Некоторые инструменты и виды изделий.ВОРОНЕНИЕ (ЧЕРНЕНИЕ) ЖЕЛЕЗА — придание ему темного цвета. На поверхность железа наносят тонкий слой пленки его окислов, предотвращающий коррозию и придающий металлу коричневый, темно-синий или черный цвет с сохранением металлического блеска.ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ — нанесение декоративных и защитных покрытий на изделия из металла методом электролитического осаждения (золочение, серебрение, никелирование, хромирование и т. д.).ГЛАЗУРЬ — стекловидное покрытие керамических изделий, закрепленное обжигом, что делает их водонепроницаемыми и красивыми. Глазури бывают цветные, бесцветные, прозрачные, глухие, поточные и кристаллические; различают тугоплавкие и легкоплавкие глазури.ГРАВИРОВАНИЕ (ГРАВИРОВКА) — технический прием нанесения изображения с помощью резцов и других инструментов на твердые материалы: металл, дерево, камень, стекло, пластик, линолеум. Гравирование на металле и стекле может производиться также путем травления их кислотами.ДОЛОТО — ручной инструмент для обработки дерева и других материалов. Широко используется в плотницком и бондарном деле. Состоит из твердой стальной пластины с поперечным лезвием на одном конце и гвоздем (стержнем) для осадки в колодку и трубкой для вставления черешка (ручки) на другом.ЗЕРНЬ — ювелирная техника: мелкие металлические зерна (шарики), как правило, из золота, серебра, меди, которые напаивают на поверхность ювелирного изделия, создавая сложный узор. Зернь получила распространение еще в древнерусском искусстве XI—XII вв. Используется и в настоящее время в ювелирных изделиях, декорированных сканью.ЗОЛОЧЕНИЕ — покрытие золотом предметов из дерева, металла и других материалов. Известно несколько способов золочения: холодное, при котором в предмет втирают золотую пыль; покрытие золотой амальгамой (жидким сплавом золота с ртутью); огневое (золотая наводка), когда нагревают покрытый амальгамой узор; листовое, при котором предмет оклеивают листочками сусального золота; гальваническое осаждение золота из специального раствора. См. ГАЛЬВАНОСТЕГИЯ.ИНКРУСТАЦИЯ — технический прием создания изображений посредством комбинирования на одной поверхности (основе) различных материалов. Инкрустация по дереву бывает двух видов: интарсия — техника врезания в деревянную основу других материалов; маркетри — наклеивание на основу тонких пластинок дерева различных пород. Инкрустация металлом по дереву или металлу называется насечкой.КЕРАМИКА — изделия из глин или их смесей с различными соединениями, закрепленные специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота, майолика, фаянс и фарфор.КУРКОВКА — пила-ножовка с узким полотном, используемая для выпиливания проемов ажурной резьбы. Ею можно выполнять и внешний контур заготовки. С помощью курковок с различной длиной и шириной полотен можно выпиливать детали со сложными контурами. Наиболее часто встречающиеся размеры полотен курковок: длина 325—530 мм, ширина 20—40 мм, толщина 1,5 мм.ЛОЩЕНИЕ — технический прием придания глянца поверхности изделий из глины. Лощение производится до обжига в горне путем трения гальки или какого- либо другого твердого предмета о поверхность изделия, предварительно обработанного растительным маслом, жиром, воском. Сосуды при лощении приобретали приятный черный блеск и становились водонепроницаемыми.ЛУЖЕНИЕ — процесс нанесения оловянных покрытий на поверхность изделий из металла для защиты их от коррозии.МАЙОЛИКА — вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые непрозрачной белой эмалью. Поверх сырой эмали наносили росписью орнамент, а затем изделие ставили в горн для обжига, проходившего при сравнительно невысокой температуре. В России XVII—XVIII вв. эта техника называлась цениной, ценинным делом.МОРОЗ НА ЖЕСТИ — узор на поверхности изделий из жести, появляющийся после обработки ее серной кислотой.МУРАВЛЁНЫЕ ИЗДЕЛИЯ — гончарные изделия, покрытые глазурью, в которую добавлен медный порошок. После обжига в горне они приобретали муравленый, т. е. зеленый цвет.ОБЖИГ — процесс, при котором изделия из глины, дерева и других материалов подвергаются воздействию огня. Обжиг придает глине прочность и твердость, защищает дерево от воздействия влаги и гнилостных микробов: тонкий угольный слой надежно консервирует древесину. Поэтому деревянные «стулья», подставляемые под нижний венец сруба, а также столбы изгородей обычно обжигают в пламени костра. По этой же причине обжигали и деревянную посуду. Позднее ее стали подвергать воздействию огня в декоративных целях: с помощью раскаленных на огне металлических пластин и проволоки народные мастера создавали на поверхности деревянных изделий замысловатые узоры.ОБРОН — особый технический прием нанесения орнамента на изделия из металла, при котором фон около рисунка опускают (обирают) резцом, благодаря чему рисунок делается рельефным.ПОЛИВА — слой глазури на поверхности керамики, полученный способом поливки глиняного изделия глазурной массой с последующим обжигом. Поливой покрывают обычно гончарную утварь и изразцы.ПОЛУМАЙОЛИКА — вид керамики, при которой прозрачная цветная глазурь накладывается поверх рисунка, нанесенного на белую обмазку.ПРОСЕЧКА ЖЕЛЕЗА — нанесение на полосы кованого или листового железа сквозных отверстий определенной формы или рисунка. Просечка производилась при помощи матрицы — металлической или каменной формы с углубленным негативным узором — и пунсона (пуансона) — стального стержня, имеющего острые режущие кромки. Лист железа укладывался на матрицу, а узор пробивался пунсоном.РЕЗЕЦ — ручной инструмент для обработки дерева, металла и других материалов. Состоит из твердого стального стержня со срезанным наискось концом и деревянной рукоятки (ручки) в форме грибка. В зависимости от назначения резцы имеют разное сечение — четырехугольное или треугольное, а для гравирования по металлу — ромбовидное.РЕЗЬБА — наиболее древний и широко распространенный вид обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов, поддающихся вырезанию узоров и различных изображений при помощи ножа, резца, долота, стамески и т. д. Резьба бывает нескольких типов: объемная, высокорельефная, плоскорельефная, выемчатая, контурная, сквозная, накладная.РЕЗЬБА АЖУРНАЯ — разновидность резьбы по дереву, которую в зависимости от техники исполнения называют также прорезной или пропильной. Если у плоскорельефной резьбы участки фона выбирают лишь на незначительную глубину, то при ажурной резьбе их убирают полностью, оставляя вместо фона пустые фигурные проемы. В том случае, когда ажурные проемы сделаны резцом или стамесками, резьбу называют прорезной, когда же используют пилу-ножовку (курковку) — пропильной.РЕЗЬБА ВЫЕМЧАТАЯ (ПЛОСКОВЫЕМЧАТАЯ) - наиболее широко используется при декоративной отделке деревянных изделий. Ее узоры и изображения образуются из многочисленных выемок самой разнообразной формы. Выемчатая резьба бывает геометрической (трехгранно-выемчатой и скобчатой) и контурной.РЕЗЬБА ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ — относится к типу выемчатой резьбы. Самый распространенный ее элемент — треугольник. Он и дал второе название геометрической резьбе — трехгранно-выемчатая. Для выполнения этой резьбы нужны достаточно простые инструменты: циркуль, линейка, плоский резец со скошенным лезвием, нож- косяк. Однако с их помощью русские мастера создавали разнообразнейшие орнаментальные композиции.РЕЗЬБА КОНТУРНАЯ (ЛИНЕЙНО-КОНТУРНАЯ) - разновидность выемчатой резьбы. Само название говорит о том, что в ее основе — контурный рисунок, похожий на гравировку. Контурной резьбе свойственна четкость линий. Такая резьба позволяет делать на поверхности деревянных изделий не только геометрические орнаменты, но и растительные узоры, воспроизводить сцены из окружающей жизни с участием людей и животных, создавать сказочные сюжеты. Контурная резьба была известна в России уже в X в. В XIX в. ее нередко сочетали с резьбой других видов, например со скобчатой. Так, контурно-скобчатой резьбой ярославские мастера украшали свои знаменитые прялки.РЕЗЬБА НОГТЕВИДНАЯ - см. РЕЗЬБА СКОБЧАТАЯ.РЕЗЬБА ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ — тип резьбы, при которой участки фона выбирают на незначительную глубину. Фактически это та же контурная резьба, только грани выемок имеют не одинаковые, а различные углы наклона к украшаемой поверхности. Известно три вида плоскорельефной резьбы: с заоваленными контурами (заоваленная или завальная), с подушечным и подборным (выбранным, подобранным) фоном.РЕЗЬБА ПРОРЕЗНАЯ (ПРОПИЛЬНАЯ) - см. РЕЗЬБА АЖУРНАЯ.РЕЗЬБА РЕЛЬЕФНАЯ СКВОЗНАЯ — прием резьбы по дереву, при котором фон узора выбирается насквозь, а узор делается плоско- или высокорельефным. См. РЕЗЬБА АЖУРНАЯ.РЕЗЬБА СКОБЧАТАЯ — относится к типу выемчатой (геометрической) резьбы. Она менее древняя, чем трехгранно-выемчатая резьба, так как инструмент, которым ее выполняют (полукруглая стамеска), появился значительно позднее ножа. Резчик обычно наносит на поверхность изделия полукруглой желобчатой стамеской выемки в форме скобок, изогнутых в разных направлениях, разнообразные по размерам и глубине. Форма таких выемок- надрезов и дала название скобчатой резьбе. Однако на мягкой древесине надрез (вмятину) подобной формы можно сделать даже ногтем. Отсюда и другое название скобчатой резьбы — ногтевидная.РЕЗЬБА ТРЕХГРАННО-ВЫЕМЧАТАЯ — разновидность выемчатой (геометрической) резьбы. Проста в исполнении, но узоры, выполненные в данной технике, нередко напоминают тонкое кружево. Основной элемент этой резьбы — треугольник, однако в узоре он часто сочетается с трапецией, квадратом, ромбом. Но даже используя один треугольник, народные мастера-резчики создавали весьма замысловатые композиции.СКАНЬ (ФИЛИГРАНЬ) — вид ювелирной техники: напаивание на металлическую основу тонких нитей (проволоки) из золота, серебра, меди и мельхиора. Узор может быть и ажурным: отдельные звенья проволоки свиваются в веревочку и спаиваются между собой. Скань часто применяли в сочетании с зернью, эмалью, жемчугом. В России скань известна с IX—X вв., но наибольший расцвет искусства скани приходится на XIII—XVII вв. Используется и сейчас в художественной промышленности.СКОБЕЛЬ — плотницкое орудие для строгания и снятия коры, широко использовался при бондарных работах. Представляет собой дугообразную металлическую пластину с острым рабочим краем и двумя ручками. В бондарном деле применяют малые и большие скобели с прямым и дугообразным лезвием для строгания клепок.СТАМЕСКА — деревообрабатывающий инструмент со стальным плоским заточенным концом, тонкое долото. При отделочных работах и резьбе по дереву обычно используют полукруглые стамески. По профилю сечения они делятся на три вида: крутые, отлогие и глубокие (церазики). Кроме полукруглых стамесок для работы используют и так называемые уголки — стамески, у которых полотно имеет в сечении прямой или острый угол.СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО — тонкие расплющенные пластинки золота или меди, служащие декоративным покрытием художественных изделий. Аналогично золочению проводят и серебрение изделий пластинками серебра или олова.ТЕРРАКОТА — вид керамики: неглазированные изделия из обожженной цветной глины с пористым черепком. Терракоту окрашивают и холодным способом, без обжига (например, вятские игрушки), затем ее полируют полностью или частично. В быту терракота представлена посудой, изразцами, мелкой пластикой.ТЕСЛО — орудие, используемое для выдалбливания из дерева лодок, утвари и других изделий. Состоит из стальной рабочей части клиновидной (иногда желобчатой) формы с расширенным и слегка закругленным лезвием. Вставляется в деревянную рукоятку в поперечном направлении к ее оси.ТИСНЕНИЕ — техника художественной обработки кожи, листового металла, картона, бархата и т. д. путем выдавливания на их поверхности рельефных изображений и узоров с помощью специальных штампов и матриц (каменных и железных).ТОМЛЕНИЕ — прием обжига гончарных изделий в горне при пониженном содержании в нем кислорода и с добавлением смолистой древесины. Такой обжиг придает изделию черный цвет.ТРАВЛЕНИЕ — применяется в углубленной гравюре и литографии при обработке металлической пластины (доски) и литографического камня химическими средствами с целью получения в отпечатке необходимого графического изображения.ФАРФОР — вид тонкой керамики: посуда, мелкая пластика и другие художественные изделия, изготовленные из белой глины и каолина со специальными примесями путем обжига при высокой температуре. Фарфор имеет белое непористое строение («спекшийся черепок»), просвечивающее в тонком слое, обычно покрыт прозрачной глазурью. Перед обжигом глазурь снимается с нижнего ободка фарфоровых изделий.ФАЯНС — вид тонкой керамики из белой обожженной глины с добавлением специальных примесей, аналогичных примесям, добавляемым при изготовления фарфора, но по другой рецептуре. Он имеет плотный, мелкопористый черепок, покрытый прозрачными глазурями, и не просвечивает на свету в тонкой части.ФИЛИГРАНЬ см. СКАНЬ.ЧЕКАНКА — прием художественной обработки металла, заключающийся в набивании рельефного узора на листовой металл (серебро, медь, латунь, белое железо). Металлический лист укладывают лицевой стороной на эластичную подложку из особой смолы или на мешок с песком, а затем молотком бьют по приставленным к нему чеканам, изгибающим лист металла и вдавливающим его в нужных местах в смолу. Чеканка — один из самых древних способов обработки металла. Таким способом создавались ювелирные изделия и мелкая пластика. Этим методом можно создавать и крупную скульптуру, работая над ней по частям и соединяя части путем спайки.ЧЕРНЬ —- техника, применяемая в ювелирном искусстве. Используется для нанесения орнамента на поверхность золотых и серебряных изделий. Она выполняется путем заполнения сплавом из серебра, меди, свинца и серы предварительно гравированного или вытравленного узора. После обжига на поверхности изделия появляется рисунок темно-серого или черного цвета.ЭМАЛЬ — техника, применяемая в ювелирном искусстве: прочное стекловидное покрытие, которое наносится на поверхность металлического предмета и закрепляется на ней путем обжига. Бывает и холодная эмаль, т. е. без обжига. Основой ювелирной (горячей) эмали служит стекло, пигментированное примесью окислов металлов. Различаются прозрачные, полупрозрачные (опаловые) и глухие (опаковые, компитные) эмали. По способу закрепления на поверхности эмали делятся на выемчатые, перегородчатые, прозрачные, по скани, расписные.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев