Русский историк С.М. Соловьев писал:
«Издавна, когда еще русский славянин не начинал строить на Оке церквей христианских, не занимал еще этих мест во имя европейской гражданственности, болгарин слушал уже Коран на берегах Волги и Камы»…
История Ислама в России.
Источники Истории Ислама в России:
[1] Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. I. М., 1997. Стб. 85;
Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. II. М., 1998. Стб. 72.
[2] Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992. С. 58.
[3] Карамзин Н.М. История Государства... С. 126, 272.
[4] Гумилев Л.Н. От Руси к России... С. 134.
[5] Вернадский Г.В. Монголы и Русь. М., 1997. С. 378; Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы в России. М., 1991. С. 179–250;
Кульпин Э.С. Золотая Орда. М., 1998. С. 50–54.
[6] Вернадский Г.В. Монголы и Русь. М., 1997. С. 340–342, 363–365; Пайпс Р. Россия
при старом режиме. М., 1993. С. 82.
[7] Вернадский Г.В. Монголы и Русь. М., 1997. С. 365–367, 390–394; Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Россия между Европой и Азией. М., 1993. С. 72–73.
[8] Газиз Г. История татар. М., 1994. С. 113–115; Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991. С. 22–28, 240–241.
[9] Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. История исламских общин Нижегородской области. Нижний Новгород, 1998. С. 13;
Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–ХХ вв. М., 1999. С. 22.
[10] Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы в ХІV в. – начале ХХ в. (канд. дисс.). М., 2000. С. 79.
[11] Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). М., 2001. С. 40–41; Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. История исламских общин... С. 13–14.
[12] Андреев А.Р. История Крыма. М., 1997. С. 196–204.
[13] Еремеев Д.Е. Этногенез турок. М., 1971. С. 171–172.
[14] Ибрагимова З.Х. Чечня после Кавказской войны (1863–1875 гг.). М., 2000. С. 236, 241.
[15] Ислам в Российской империи... С. 45–50; Ислам в татарском мире: история и современность. Казань, 1997. С. 84–101.
[16] Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995. С. 131–146.
[17] Исмаил-бей Гаспринский (Гаспралы). Из наследия. Симферополь, 1991. С.25–27, 55–56.
[18] Исмаил-бей Гаспринский. Россия и Восток. Казань, 1993. С. 62–63.
[19] Верт Н. История Советского
государства.
1900–1991. М., 1994. С. 171; Тоган З.В. Воспоминания. М., 1997. С. 13; Собор (альманах по религиоведению). Елец, 1999. С. 131–151.
[20] Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995. С. 245.
_____________________________________________________________
Волжская Булгария в то время занимала территорию от предгорий Северного Кавказа до верховий Волги с севера на юг, и от Дона до Самарканда — с запада на восток.
Здесь были открыты учебные заведения, создавались библиотеки, распространялись популярные на то время в Халифате, Исламские и научные идеи.
Обучение проводилось на основе арабского письма, жизнь проходила на основе Корана и Сунны у многих Булгар.
Именно в эти места князь Владимир присылал своих послов для ознакомления с Исламом.
Ислам в Волжскую Булгарию пришел уже в 631 году благодаря арабским купцам Халифата.
То есть за один год до смерти пророка Ислама–Мухаммада мир и благословение ему в 632–году.
То есть в Волжскую Булгарию Ислам пришел раньше чем в Дагестан.
Торговые пути Волжской Булгарии и Халифата пересекались через среднюю Азию (совр. Узбекистан, Таджикистан и т.д).
Волжских булгар принято считать предками современных татар.
Исламизация населения Нижнего и Среднего Поволжья завершилась в 922 г., когда Ислам был принят в качестве государственной религии в Волжской Булгарии.
В середине VII века отряды мусульман пришли на территорию Азербайджана и в 642-643 годах дошли до города Дербент - современный Дагестан.
То есть через 10 лет после смерти пророка Мухаммада–мир и благословение ему Аллаха, Ислам достиг Дагестанских границ.
Войны арабов с хазарами привели к тому, что в 737 г. иудейский каган Хазарии (у Хазарии религия была иудаизм), вынужден был принять ислам.
И хотя в 809 г. официальной религией каганата вновь стал иудаизм, многие хазары так и остались мусульманами.
Этому способствовали постоянные контакты хазар с Арабским халифатом и Средней Азией.
Именно в Хазарии с местными мусульманами, а также – с арабами и персами, общались, по свидетельству арабо-персидского географа Ибн Хордадбеха (820–890),
«славянские купцы Ар-Рус», возившие свои товары к Черному и Хвалынскому (Каспийскому) морям, а также русские дружинники, участвовавшие в войнах хазар с арабами, Ираном и Византией. Потомки мусульман-хазар впоследствии вошли в состав тюркских народов Поволжья, Северного Кавказа и Крыма, в разное время также принявших ислам.
От них появились такие народы как башкиры и татары.
Они несли дагват угро-финнам и даже славянам в бассейне Оки и Волги.
Через Каспий и Волгу шло мощное влияние Исламского Халифата на Булгарию и Русь.
Пришедшие на Русь в 1237–1240 гг. монголо-татары вскоре оказались под сильным воздействием ислама (уже в 1256 г. ханом Золотой Орды стал мусульманин Берке).
До включения в Золотую Орду в ХIII
веке Булгария была самым мощным государством в Поволжье и Прикамье.
В ХIV веке Булгария распадается на два княжества:
Булгарское и Жукотинское.
Позднее на этой территории появляется Казанское ханство.
Золотая Орда появилась Летом 1242 г. Орда охватила огромную территорию, включая земли волжских булгар, половцев, Крым, Западную Сибирь, Приуралье, Хорезм.
Столицей стал Сарай, или Сарай-Бату, неподалеку от нынешней Астрахани.
Шедшие с Батыем монголы быстро слились с коренным народом в единый этнос и получили название "татары".
Ислам стал официальной религией Золотой Орды во времена правления хана Узбека в 1313-1342 годах, после чего он распространился среди многочисленных тюркских племен от Крыма до Сибири.
В конце XIV - начале XV вв. Золотая Орда была разгромлена Тамерланом и
распалась на несколько ханств.
Казанское ханство выделилось в 1438 году из состава Золотой Орды на территории бывшей Волжской Булгарии, от Вятки до Волги, от Оки до Камы и устья реки Белой.
Столицей ханства стал город Казань.
В XVIII-XIX веках из принявших ислам язычников образовалось целое сословие так называемых тептярей, живущих на Урале и записавших себя татарами или башкирами.
При этом "уходили в татары" целыми деревнями и регионами.
В результате казанских походов Ивана Грозного 1545-1552 годов, ханство было ликвидировано и Среднее Поволжье присоединено к России.
Астраханское ханство обособилось в составе Золотой Орды в 1459 году
незадолго до окончательного ее распада.
После развала Золотой Орды и убийства ее последнего хана - Ахмата в 1481 году Астраханское ханство превратилось в совершенно самостоятельное ханство.
Астраханское ханство было самым маленьким татарским государством из тех, на которые распалась Золотая Орда.
Центром ханства стала средневековая Астрахань.
Название "Ас-тархан" город (по одной из версий) получил от того, что в этих краях жили асы - потомки сарматских племен, получившие от хана Батыя грамоту - тархан.
Сибирское (Тюменское) царство образовалось в конце ХV века в Западной Сибири.
Получило название по имени столицы - сначала Тюмень (Чимги-Тур), а затем Сибирь (Кашлык).
Ханство населяли тюркоязычные племена:
кипчаки, аргыны, карлуки,
канглы, найманы и др.
Однако все они после создания ханства стали сибирскими татарами.
В конце ХVI века Сибирское ханство было разбито русскими.
Первый удар по сибирским татарам нанес казачий атаман Ермак.
Ногайская Орда существовала на территории современного Оренбурга.
Монголо–татары опирались во власти на мусульман («бесерменов», как их тогда называли на Руси).
Встречались среди славян и принявшие ислам русичи (например, убитый во время восстания 1262 г. в Ростове Изосима).
С 1312 г. Ислам господствовал в Орде и стал религией почти всех ее жителей
(особенно тюркоязычных) от Крыма и Причерноморья до Поволжья и Сибири.
По закону Ислама, православные подданные Орды получили статус «ахль аль-китаб», т. е. «людей писания».
Хан Бердибек и Кульпа были православными и строили храмы и церкви в столице Золотой Орды– Сарае.
В 1329 году на службу к московскому князю Ивану Калите прибыл ордынский мурза Чета.
Он положил начало роду Годуновых, представитель которого – боярин Борис Годунов – стал через 200 с лишним лет русским царем.
Много татарских эмиров ушло из Орды во время «великой замятни» (смуты) на рубеже ХІV–ХV веков.
Прибывая на Русь, где тогда было сытнее и спокойнее, они превращались в «служилых царевичей», в вассалов московских великих князей.
Сами же московские князья подчинялись власти Золотой Орды.
Сын хана Золотой Орды Касим бну Улуг-Мухаммед, перешедший в 1446 г. на службу к великому князю Москвы Василию II Темному, очень помог ему в борьбе против других московских князей, а в 1449 г. даже разбил подступившее к Москве войско золотоордынского хана Сеид Ахмеда.
За это Василий II подарил Касиму (в 1450 году или 1456 г.) область по реке Оке, а центр ее Городец-Мещерский (вполне русский город, основанный в 1152 г. Юрием Долгоруким) в 1471 году был переименован в Касимов.
Касимовский правитель Шах-Али, успевший уже трижды побывать на казанском престоле, а впоследствии – даже командовал русскими войсками в Ливонии.
Область стала именоваться Касимовским царством, которое прекратило свое существование только в 1681 г.
В 987 году послы от камских булгар были первыми проповедниками ислама в Киеве.
Вот что говорит о киевлянах XII века (как мы знаем — славянах) Абу Хамид ибн абд ар-Рахим ал-Гарнати ал-Анда-лузи, мир ему и его предкам, побывавший в наших краях в 1131—1153 годах:
«И прибыл я в город страны славян, который называется Киев.
А в нем тысячи магрибинцев, по виду тюрков, говорящих на тюркском языке.
А известны они в той стране под именем печенеги.
И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз ал-Джаухари, он был женат на дочери одного из этих мусульман.
Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы».
Но вернемся в Древность
Как известно, Киев основан Кием, первым князем киевским.
Что же нам известно о нем?
Оказывается, Кий был выходцем из Хорезма (настоящее его имя — Куйя), после переселения части хорезмийцев-мусульман в Хазарию, где они были расселены по границам государства, Куйя стал вазирем Хазарии, эта должность после его смерти досталась его сыну — Ахмаду бен Куйя.
Историк X века ал-Масуди пишет:
«В этой хазарской стране мусульмане являются преобладающей силой, потому что они составляют царскую армию.
Они известны в этой стране как арсии (ясы-аорсы), и они пришельцы из страны Хорезм.
В древние времена, вслед за появлением ислама, начались в их стране засуха и мор, и потому они пришли к хазарскому царю.
Они были людьми сильными и смелыми, и хазарский царь полагался на них в своих войсках. ...
Кроме того, им принадлежит должность вазиров.
В настоящее время вазир один из них — Ахмад бен Куйя. ...
Жители Арсии имеют также мусульманских судей» Арсания — ведь это одна из «славянских» стран, наравне со Славией и Куявией!
Правил Киевом и Аскольд (Аскел), который был женат на дочери хана волжских булгар, чьим вассалом он и являлся (об этом свидетельствует ибн Фадлан).
Аскольда убил Олег, норвежец по национальности, но наш великий князь.
Проблема в том, что он был подданным Хазарского государства, и к тому же Радзивилловская летопись помещает рисунок — Олег воюет на Балканах.
Но под каким знаменем?
На знамени арабская надпись «ДИН», что означает «вера», «религия».
Стало быть, в старину основным алфавитом у славян был арабский!
О том, что славяне были тесно связаны с арабами еще в VII веке, сообщают и византийские писатели.
Так, Феофан под 675 годом сообщает:
«20 000 славян из войска императора Юстиниана II перешли к арабскому полководцу Мухаммеду, который при их помощи через три года берет в плен многих византийцев».
Об этом же говорят и Никифор, и Леон, и Кедрин.
Может быть, Ольга не мусульманка?
Однако... Если обратимся к русским летописям, то выясним, что Ольга — дочь Половецкого тархана,
«а половцы закон Магометов держали»,
то есть Ольга происходит из мусульманской семьи.
О князе Болгара Алмазе Васильевиче Владаваце и о принятии им ислама сообщает ибн Фадлан, преподнесший 12 мая 922 года в дар князю тюрбан, который с тех пор называется «челма» (чалма) — то, что надевается на чело.
Турецкий историк Мохаммед Кятиб собщает дату принятия русскими ислама — 333 год от Р. X., а это дата «крещения Ольги».
Но о том, что мусульманство было в Киеве еще до Владимира Святого, сообщают и византийцы.
Узнав, что князь Владимир хочет сменить веру, послы долго его убеждали и, очевидно, не без успеха, ибо в летописи сказано:
«Владимир же слушал… и сладко ему было слушать».
Возможно, князь всерьез подумывал о том, не принять ли ему ислам.
Во всяком случае, четыре его посла, направленные в Хорезм, приняли Ислам по данным мусульманских историков.
Сам Владимир все же ислама не принял, по летописи – ввиду нежелания отказываться от свинины, а особенно – от вина.
Если верить “Повести временных лет”, князь сказал при этом:
«На Руси есть веселие пити, не можем без этого жити»[1].
Л.Н. Гумилев объясняет это обычаем князя пировать вместе с дружиной и тем самым крепить дружбу с ее воинами.
Но, это не было главной причиной отказа Владимира от Ислама.
Он хотел провести политический ход и укрерить связи с Византией, которая могла помочь Руси выстоять перед натиском степных кочевников с востока и юга.
Таким образом, Древняя Русь была близка к тому, чтобы принять ислам.
Русь была знакома с христианством именно византийского образца.
Первые его последователи христианства жили в Киеве с 867 г., т. е. за 121 год до крещения Руси.
После крещения Руси христиане вели упорную борьбу с усульманскими миссионерами в Поволжье.
Русский историк С.М. Соловьев писал:
«Издавна, когда еще русский славянин не начинал строить на Оке церквей христианских, не занимал еще этих мест во имя европейской гражданственности, болгарин слушал уже Коран на берегах Волги и Камы»…
Немецкий ученый Карл Фукс в своей книге «Казанские татары» приводит данные о принятии ислама булгарами еще во времена Пророка Мухаммада мир и благословение ему, практически одновременно с арабами.
Как утверждается в старинной булгарской рукописи, пересказанной Карлом Фуксом, начало этому было положено в 9 году хиджры, когда Пророк Мухаммед мир ему и благословение, стал рассылать своих сахабов (сподвижников) к народам и государствам мира с предложением принять религию Ислам.
Три таких сахаба Пророка, имамы Абдур-Рахман Ибн Зубира, Хантал Ибн Рабия, Зубайр Ибн Джаада, прибыли с миссией дагвата (призыва к исламу) и к булгарам.
Как проходила их миссия среди булгар, довольно подробно описано у Карла Фукса.
Ислам приняли булгарский правитель (Эльтебер) и его подданные.
У Булгарского Айдар–Хана была неизлечимо больна дочка–Туйбикя, она была разбита параличом.
Среди сахабов присланных с дагватом в Булгарию, был сахаб Зубайр Ибн Джаад, хорошо разбирающийся в медицине (знахарстве).
В холодный зимний день из веток свежей березы, он приказал подданым хана сделать веник и охлестать Туйбикя в бане.
Так и было сделано и Туйбикя излечилась.
Он излечил дочку хана и в знак благодарности, хан отдал Туйбикя замуж за этого сахаба.
Позже этот сахаб, Зубайр Ибн Джаад так и остался жить с принцессой на землях Волжской Булгарии во владениях хана и создал с ней семью.
По сообщениям арабского путешественника, писателя и географа начала Х века Ибн-Русте,
«…большая часть булгар исповедует ислам и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами».
Для обучений и письма использовали бумагу которую привозили из Китая.
Пергамент для письма применялся реже.
Ислам придал новый толчок ускоренному развитию булгарской науки и культуры в целом…
Арабский язык был на то время международным языком.
Булгары пользовались в основном, арабским языком в разговоре и в школах (мектебах).
На рубеже ХI – ХII вв. в городе Биляре жил ученый-историк, главный судья, Якуб ибн Нугман – автор книги «История Булгарии», которую высоко оценил арабский путешественник, географ Абу-Хамид аль Гарнати (аль Андалуси), посетивший великий город Биляр в 1135 году.
К сожалению, она не сохранилась до наших дней, но благодаря аль Гарнати, прибывшему из далекой Испании, который приводит отрывки из сочинения Якуба ибн Нугмана, мы имеем представление об этой книге.
В городе Биляре было крупное высшее учебное заведение – университет (дар аль-улюм) «Мухаммед-Бакирия», основанный около 1080 года Якубом ибн Нугманом – потомком путешественника ибн Фадлана.
«Мухаммед-Бакирия» был первым университетом в Европе, где такого рода учебные заведения начали появляться гораздо позже, только в ХI – ХV вв.
В «Мухаммед-Бакирия» изучали религиозные и светские науки.
Ректором этого универа являлся Якуб ибн Нугман, этот университет был очень известным и за пределами Волжской Булгарии.
Здесь наряду с булгарами учились шакирды (студенты) из стран Халифата– Хорезма, Ирана и даже далекой Испании–Кордовы.
Ученый Ходжа Ахмед Булгари назначается на пост учителя и наставника самого могущественного монарха мира, султана Махмуда Газневи.
Недаром же Булгарию называли «царством разума» и «золотым троном Востока».
Переехав из Булгарии в Афганистан, Ходжа Ахмед Булгари врачует в городе Газни.
После его чудодейственного лечения многие вставали на ноги.
Поэты восхваляют его в своих стихах, имя его становится легендарным.
В 1971 году над его могилой был построен мавзолей (дюрбе) из белого мрамора.
Но Ходжа Ахмед Булгари был не только знаменитым медиком.
Не в меньшей степени он прославился своими философскими и историческими трактатами.
Среди них наибольшей известностью пользовались «Тарихател Болгария» («История Булгарии»), «Фэнандел Болгария» («Наука в Булгарии») «Жэмигыль Болгария» («Философия Булгарии»).
Многие современные мусульманские ученые обращаются к его трудам, написанным в ХI веке.
В 1236 году во время монгольского нашествия были разрушены многие школы (мектебы) города Биляр – столицы Булгарского государства, в том числе и знаменитое медресе «Мухаммед-Бакирия».
Позже появилось – медресе «Мухаммед-Аламия», где ректором являлся выдающийся государственный деятель, философ и поэт Кул Ашраф (Шариф).
В 1552 году во время штурма города Казани войсками Ивана IV Грозного, Кул Ашраф героически погибает вместе с четырьмя тысячами шакирдов (студентов), отстаивая оплот ислама на священной булгарской земле.
Золотая Орда оказала огромное влияние на все сотороны жизни Руси (которую даже в ХV веке называли «Залесской Ордой»).
Выходцы из Золотой Орды буквально научили Русь всем техникам–политики, образования, экономики и т.д.
915 княжеских фамилий Московского государства имели ордынское происхождение.
Более того, выходцы из Золотой Орды мусульмане называли русского царя «Ак-Падишах» (Белый царь).
Мусульмане Орды считали Москву по праву наследницей Золотой Орды.
Некоторые факты говорят о том что Русь многому научилась у Золотой Орды во многих сферах влияния.
Боярская дума в Москве во многом имитировала ханский «диван» (совет), а сами бояре стали с ХV века подражать татарским «карачи» (т. е. членам дивана) и, подобно им, кичиться своей родословной и соперничать из-за места поближе к государю.
Двор московских царей заимствовал у ханского должности «дядьки» (аталык) и молочных братьев государя (имильдаш).
По образцу военной прослойки «огланов» (т. е. «сыновей» карачи) возникло и на Руси сословие «детей боярских».
Курултай Казани (духовенство, огланы и мурзы) в Москве именовали «вся земля Казанская» и по его образцу созывали свои земские соборы, состоявшие из «власти» (духовенства), «синклита» (Боярской думы) и «воинства».
Многие мурзы (мурза – от персидского «эмир-заде», т. е. сын князя), огланы и другие представители знати уходили «на службу» в Москву еще до падения Казани.
У Золотой Орды и ее государств-преемников заимствовались не только судебная практика, доспехи, снаряжение, вооружение, методы ведения войны, но и способы управления, традиционные для тюркского общества, в частности, обращение знати («белой кости») с простым народом («черной костью»), определяемые этим специфические понятия о социальной справедливости, рожденные еще в древности отношениями свободного воина и пленника-раба.
На Руси мелкого чиновника, творившего суд и расправу называли «ярыга» (от монгольского «яргу» – судья).
Правители Московской Руси унаследовали учрежденные ордынцами торгово-конную службу «ям» (отсюда – «ямщик») и систему сбора дани, «избыток» которой оставляли себе.
Они чеканили монету с именами хана и князя одновременно, собирали таможенные пошлины (от «тамга» – печать, клеймо по-тюркски), создали по примеру ханов казну (от арабского «хизана») во главе с казначеем (от тюркского «хазнаджи» или «хазначи»).
Бытовали обычаи, соответствующие ордынским, «бить челом» (т. е. кланяться до земли), выбирать невесту правителя путем смотрин, сыпать деньгами при коронации.
О влиянии ордынцев на русскую жизнь свидетельствуют и многие вошедшие в русский язык слова:
Такие слова происходившие от Золотой Орды как «кандалы», «кабала», «нагайка». в военном деле – атаман, кремль (крепость), кинжал, кобура;
в финансах – алтын, барыш, деньга;
в торговле – амбар, аршин, базар, бакалея, балаган, балчуг (рыбный рынок), батман, караван, лабаз, майдан (площадь), маклак (посредник), магарыч (угощение); в костюме – архалук, атлас, бархат, башлык, башмак, бешмет, бязь, кайма, кафтан, кисет, кошель, кумач, кушак, сафьян;
в ювелирном деле – алмаз, бирюза, жемчуг;
в скотоводстве – аркан, каракуль, кибитка, отара.
Сюда же можно отнести и некоторые другие слова, например:
кабак, каланча, калитка, Арбат, Балчуг, Таганка, Ордынка, Богатырь, халат, арбуз, диван, тайга, карандаш, деньги, лошадь, чулок, ямщик, чердак, халва, чемодан - все эти слова достались нам от татар-мусульман.
Храм Василия Блаженного в Москве, сооруженный в честь взятия Казани, был точной копией казанской мечети Кул-Шариф с 8 минаретами.
"Хорошенько поскреби московита и обнаружишь татарина" - этой пословице несколько веков.
Царевич Худайкул (после крещения – Петр Ибрагимович) при Василии III, касимовский хан Саин-Булат (Симеон Бекбулатович) – при Иване Грозном, а Борис Годунов (потомок мурзы Четы) – при Федоре Иоанновиче.
Выходцы из татарской знати часто пользовались особым доверием московских царей и отличались большей преданностью им.
Беки и хан-заде (т. е. князья и царевичи) всегда сидели на почетных местах при приеме царем послов из стран ислама.
Только при подавлении восстания мусульман Казани в 1557–1558 годах было перебито до 1,5 тысячи беков и мурз.
При царе Федоре Иоанновиче началось массовое разрушение мечетей и были подорваны позиции алпаутов (т. е. татарских помещиков).
Меры по насильственному крещению толкали многих мусульман на участие в восстаниях против московского правительства.
Тем более, что первоначально царь Михаил Романов доверял татарским мурзам (семь из них участвовали в его избрании на престол и в отпоре польскому королевичу Владиславу, претендовавшему на московский трон).
Царь даже раздавал многим из них свободные земли на юге Нижегородского края, у Арзамаса и Алатыря.
Практически к 1647 году мусульмане-землевладельцы, лишившиеся православных крепостных, вынуждены были креститься еще и под угрозой выселения[9].
Особенно жестко эта политика стала проводиться после подавления
крестьянской войны 1670–1671 годов во главе со Степаном Разиным.
У всех причастных к нему лиц земли отнимались и особенно безоговорочно – у мусульман (татар и башкир) в пользу тех из них, кто принял православие («новокрященов»).
Помимо чисто политического характера репрессий здесь присутствовал и этноконфессиональный момент:
Степан Разин был связан с мусульманами Поволжья, его мать была татаркой, а сам он, по некоторым сведениям, иногда ходил в чалме (возможно, после похода в Персию).
В приговоре ему он был назван «еретиком», а тело его после казни бросили в Москву-реку, откуда оно было тайно выловлено и захоронено возле Татарского кладбища, очевидно, не случайно.
По приказу Петра Первого в 1716 году в Петербурге был напечатан первый перевод Корана на русский язык.
Тогда перевели не оригинал (арабский) а французский перевод.
Одновременно начался процесс насильственного обращения мусульман в христианство.
Татары присоединялись к крестьянским восстаниям.
Мусульмане приняли активное участие в Пугачевском восстании 1773-1775 годов.
"Эби-патша" ("Бабушка") - императрица Екатерина II - принципиально изменила отношение власти к мусульманам:
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев