О́сип Эми́льевич Мандельшта́м (имя при рождении — Ио́сиф; 2 (14) января 1891, Варшава — 27 декабря 1938, Владивостокский пересыльный пункт Дальстроя во Владивостоке) — русский поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед. Один из крупнейших русских поэтов XX века.
Не будучи рожденным в столице Черноземья, писатель прожил здесь всего три года, когда находился в ссылке. Однако горожане очень гордятся тем, что этот выдающийся человек своего времени имеет отношение к Воронежу.
Осип Мандельштам был арестован в 1934 году за антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…» и отправлен в ссылку в Чердынь (Пермский край).
«Ода о Сталине»
Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны.
Только слышно кремлевского горца
Душегубца и мужикоборца.
А где хватит по полразговорца
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы как черви жирны,
А слова как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей
– Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову кует за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь,
Кому в глаз.
Что ни казнь у него, то малина
И широкая грудь осетина.
Его сопровождала жена, Надежда Яковлевна. Однако затем, после попытки самоубийства, при участии известного революционера Николая Бухарина, приговор был смягчен на "минус 12" (выбрать любой город, кроме 12 самых крупных, говорят, что за него похлопотали Анна Ахматова и Борис Пастернак) и поэту разрешили самостоятельно выбрать место для поселения. Мандельштамы выбирают Воронеж, куда прибыли 25 июня 1934 года. Надежда Яковлевна Мандельштам впоследствии назовёт это - «воронежской передышкой».
По мнению краеведов Осип Мандельштам выбрал Воронеж по нескольким причинам. Во-первых, в нашем городе есть университет, а значит и солидная библиотека. Во-вторых в Воронеже есть местный симфонический оркестр, а Мандельштам очень и очень любил музыку. И, наконец, от Москвы наш город отделяет всего около 500 километров.
Существовало мнение, что О. Мандельштам бывал в Воронеже еще в 1919 году. Основанием для этого – напечатанные статьи Мандельштама в журнале «Сирена», издававшимся в Воронеже поэтами-имажинистами под редакцией Владимира Нарбута; в № 4 и № 5 была напечатана статья О. Мандельштама «Утро акмеизма». В этих же номерах журнала «Сирена» были напечатаны стихи Есенина, Александра Блока, Андрея Белого, Валерия Брюсова.
Жили в нищете, изредка им помогали деньгами немногие неотступившиеся друзья. Время от времени О. Э. Мандельштам подрабатывал в местной газете, в театре.
Как встретили их писатели? По-разному, одни сторонились, не желая себя марать опасным знакомством, другие помогали ретиво НКВД мучить недобитую жертву. Из воспоминаний замсекретаря (председателя) Союза писателей Воронежа Ольги Кретовой: «Мандельштам был для меня Terra inkognito, до его приезда в Воронеж на высших педагогических курсах, ни в 1934 г. в докладе Бухарина на 1-м съезде советских писателей, делегатом которого я была, о поэзии Мандельштама не было упомянуто, книг Мандельштама я нигде не встречала. Когда стало известно, что Мандельштам едет в Воронеж, мне было очень любопытно, какой же он? И вот, он с женой Надеждой Яковлевной приехал. Стали заходить в Союз писателей. Осип Эмильевич стал предо мною человеком особенным, ничем не похожим ни на одного писателя. В нем было все свое…, только одному ему присущее. За что был выслан Мандельштам, мы не знали. Первые 2 года начальство к нему относилось гостеприимно. С 1936 г. Мандельштаму не давали работать ни на радио, ни в театре, где он был литературным консультантом, ни в печати. Отношение к Мандельштаму круто изменилось после "Постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. о формализме". В Воронежской писательской организации состоялось позорное собрание, где мы, "братья писатели" отлучали, отторгали Мандельштама от литературы, подвергли остракизму. Одни делали это убежденно, другие через горечь и боль. Мандельштам осунулся, стал сплошным комком нервов. Его жена Надежда Яковлевна приходила в Союз писателей с заявлениями о материальной помощи. Заместители секретаря Союза писателей накладывали резолюцию: "отказать". Эти документы хранятся в Воронежском областном архиве. Далее, – продолжает Ольга Кретова, – мне мучительно стыдно за свою статью, опубликованную в газете "Коммуна", где я клеймила троцкистов и других классовых враждебных элементов, среди них и Осипа Мандельштама». Так закончила свои воспоминания Ольга Кретова.
В гостях у Мандельштамов за время ссылки бывали близкие люди: мать Надежды Яковлевны, артист В. Н. Яхонтов, Анна Ахматова. Воронежский цикл стихотворений Мандельштама «Воронежские тетради» считается вершиной его поэтического творчества. Во время ссылки Мандельштам написал оду, восхваляющую Сталина. В мае 1937 года закончился срок ссылки и поэт неожиданно получил разрешение выехать из Воронежа.
Современный Воронеж хранит память о тех годах, когда в городе жил Осип Мандельштам. Так, на доме, где жил поэт, находящимся на улице Фр. Энгельса, установлена мемориальная доска, а в 2008 году был открыт памятник поэту, который располагается на территории парка «Орленок». Монумент очень образно и точно передает черты и даже характер писателя
Комментарии 1