Колокол был отлит из турецких пушек в Таганроге в 1778 г. На нем изобразили святых Фоку и Николая, считавшихся покровителями моряков, планируя использовать в строящемся местном соборе, посвященным Святому Николаю.
Однако в 1803 г. Туманный колокол передали в главный город Крымского полуострова – в связи с утратой Таганрогом положения главной российской черноморской военно-морской базы.
Далее изделие таганрогских литейщиков «попало в плен» – было вывезено французами после их победы в Крымской войне. Более полувека о нем никто и ничего не слышал, но в 1913 г. президент Пуанкаре вернул колокол в Севастополь по просьбе консула Луи Гэ – это было сделано в качестве дружеской уступки союзнику по Антанте в условиях приближения Первой мировой войны. Он якобы отыскался в соборе Парижской богоматери, где и пребывал со времен Восточной войны. «Вернувшийся из плена» колокол повесили на колокольне Херсонесского монастыря.
Кроме церковных обязанностей, он исполнял и светские – его громкий звон в плохую погоду служил ориентиром кораблям. За эту особенность монастырский «звуковой маяк» прозвали «туманным». В этой должности он трудился с 1925 г. и до первых лет после окончания Великой Отечественной. Далее на судах стали массово появляться радиолокаторы, как следствие, маячки, подаваемые звуки на берегу, упразднили за ненадобностью.
Колокол Херсонеса давно воспринимается как один из символов города Севастополь.
Его осматривают во время экскурсий по археологическому заповеднику, и туристы охотно фотографируются на фоне узнаваемой конструкции из двух тяжелых опор с тонкой перекладиной между ними.
Моряки традиционно благодарны колоколу за его «туманную» роль – он спасал тысячи жизней их собратьев по ремеслу в прошлом, а обрядности в морской профессии еще больше, чем у археологов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев