Зубная боль в сердце
«Что такое любовь? Это зубная боль в сердце» — сказал Гейне. Но это, скорее, о ревности: она действительно похожа на нестерпимую зубную боль.
Ревность некрасива, унизительна, оскорбительна. Уязвлённая ею душа страдает, а утешения не находит.
Ревность заклеймена как нечто недостойное. Однако, если присмотреться внимательнее, то она может оказаться лишь «красной лампочкой», сигнализирующей о нарушении душевной территории ревнующей половинки. Есть, конечно, и различные психопатологии, которые выражаются в неоправданной ревности, но мы сейчас об ином. Тем более, что не так просто извне определить: есть покушение на территорию ревнующего человека или нет, придумал он себе горе или оно реально. В любом случае, этот человек страдает, ибо обделен вниманием, чувствует его нехватку. Любимые жены (или мужья), счастливые в браке, не знают ревности. Это ли не веский аргумент не спешить обвинять ревнующего страдальца в непристойности его переживаний.
Так уж устроено природой, что женщина (не знаю, как насчет мужчин, но Лермонтов писал: «Все ясно ревности, а доказательств нет!») всегда слышит сердце любимого. Она точно знает — принадлежит ей это сердце или нет, и если принадлежит, то насколько.
Знала я одну семейную пару, в которой жена ревновала мужа к одной из звёздных певиц. Теоретически мне это казалось смешным, однако, когда я увидела, КАК он смотрел и КАК говорил об этой звезде, я поняла, что часть его сердца, которая по праву должна бы принадлежать жене, действительно была отдана звезде. Не вполне адекватное отношение мужа к певице (он относился к ней и как к женщине) нарушала покой его супруги. Её ревность была оправданной. Мы по-дружески, полушутя, поговорили о ситуации. Оказалось, мужчина не замечал своей «платонической неверности» жене, просто его сердце привязалось к звездной даме, к образу женственности, в ней воплощенному, ещё до встречи с женой. Какой-то параметр его души, связанный с полом, был нечаянно подарен той, другой. Жена чувствовала это и потому ревновала. Стоило разложить проблему «по полочкам и по ящичкам», как она разрешилась. Супруги поняли друг друга, осознали ситуацию и протянули руки навстречу друг другу.
Вышеописанная проблема легко разрешилась лишь потому, что никто из супругов не встал в позу «праведного обвинителя» — они не успели отдалиться, отказаться друг от друга. Желание сохранить близость и устранить конфликт сделало своё дело. Но чаще происходит по-другому: люди расходятся, блюдя только свои интересы и безрассудно попирая интересы ближнего, уничижая его. Главным оказывается не сохранение близости, а самооправдание и желание «сделать себе приятно» любой ценой. Люди равнодушны к страданию другого, не чувствуют своей ответственности за душевное состояние другого, ибо не понимают, что в семье супруги являются как бы демиургами, создающими друг друга. Ближний, его состояние является в некотором смысле правдивым зеркалом, отражающим отношение другого. Две половинки зеркалят друг друга. Библейское «Да будут два одна плоть!» — не афоризм, а реальность, правда нашей жизни, которая почему-то всегда оказывается за скобками внимания.«Прилепившись друг к другу, два уже не могут быть двумя, но оба делаются одним» (свт. Иоанн Златоуст).
Пол-меня или пол-тебя?
Русское слово «пол» очень верно передает суть понятия: это и половина, часть, и сторона, грань (вспомним библейское ребро/грань Адама, из которого была создана женщина). Традиционно наше восприятие пола восходит к мифу об андрогинах, рассказанному Платоном в «Пире». Андрогины — это предки нынешних людей, сочетавшие в себе признаки мужского и женского пола. Подобно титанам, андрогины были страшны своей силой и посягали на власть богов, потому Зевс решил разрезать их пополам, уменьшив таким образом их силу и наглость вдвое. С тех пор только Эрос имеет власть соединять разделённые половинки андрогинов.
В нашем представлении разделенные люди бродят по миру, пытаясь отыскать вторую половинку себя. Счастливчики находят её и обретают семейное счастье. Но большинство всегда находит не того — отсюда страдание, привычное «не сошлись характерами» при разводе.
Ошибка кроется во многих заблуждениях. Прежде всего, любовь считается некоей данностью — тем, что даётся изначально, а ведь она заданность — задание на будущее. Стать одной плотью, одной душой супруги должны в процессе совместного взращивания любви из малого семени симпатии — влюблённости. Но сегодня мы говорим о другом.
Чтобы по-новому посмотреть на извечную проблему, зададимся непривычным вопросом: половинка пола, которая во мне, это половинка меня или половинка другого? Кому принадлежит та часть меня, которая связана с другим — мой пол?
Ответ на этот вопрос расставит всё по местам. На самом деле каждый из нас носит в себе ту часть себя, которая принадлежит другому, а потому может быть названа его собственностью. В итоге, пол — это половина меня, которая мне не принадлежит. В некотором смысле, это — половина другого. Вот в чем секрет! Пол — это то, что мы дарим другому в супружестве, то, что мы отдаём другому без остатка.
В браке мы не просто получаем, в браке мы одариваем друг друга, обогащаем природу друг друга. И, таким образом, исцеляемся любовью от самостной ущербности.
Блуд с этой точки зрения подобен воровству или растрате чужой казны. Он как бы отдает в пользование постороннему то, что принадлежит только супругу. Блуд — это ложный путь, дорога в никуда. Желающий обрести супружеское счастье обязан хранить достойно имеющееся у него сокровище своего супруга — свой пол. Только путь целомудрия действительно достигает цели — счастья в браке.
#СоветыРодителям
Нет комментариев