Опека сирот вне семьи
В случае неблагонадежности или отсутствия родственников мир поддерживал сирот разными способами — от этого потом в значительной степени зависела их судьба. Если у сироты было имущество, его могли продать и отправить сироту учиться в уездный город. Еще один путь — это вскормление за счет государства либо за счет ссуды: продавалось все имущество, деньги клались в банк, и проценты от этих денег обеспечивали ему существование. Вот сюжет из тенишевского архива о сиротах, живущих за счет ссуды:
«Прекрасный летний день. На крыльце Починковского волостного правления в ленивых позах — помощник писаря, сторож, рассыльные. Тут же прямо на земле сидит по-бабьи (то есть вытянув горизонтально ноги) молодая бабенка. Наряд последней не изыскан, но все-таки скрашивается красным платком да кумачными оторочками ворота и рукавов сорочки. Бабенка не из бойких, а потому шутки волостных кавалеров задирательны, и бабенка злится. Она в волости по делу, для нее важному: ей хочется взять билет на сторону, охота от мужа отбиться.
Осталась она круглой сиротой малолетняя с малолетним братом. Мир продал родительский домишко, деньги положил в „банку“, а прочее имущество с сиротами сдали под опеку их дяди. Братишка, подрастая, свертелся, стал заниматься всякими „художествами“: игрою в орлянку, ловеласничать… Да и тут же угодил
. <…> Девку дядя просватал на сторону за сына, глухонемого. Путного из этого брака ничего не вышло.
— Что же, тебе муж давно не люб, что ли? — спрашивали молодицу.
— Да чего, побать (то есть поговорить) не с кем… — залилась слезами бабенка.
Этого драматического положения молоденькой женщины волостная публика, умевшая только канючить, не могла понять.
Отдельного вида ей тоже не дадут, на то надо согласие мужа»
.
Очень часто имущества у сирот не оставалось. На этот случай было предусмотрено несколько вариантов. Деньги собирались ото всех, «всем миром», затем их отдавали жителю деревни, который был согласен принять сироту, и он обеспечивал ему пропитание. Иногда кормить сироту могли себе позволить богатые крестьяне в деревне — в этом случае сирота отрабатывал свое содержание.
Еще существовало подворное кормление: сироты ходили из дома в дом поочередно и тем пропитывались до 12 лет. В случае подворного кормления, когда сирота нигде не задерживался подолгу, его судьба редко складывалась благополучно. Вот история про мальчика Филатку, бегавшего по дворам и выросшего бандитом:
«Когда остаются круглые сироты без всякого имущества, почти всегда находятся люди, которые берут их себе в дети и… обращаются с такими приемышами очень хорошо.
…Один мальчик остался на попечении мира; близких родных у него не было, имущества никакого, людей, желающих взять ребенка в дети, к несчастию, не нашлось. Так как четырехлетнего ребенка нельзя было бросить на улицу, то мир решил переводить его из двора в двор, с тем чтобы каждый кормил и одевал его в свой черед. При таких условиях жизнь ребенка, конечно, была очень плоха. Мальчик перенес много побоев, упреков, брани, голода и холода, спал без всякой постели, иногда у самого порога, и едва ли видел когда теплую ласку. Когда Филатка подрос, он уже без всякого призора бежал, куда ему вздумается, прибегал иногда и к нам; мальчика кормили обедом, моя мать давала ему холста на рубашки, а нас очень забавляла одна песня, которую пел Филатка. Я не помню ее содержание, нас смешили быстрый плясовой мотив этой песни и сурьезное, словно окаменелое лицо Филатки, вовсе не гармонирующее с веселым напевом. За свое пение Филатка получал от нас пятачок, а потому пел очень охотно.
При таком воспитании мудрено было ожидать, что из ребенка выйдет что-нибудь порядочное, и мальчик действительно начал красть, лгать, притворяться и хвастаться своими пороками. Помню, как-то зимним вечером пришел к нам в кухню Филатка. Мальчику было лет 12. Разговорившись с работниками, Филатка начал хвастаться своим молодечеством: „Я, братцы, ничего не боюсь, вздумаю — двор подожгу, вздумаю — человека убью, а ворота ночью отворить да воров пустить — это мне все равно что плюнуть“.
— Врешь, хвастаешь, — возразили работники.
— Рука отсохни, если вру, хоть провалиться. Кто Лахтина-то прошлой осенью обокрал? Это я с Павлененком.
Павлененок — это известный вор в нашем околотке.
— Все ты врешь, не возьмет тебя Павлененок.
— А вот взял, сам и позвал, пойдем, говорит, Филатка, ты парень ловкий. Вымазал меня сажей, дал нож. Увидят ночью черного, испугаются, убегут, а не испугаются — ножом пырни.
— Скажи, зачем ты Павлененку понадобился, он и без тебя справится.
— Меня послал к избе, чтобы работников к нему не допускал, — путал Филатка.
Своим хвастовством мальчик так напугал работников, что они не решились оставить Филатку без караула: кто знает, что у него на уме, пожалуй, и у нас ворота отворит и воров пустит.
— Слушай, поросенок, после твоих разговоров тебя бы следовало вон выгнать, только ночь очень темна, замерзнешь. Лезь ты в подполье, там тепло, а мы сверху на пол ляжем, вот и будет спокойно.
— А мне все равно, где спать, — согласился Филатка и улегся в подполье.
Когда работница рассказала нам, что Филатка ночует в подполье, моя мать нашла, что там его оставить нельзя: может задохнуться. Пришла работница в кухню.
— Филатка, лезь из подполья, матушка боится, что ты там задохнешься.
— Чего я полезу, мне и тут хорошо, где лег, там и спать буду.
Пошла туда моя сестра.
— Лезь, Филатка, из подполья.
— Дай 20 копеек — вылезу, не дашь — здесь заночую.
Работники возмутились.
— Ишь, поросенок, его накормили, приютили, от темной ночи укрыли, он же и денег просит.
— Не заплатят — здесь в подполье переночую.
Потолковала-потолковала сестра с Филаткой и дала ему 20 копеек. Вылез Филатка из подполья, смеется.
— У меня поучитесь, добрые люди, напоили меня, накормили, от темной ненастной ночи укрыли, да мне же и заплатили.
Теперь Филатка промышляет воровством и нищенством. В нищенстве он, говорят, часто выдает себя за слепого, закатывая глаза так, что остаются видны только одни белки»
.
Нет комментариев