Народные колыбельные песни как традиционный и очень весомый фольклорный жанр – это то, что объединяет всю нацию в некотором едином “пра-океане”, едином потоке и ритме дыхания, в общих народных чаяниях.
Эти песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства (бедные няньки пели колыбельные песни своим богатым воспитанникам) и темперамента.
У бедных крестьян не было возможности уделять много времени обучению и воспитанию ребенка, но те редкие минуты общения с малышом, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере. И колыбельные песни в связи с этим обстоятельством приобретали весьма важное значение для детей. Именно та песня, которую человек чаще всего слышит в раннем детстве, определяет его дальнейший жизненный путь. Не удивительно, что очень скоро этот жанр вышел из народа.
Если рассматривать «действие» колыбельных, то они, скорее всего это происходило у авторов подсознательно, дают установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. Отсюда светлые, радостные образы в колыбельных песнях (малинка, солнечный сад, рай, райское место, золотая (серебряная) колыбель (у славян), алая колыбель (у сибирских татар), Христос, Богородица, Бог (у русских), белая колыбель (у казахов), беленький жеребенок, алая колыбелька, соловушка, спелая земляника, зайчонок, передающие позитивное восприятие мира.
Мать, исполняя колыбельную, сначала создает у себя светлый внутренний образ прекрасного, а затем уже на этой волне поет колыбельную. Когда маленький человечек появляется на свет, его жизнь представляется достаточно сильной экстремальной ситуацией. Все мы, взрослые и дети, переживаем стрессовые ситуации каждый день и привыкаем к ним настолько, что даже не замечаем полученного мини сотрясения психики. Колыбельная песня с ее постоянным ритмом, четким мелодическим рисунком способствует максимальной релаксации и матери, и ребенка.
Древние колыбельные песни возникли в эпоху языческого олицетворения отвлеченных понятий, окружающих предметов. Мать "заговаривала" ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам, носителям сна – Сну, Дреме, Угомону. Эти персонажи представлялись живыми существами, которых можно приглашать в дом. По мнению русского исследователя фольклора А. Ветухова Сон в колыбельных песнях представлялся усталым путником, ищущим себе покоя и места для отдыха, но во всякой избе, а там, где есть малютка. Это друг и покровитель детей: своими чарами он убаюкивает их. Некоторые фольклористы-исследователи (В.П. Аникин, В.Е. Гусев, Н.И. Толстой) считают, что связь с магическими действиями явственнее всего проступает в обыкновении многократно повторять припев «баю, баю, баюшки», либо «люли, люлюшки» в самых разнообразных сочетаниях.
Требуется много внимания, много терпения и понимания, чтобы "расторможенный" малыш стал спокойнее. И колыбельные, и ласка, и любовь - то самое, необходимое лекарство.
Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному – народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.
Богатейшая сокровищница материнского фольклора, народная культура и народная педагогика предлагают нам «творить» своего ребенка. Пойте ему колыбельные песни, которые помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым, вдохновляя его на творчество и радостное восприятие жизни
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев