничным. Это часть моей личности. В то же время я уважаю то, что работает, и не радуюсь без причины.
===============================
Из книги:
В то время как его глубоко сосредоточенный взгляд устремлен на стихи на музыкальной подставке, его руки иногда неистово двигаются. Как будто голос проникает в кончики пальцев, своего рода рефлекс.
================================
Из книги:
Но это было предсказуемо, драматургия прессы заключается в том, чтобы создавать звезд и сбрасывать их с пьедестала — после всех успехов, которых добился он, теперь настала очередь Мортена. Это был проект, который не был связан с поп-музыкой и не был запоминающимся, но требовал от слушателя чего-то такого, чего он обычно не получал от А-ha», — говорит Хиллестад.
==========================
Из книги:
«Я вспоминаю об этом проекте с большой радостью. Некоторые песни на альбоме Poeten’s Gospel — это лучшее, что я когда-либо делал, — говорит он, глядя мне прямо в глаза.
===============================
Из книги:
«Я искал что-то, во что можно было бы поверить. И поначалу его выбор слов был слишком умным. Это другой способ писать, погружаясь в музыкальный пейзаж, а не в тихую страницу поэтического сборника. Худшее, что вы можете сделать в тексте, — это читать нотации. Вы можете сказать, как вы переживаете вещи, но не как они есть».
=====================================
Из книги:
«В этот момент нужно позволить себе немного непредусмотрительности. Когда вы обнаружили силу своего голоса?».
«Не сила, а то, что у моего голоса есть крылья, я обнаружил это во время автомобильной поездки. Я сидел сзади между сиденьями, мама и папа — спереди. Это было в Конгсберге, и мне было не больше пяти лет. Тогда я спел песню «Come, dear May, and do», у которой довольно большой размах крыльев. И он улетел. Я помню реакцию отца — реакцию узнавания. Мама тоже отреагировала, но она была более сдержанной. Это был первый раз, я помню, что в нем было что-то особенное, что-то прекрасное».
===================================
Из книги:
Мортен, со своей стороны, оказался на относительно незнакомой территории; в отличие от его роли в студийной ситуации с А-ha, теперь ему предстояло стать «лидером».
«Это гораздо больше работы, и она на самом деле очень разрушительна, потому что занимает так много памяти в сознании. Это разрушительно для живого музыкального человека. Вот почему я живу импульсами и моментами. Я могу прийти в студию и быть великолепным в течение десяти секунд, потому что я точно знаю, что я вижу, слышу и хочу, но затем я бесполезен в течение следующих двух часов. Я не могу долго стоять на месте, мне нужно выйти, вернуться и почувствовать этот момент. Вот как я работаю».
=====================================
Из книги:
На самом деле, в это время я находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, и Мортен справился с этим безупречно. Я хотел бы сказать, что он один из лучших друзей, которых можно иметь в этой Солнечной системе», — говорит мне Ольсен
==================================
Из книги:
Я вдруг понял, что вопрос и ответ не из одного мира. Вопрос и ответ, обладая совершенно разными характеристиками, имеют не только разную природу. Их функция — это мост между духом и материей. Вопросы исходят из нашей ментальной или духовной природы, а ответы — это практические инструменты, помогающие нам изменить жизнь к лучшему. Каждое действие — это ответ на вопрос — чтобы что-то произошло. Ответы приходят из нашего физического и материального мира. Если отпустить вопрос, стоящий за ответом, возникает опасность: вы перестаете слушать, потому что у вас есть ответ.
==================================
Из книги:
Я также сопротивлялся «суперзвезде». Мне не нравится это слово, и у меня нет желания признавать поклонение на таком уровне. Я все время играю на понижение, так я всегда держался. Я нормализую свою роль, в то время как другие хотят ее усилить. Отрицая это, в то же время в этом есть что-то лживое.
====================================
Из книги:
«Как проходит ваше сотрудничество с другими людьми?».
«Я быстро развиваю огромное чувство и энергию к тому, что я вижу, а затем беру бразды правления в свои руки. Кто бы ни был со мной, он либо участвует, либо прыгает, либо падает по пути. На этой местности нет «дорогой матери». И я невнимателен. Не потому, что я не забочусь о других, но если речь идет о чем-то важном, у меня не получается, когда мы садимся в угол дивана и устраиваемся поудобнее. В этом отношении я одиночка, но предпочитаю работать с другими. Мне нравится смотреть на вещи вместе с кем-то в обществе».
==============================
Из книги:
В юности, находясь в среде христианского клуба, я чувствовал влечение к крайностям, к людям, которые сбились с пути. Я хотел узнать больше о жизни на скользкой дорожке, не имея желания самому жить такой жизнью. Такова моя природа. Меня интересуют основы, почему вещи выглядят так, как они выглядят. Однако у меня самого никогда не было соблазна принять наркотики, и, как я уже говорил, я никогда особенно много не пил. Это не заинтересовало и не увлекло меня, потому что я нахожу гораздо более захватывающим углубление в собственные мысли. Мир настолько мистичен, фантастичен и интересен одновременно, так что стоит ли мне начинать сыпать нейтронные бомбы в такой чрезвычайно сложный миксер… это меня просто не интересовало
============================
Из книги:
«Нет ни малейших доказательств этого, я никогда не уклонялся от работы с кем-либо. Опять же, это связано с тем, что я не думаю о карьере, меня это не интересует, и «имена» меня тоже не интересуют. Меня гораздо больше занимает идея поиска волшебства повсюду. Потому что его можно обнаружить практически везде».
================================
Из книги:
Это был выбор между «забыть об А-ha и следовать за своим сердцем», которое в то время было не с А-ha, или снова работать с Полом и Магне. Если бы у меня был план карьеры, тогда как мне никогда не нравилась идея иметь его, я, возможно, сделал бы другой выбор».
=========================
Из книги:
«Никто никогда не стучит в дверь моего гостиничного номера. Поэтому люди не доходят до меня, и я подумал, что это сотрудник отеля или что-то в этом роде», — говорит Мортен.
Чтобы уточнить, Мортен редко останавливается в отеле под своим настоящим именем.
«Вы учитесь нескольким хитростям, чтобы сохранить ту часть своего существования, которая напоминает вам о личной жизни, поэтому ни у кого нет причин стучаться в эту дверь, разве что в результате ошибки. И там я не открываю дверь, потому что они меня не ищут. На этот раз, однако, я открыл дверь».
=============================
Из книги:
«В тот момент я как будто решил, что все это должно прекратиться. Я не знаю, откуда во мне это берется, но есть эта сила перемен, которая прорывается наружу. Уверенность в том, что мир можно изменить. И я нахожу это чрезвычайно интересным, потому что это кое-что говорит о нас, людях. Конечно, я не единственный, кто так считает. Я не считаю себя ясновидящим, это не имеет к этому никакого отношения».
=============================
Из книги:
«Нобелевская премия мира открывает двери, но, конечно, это зависит от того, как вы будете продолжать работать во имя свободы, демократии и мира. Как человека, премия меня не изменила, я остался тем же: доступным для всех, каким был в бытность президентом. Как правило, я всегда ездил на своей машине сам, не имел конвоя машин с полицейскими сиренами и тому подобное. Благодаря премии я приобрел больший контакт с сильными мира сего и большее влияние, но также и больший вес с точки зрения моей аудитории. Сила не в премии в отдельности, а в ее сути, а также в харизме, красноречии и трудолюбии ее обладателя», — говорит Орта.
=====================================
Из книги:
Профессор международной политики также рассказывает об одном наблюдении, связанном с участием Мортена:
«Многие знаменитости заинтересованы в том, чтобы поговорить с главами государств, обсудить ситуацию с сильными мира сего. Боно является тому примером. Мортен не был особенно заинтересован в этом, он говорил непосредственно с активистами, с низовым звеном кампании. Это то, чем вы просто обязаны восхищаться».
=======================================
Из книги:
«Противоположность любви — это не ненависть. Противоположность любви — безразличие».
=============================
Из книги:
Когда альбом «A Kind of Christmas Card» был выпущен в Норвегии в конце июля 1995 года, многие отметили, что голос Мортена изменился. Что стало с чистым, как колокольчик, голосом ранних альбомов А-ha? Остался лишь голос, иногда напоминающий терку, который передавал истории иначе, чем «A-ha».
«Да, появилось другое пение, — говорит Мортен.
«В то время гитара была со мной весь день. Часто я засыпал ночью с ним на коленях, просыпался где-то и продолжал спать в полудреме. Я оказался в той точке, когда мне стало все равно».
«Даже с A-ha я реагировал естественно и импульсивно на имеющийся материал, что, вместе со звучанием группы, придавало A-ha характер. Но такие вещи имеют свои последствия, я не могу петь «Stay on These Roads» целый вечер и при этом иметь грубый, избитый погодой голос. В тот момент я устал от необходимости заботиться о голосе, потому что мы постоянно давали концерты с A-ha. Об этом необходимо сказать: Ни Пол, ни Maгнe никогда не были особенно заинтересованы в том, чтобы я придерживался определенного вокала, скорее наоборот, но как только карта сыграна, она лежит лицом вверх. Теперь я чувствовал необходимость отстраниться от него, поэтому предоставил естественному голосу представлять меня в тот момент. У меня был такой голос и раньше, до A-ha, во времена моего блюза. Даже тогда я двигался между крайностями голоса из любопытства. Там хрипота иногда была даже более сильной, чем на Wild Seed».
Крис Нил, продюсер из Англии, сравнивает вокальное исполнение с работой актера:
«Вы должны вжиться в роль, в настроение песни, чтобы передать ее. Каждая песня — это собственная работа».
======================================
Из книги:
«На голосе Мортена лежит печать, он уникален, и здесь он получил еще одну возможность делать с ним то, что он хочет — он снова стал свободным, и появился другой голос. Это был невероятно интересный процесс. Во многих песнях он копал глубоко и пел в почти агрессивной, почти конфронтационной манере».
===============================
Из книги:
4 сентября того же года вышел альбом Wild Seed, выпущенный английским подразделением Warner Music. Отзывы в Норвегии были очень хорошими. Со следующим описанием VG присудила пять баллов из возможных шести: «Впечатляюще сданный экзамен на подмастерье!». Многие были удивлены альбомом, они не ожидали такого от Харкета. Рецензент Altaposten написал: «К сожалению, я недооценил Мортена Харкета. То, что у него в рукаве есть нечто большее, чем чисто вокальное великолепие, было откровенно далеко от моего сознания».
==================================
Из книги:
«В интервью VG того времени вы сказали, что если вам не удастся расторгнуть контракт с Warner, вы прекратите заниматься музыкой и будете проводить время на рыбалке с сыновьями. Насколько это было реально?»
«Это было очень реально. Я бы прекратил все это делать. Я не могу делать ничего, что не исходит из правильного места. Если я не верю в то, что делаю, я мало что могу сделать».
==================================
Из книги:
Мнение Мортена по этому вопросу совершенно иное.
«Оглядываясь назад, я видел мнение Пола, что никто не сказал ему, что группа находится в процессе распада, — объяснение, на которое мне трудно купиться. Он всегда делал все, что хотел, независимо от того, что думали мы с Магне — и это в конечном итоге имело последствия. Мне кажется, что я стоял на пути развития Пола на Мемориальном пляже. Он пытался контролировать детали моего пения во все возрастающей степени. Это стало его проектом, он отказался, например, от гастрольных возможностей, которые также зарабатывали на жизнь нашему менеджеру. В то время его окружало много негатива, он хотел уйти от группы — мы перестали быть группой во многих отношениях. В поисках пути, уводящего от сущности A-ha, Пол ходил кругами. Он не искал внутри группы того, что было присуще каждому из нас. Короче говоря, он хотел быть кем-то другим, и это совершенно нормально, это необходимая часть творческого процесса, он был не одинок в этом чувстве, но он даже не поднял глаз, чтобы найти музыкальное единство, которое мы втроем способны продемонстрировать».
===================================
Комментарии 2
её в любительском переводе. Книга, в первую очередь, будет интересна тем, кому
нравится, и кто следит за творчеством артиста Мортена Харкета. Это очень
философская книга, в ней абсолютно нет «жареных» подробностей из жизни певца,
это книга в большей степени о его внутреннем мире и поиске себя, в ней он
раскрывается, для многих с совершенно другой стороны. Я глубока уважаю Мортена
Харкета, как уникального вокалиста и удивительного человека. Многих вещей я
конечно не знала, но всё-таки книга не стала для меня откровением и
неожиданностью, всю глубину Мортена Харкета я чувствовала и понимала из его
образа жизни и песен. После прочтения этой книги, стал понятен сложный путь
этого одарённого и разностороннего человека и уважение к нему только возросло.