(Так что же тренировать и к чему стремиться? )
Тема тонических рефлексов – неиссякаемая. И основной и самый частый вопрос: как же их «погасить»?? И что будет, если «не погасятся»?
На самом деле нет в реабилитационной терапии такой задачи - погасить тонические рефлексы, не зацикливайтесь на этом.
Рефлексы новорождённых, к которым относятся и позотонические, формируются в стволе мозга. Это реакция на внешний раздражитель, которая имеет двойное значение: защищать и развивать. Это не только рефлекторная защитная реакция на стресс и опасность, но и база для формирования осознанных двигательных навыков.
Позотонические рефлексы – важная часть нормального развития ребенка, но в определенный период каждый из них должен трансформироваться в приобретенный рефлекс.
⚠Так что же тренировать и к чему стремиться?
Установочные и цепные рефлексы, с формированием которых связаны различные «выпрямительные» активности, включаются антигравитационные и равновесные возможности, способность удерживать статические позы — сидеть, стоять, - и выполнять произвольные движения.
Лабиринтный установочный рефлекс (ЛУР) — первый антигравитационный рефлекс, который помогает ребенку справиться с силой тяготения . Запускает механизм преодоления силы тяжести. Благодаря ему ребенок начинает «держать голову»; из положения на животе начинает приподнимать ее, опираясь на предплечья, и удерживать плечевой пояс, а затем и верхнюю часть туловища приподнятыми; может переходить к стоянию на четвереньках, на коленях, а затем и в вертикальное положение и удерживать тело в положении сидя, стоя, в ходьбе.
Цепные симметричные рефлексы
Шейная выпрямляющая реакция. Рефлекс, направленный на развитие положения шеи относительно туловища - за поворотом головы в сторону, произведенным активно или пассивно, следует ротация туловища в ту же сторону. Именно благодаря ему ребенок может начинать переворачиваться со спины на бок. В норме проявляется на 3-4 месяце, затем «перерастает» в перевороты на живот и обратно.
Туловищная выпрямляющая реакция (с туловища на голову). При соприкосновении стоп ребенка с твердой опорой наблюдается выпрямление головы. Проявляется начиная с 1-го месяца жизни. Затем перерастает в удержание головки в положении лежа на животе.
Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище. Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища.
Выпрямляющий рефлекс туловища. Рефлекс, позволяющий ребенку поворачивать вначале голову, затем плечи, затем все туловище, а не блоком – формируется ротация туловища между плечами и тазом и повороты уже осуществляются с торсией. Ребенок обычно поворачивает голову первой, затем плечевой пояс и, наконец, таз вокруг оси тела. Ротация в пределах оси тела дает возможность ребенку повернуться со спины на живот, с живота на спину, сесть, встать на четвереньки и принять вертикальную позу. Именно из этого рефлекса происходят полные перевороты (со спины на живот и обратно). Положение «на четвереньках» и дальнейшее ползание. Проявляется начиная с 6-го месяца жизни и переходит в другие двигательные навыки.
Защитная реакция рук. Реакция, помогающая держать тело в вертикальном положении. Проявляется как движения рук в ответ на изменение положений туловища. Ребенок начинает выпрямлять и , выставлять руки вперед, вбок, назад, что бы не упасть и чтобы сохранить свое положение в пространстве. В норме начинает проявляться в 5-6 месяцев.
Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе.
Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги.
Чем активнее происходит формирование установочных рефлексов, тем лучше двигательное развитие ребенка.
Не наличие тонических рефлексов тормозит этот процесс, а отсутствие необходимых выпрямительных, равновесных и антигравитационных реакций.
И поэтому пассивные укладки или тем паче растяжки в этом смысле бесполезны совершенно.
Ребенок должен двигаться, и двигаться активно – для этого нужно использовать все его возможности и навыки.
Вот например, если вам хотя бы немного знакомы укладки по Бобат , то вы наверняка обратили внимание, что они всегда дополняются упражнениями для нормализации движений и контроля за положением головы и тела.
И, по сути, каждая такая укладка является рефлексозапрещающей позой, которая корректирует патологические установки тела и одновременно является исходным положением для овладения активными движениями.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев