Он преодолел в своих путешествиях по России около 40 тысяч верст, обогнав по этому показателю самого Прежевальского. Интересно, а как и на чем ездил по этому пути Александр Сергеевич? Соблюдал ли ПДД, попадал ли в ДТП? Господи, ну и словечки у нас теперь…
Быстро ли ездил Александр Сергеевич?
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
На каких лошадях быстрее – на своих или на казенных, конечно, - что тут думать?
Онегин летел “в пыли на почтовых”, а вот Ларина еле-еле “тащилась”. И не потому, что не хотела поскорее пристроить Татьяну замуж за толстого генерала – просто экономила деньги и ехала на собственных лошадках. Хочешь взять казенное животное – изволь запастись документом, так называемой подорожной, и запиши туда чин, звание, маршрут. Ежели ты, к примеру, чиновник 13-го класса, то положено тебе три лошади – при условии, что их не уведет из-под носа чиновник 1-го класса… Потому что будь ты хоть дважды первый поэт России, ему на это наплевать – построит он станционного смотрителя во фрунт: вынь да положь мне аж 20 лошадей! А ты сиди и жди, да не забывай на каждой станции платить “прогоны” - от 8 до 10 копеек на лошадь за версту. Не нравиться – поезжай на своих, только помни, что лошадкам отдыхать нужно, а потому про ночную езду лучше забудь сразу.
Что касается самого Александра Сергеевича, он обожал скорость и даже хвастался как-то, что покрывает 500 верст в 48 часов. Дистанция огромного размера…
Словарик дорожно-транспортных терминов пушкинской эпохи:
Бричка – легкая полукрытая повозка с верхом, будкой.
Вершник – конник, сидящий верхом.
Возок – зимняя повозка, крытые сани с дверцами.
Дилижанс – он же належанец или лежанка – общественная почтовая, или частной промышленности карета, или иного рода повозка, многоместный крытый экипаж.
Зимник – дорога, пролегаемая по водам и болотам, где летом вообще нет езды.
Зимняк – санный путь вообще.
Кибитка – телега или сани с верхом, крытая повозка.
Колея – накат по дороге, желобчатая выбоина, врезанная колесами.
Коляска – барская ездовая повозка с половинчатым верхом и на пружинах.
Перекладные – лошади, сменяемые на почтовых станциях.
Подорожная – открытый лист на получение почтовых лошадей.
Почтовая карета – в которой от почтового отделения за деньги раздаются места.
Прогон – установленная плата при езде “на почтовых”.
Проселок – путь между селениями в стороне от городов и больших дорог.
Тракт – большая дорога, почтовая дорога.
Форейтор – верховой, правящий передними лошадьми при запряжке цугом.
Александр Сергеевич о дорогах
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют.
- Выехал я… из моей проклятой деревни на перекладной, ввиду отвратительных дорог, - жалуется Пушкин в 1826 году. – Псковские ямщики не нашли ничего лучше, как опрокинуть меня. У меня помят бок…
Впрочем, одну дорогу Пушкин как-то похвалил – как ни странно, ей оказалась нынешняя М10… Господа Воронцов и Меньшиков организовали по ней движение дилижансов между Москвой и Питером: зимой они брали по четыре пассажира, летом – по шесть. Места внутри кареты стоили по 100 руб., снаружи – 60-75. Из одной столицы до другой дилижанс добирался примерно четверо суток. Так вот – Пушкину все это почему-то настоль понравилось, что он назвал Московское шоссе “великолепным”! И добавил: “Так и должно быть во всем: правительство открывает дорогу, частные лица находят удобнейшие способы ею пользоваться”.
Похоже, в тот день у Александра Сергеевича было хорошее настроение…
Александр Сергеевич и будущее
Лет через пятьсот дороги верно
У нас изменятся безмерно.
Любопытно, на чем бы ездил Александр Сергеевич сегодня?
Определенно можно утверждать только одно – его машина не была бы белого цвета! Да и в праздники, пожалуй, не стал бы он никуда на ней выезжать.
А учитывая его страсть к путешествиям, вполне вероятно, что с нашими ценами на бензин, никаких денег поэту бы не хватило, поэтому пересел бы Александр Сергеевич на газ.
Пушкин не стал бы Пушкиным, будь он по натуре мнительным нытиком, боящимся жизни во всех ее проявлениях.
Нет комментариев