ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ШТУЦЕР
Люди, имеющие легенду,
сами по себе легенда...
Коко Шанель
В 1887 г. правление выдвигает на должность управляющего Вла-
димира Ивановича Штуцера, человека, который оставил в истории
города не менее заметный след, чем сам А.Г. Кольчугин. Ему на тот
период всего 27 лет. Он молод, высокообразован. В 1882 г. он окон-
чил московское Высшее техническое училище, сейчас - универси-
тет имени Баумана, и прошёл путь от простого рабочего на заводе в
Филадельфии (США) до управляющего Латунного и Медеплавиль-
ного завода товарищества Кольчугина. В этой должности он про-
будет до 1907 г., в общей сложности почти двадцать лет. Владимиру Ивановичу очень хотелось, чтобы жизнь в рабочем посёлке и вокруг него
преобразилась. Этот человек смотрел в будущее и был обладателем самых передовых взглядов того времени, ему очень хотелось внедрить и в производство, и в жизнь, как сказали бы сейчас, целый ряд инноваций.
Штуцер запустит первую опытную электростанцию(для сравнения:в Кольчугинском поселении сотни лампочек и на производстве, и в первых домах посёлка, а во Владимире только в доме у губернатора), проведёт расширение одноклассного Министерского училища, откроет специальную техническую школу для подготовки рабочих кадров и начнёт вести масштабное строительство. При нём реконструируются заводские цеха (заводы) и будут построены новые,
будут построены железная дорога и железнодорожная станция, здание
заводоуправления, двухэтажная деревянная гостиница - дом приезжих,
столовая, баня, продуктовая лавка, магазин, заводская пекарня, будут
даваться беспроцентные ссуды на индивидуальное строительство частных домов для рабочих, но совершенно особенным стал его замысел строительства Народного дома. У этого его замысла есть своя история. Константин Сергеевич Алексеев (настоящая фамилия Станис-
лавского) начинал свою сценическую деятельность с образования
театрального, так называемого «Алексеевского кружка» на собствен-
ной фабрике Промышленного и торгового Товарищества «Владимир
Алексеев» по производству канители — тончайшей золотой, серебря-
ной и медной проволоки. После ухода отца он назначается одним из
директоров и принимается совершенствовать производство.
В 1900 г. на Всемирной промышленной выставке в Париже была
высоко отмечена продукция фабрики К.С. Алексеева (настоящая
фамилия К.С. Станиславского) и заводов Товарищества Кольчуги-
на. Штуцер и Алексеев удостаиваются высоких наград и дипломов.
История умалчивает, познакомились они тогда или были знакомы
раньше, но, так или иначе, Владимир Иванович проникся идеями
Станиславского, который так отвечал на вопрос, для чего рабочим
нужен театр: «Театр - лучшее средство для общения... между собой,
для вскрытия и понимания самых сокровенных чувств...» Штуцер,
как и Станиславский, полностью согласен с задумкой великого дра-
матурга А.Н. Островского, что театр должен стать народным и быть
общедоступным всем слоям населения. По воспоминаниям дочери
Владимира Ивановича - Елены, по рассказам очевидцев того времени, сначала отец побывает на фабрике и в театральном кружке К.С. Алексеева, затем сам Константин Сергеевич приедет сюда, на завод, по приглашению Штуцера. Здесь он присутствует при пуске первой очереди кабельного производства, участвует в охоте, смотрит одну из первых постановок МДСО (Музыкально-драматического и спортивного обще-
ства) по пьесе Островского, возможно, даёт рекомендации самодеятельным актёрам на репетициях перед спектаклем. Тесные связи заводов Товарищества Кольчугина и фабрики К.А. Алексеева продолжались вплоть до революции 1917 г. Но это позднее, а пока В.И. Штуцер, понимая, какую роль в самообразовании и развитии человека должна играть культура, мотивируя необходимостью в высококвалифицированных кадрах и закреплением их на производстве, подаёт в правление Товарищества служебное письмо с предложением построить клуб для рабочих. Позволим себе процитировать его основную часть.
«...Негде ему (рабочему) отдохнуть от тяжелого физического
труда, пополнить свое скудное образование, наконец, просто раз-
влечься. А потребность в разумном проведении досуга... стала очень
велика и всем ясна. Навстречу этому законному голоду населения
по духовной пище и должен прийти Народный дом, который должен
стать настоящим центром местной общественной жизни. Поэто-
му в Народном доме будут сделаны: Зал для собраний всевозможных
общественных организаций, для спектаклей, синематографа, кон-
цертов, курсов, лекций, чтений, библиотеки-читальни и чайная без
продажи крепких спиртных вин.
Не следует также забывать, что не меньше взрослых нуждаются
в Народном доме и дети. Для них надобно устроить детский отдел...
много и других полезных учреждений может объединить Народный дом.
На первом плане стоит Народный театр, ибо театральные
представления доступны каждому - и старому, и малому, и грамот-
ному, и неграмотному»...
Читая это сегодня, поражаешься во многом не утраченной акту-
альности и по сей день! Первоначально не все в правлении согла-
сились с молодым управляющим, поскольку средства в основном
направлялись на расширение производства, однако, его поддержал
директор-распорядитель А.Р. Келер. Возможно, у них со Штуцером
была предварительная договорённость, уж очень тяжело решались
вопросы этого рода тогда в Правлении, в котором в основном были
представители немецкой фирмы «Вогау и К°». С большим трудом
разрешение на строительство клуба было всё-таки получено, но с
условием, что это не скажется на выплатах дивидендов на паи (акции), и рост прибыли с лихвой окупит затраты на сооружение На-
родного дома. Управляющий своё слово сдержал. Уже к 1904 г. ди-
видендный доход составил приблизительно 20%, это были самые
высокие выплаты пайщикам за всю историю существования заво-
дов Товарищества.
За основу берётся типовой проект венского архитектора Л. Бау-
эра, по которому строятся народные дома в Европе. Некоторые из-
менения и привязки к местности внесли здешние чертёжники, и 21
сентября 1900 г. в строительный стол (отделение) Владимирского Гу-
бернского правления подаётся прошение об утверждении чертежей
на постройку клуба для рабочих - именно так изначально именует-
ся будущий Народный дом. Осенью 1901 года строительство было
начато. Руководить им назначается инженер В.А. Пиотровский.
Согласно проекту, возводится большой зрительный зал на 540
мест, в будние дни он должен превращаться в чайную, в нём рас-
ставляются столы. Для этого с правой стороны по всей длине зда-
ния были образованы два помещения - так называемый запасной склад для скамеек, столов и другого инвентаря и «кубовая» - место, где
находились ёмкости для воды и буфет. С левой стороны от сцены по
всей длине здания располагалась библиотека-читальня. Со стороны входа в здание планировалась прихожая - раздевалка, комната для
заведующего и винтовая лестница на галерею, расположенная над
входом в главный зал, где на высоте трёх с половиной метров планиро-
валось установить электрический орган. Он находился как бы в кон-
це зала, а впереди зрительного зала на высоте 1 метра располагалась
склад для скамеек, столов и другого инвентаря и «кубовая» - место, где
находились ёмкости для воды и буфет. С левой стороны от сцены по
всей длине здания располагалась библиотека-читальня. Со стороны входа в здание планировалась прихожая - раздевалка, комната для
заведующего и винтовая лестница на галерею, расположенная над
входом в главный зал, где на высоте трёх с половиной метров планиро-
валось установить электрический орган. Он находился как бы в кон-
це зала, а впереди зрительного зала на высоте 1 метра располагалась
сцена размером 11 на 9 метров с двумя боковыми комнатами - гри-
мерными и туалетами. Стены здания клуба кирпичные, толщиной
710 мм, а перекрытия - деревянные. Впрочем, всё это хорошо видно
на плане клуба для рабочих заводов Товарищества Кольчугина. Рядом с местом, выкупленным у помещицы Малашовой, там,
где шумела берёзовая роща, появился красавец - Народный дом, к
весне строительство самого здания было полностью завершено. В
конце мая, хотя ещё полным ходом шли внутренние отделочные ра-
боты, Народный дом, или Театр-чайная, как его прозвали в народе,
принял первых своих посетителей. Так случилось, что весна 1902
года выдалась на редкость бурная, снег сошёл рано, весенних вод
было много, и рабочие-крестьяне из дальних деревень остались на
выходные, приуроченные к православным праздникам Благовеще-
нья, Николы вешнего и Пасхи. Для них в чайной были накрыты сто-
лы. А параллельно полным ходом шла подготовка к торжественно-
му открытию, которое планировалось на осень 1902 года, готовился
спектакль, к этому времени из Европы должны были привезти элек-
трический орган и установить его. Наконец, осенью, предположительно в ноябре, 1902 года в тор-
жественной обстановке был открыт клуб для рабочих - Народный
дом. Вход в будни был открыт для всех желающих бесплатно, здесь
можно было заказать чай, послушать музыку, посетить библиотеку,
стать слушателем различных курсов, заводоуправление приглаша-
ло лекторов из Москвы.
В 1902 г. курс лекций по истории читает преподаватель Москов-
ского университета Иван Михайлович Херасков, автор «Происхож-
дения масонства...» и сложившийся пропагандист-революционер,
сын суздальского протоиерея.
Позднее сюда, приезжает и тоже читает лекции по русской исто-
рии известный государственный и политический деятель Павел
Николаевич Милюков - историк, один из организаторов партии
кадетов, а с 1907 г. председатель её ЦК. В 1917 году он станет министром иностранных дел Временного правительства. К этому надо
сказать, что в партии кадетов состоял и сам В.И. Штуцер.
Лекции по литературе и искусству читает Владимир Максимо-
вич Фриче, российский и советский литературовед, искусствовед,
академик АН СССР (1929). В период 1905-1907 годов он входил в со-
став литературно-лекторской группы МК РСДРП, а в 1929 был из-
бран академиком.
Здесь бывает Лев Григорьевич Левин (Ушер-Лейб Гершерович Ле-
вин 1870-15.03.1938, был расстрелян) — доктор медицинских наук,
профессор, впоследствии заведующий терапевтическим отделени-
ем Кремлёвской больницы, в то время практиковавший при заво-
дах и фабриках врач-терапевт, ведущий курсы по естествознанию,
медицине, гигиене.
Ещё Владимир Иванович мечтал о том, чтобы при клубе был синематограф. Этот его замысел тоже воплотится в жизнь,
но несколько позднее, когда 1909 г. с прошением к Влади-
мирскому губернатору обратится элекротехник заводов А.А. Со-
ловьёв. Прошение будет удовлетворено, жители посёлка и окрест-
ных деревень станут зрителями первых, ещё немых тогда, фильмов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев