Охридский пролог
святитель Николай Сербский (Велимирович)
28 декабря (15 декабря)
1. Священномученик Елевферий. От благого дерева благ и плод. У сего дивного святителя родители были благородными и великоименитыми. Родился он в Риме, где его отец занимал должность царского антипата. Его мать, Анфия, слушала Евангелие из уст первоверховного апостола Павла и была крещена этим апостолом. Рано овдовев, она вручила сына римскому епископу Анаклету – для научения и служения. Видя Елевферия, одаренного Богом и просвещенного Божественной благодатью, епископ на 15-м году жизни рукоположил его в диакона, на 18-м – в пресвитера, а на 20-м – в епископа. Богоданная премудрость восполняла Елевферию недостаток лет. И поставлен был сей богоугодный муж епископом Иллирии, с кафедрой в Валоне (Авлоне) Албанской. Тщательно хранил свое стадо добрый пастырь, умножая его изо дня в день. Адриан, царь-гонитель христиан [в серб, букв.: царь-христогонитель. – Пер.], послал некоего военачальника Феликса [Филикса] с воинами, чтобы схватили они Елевферия и привели его в Рим. Когда свирепый Феликс прибыл в Валону и, войдя в церковь, увидел там и услышал святого Божия архиерея, то в одночасье переменилось его сердце, и он стал христианином. Елевферий крестил его и отправился с ним в Рим, причем шел туда весело, словно шествовал на пиршество, а не на суд и мучения. Царь подверг благородного Елевферия жестоким истязаниям: бичевали его, жгли на железной кровати, бросали в кипящую смолу и в раскаленную печь. Однако силой Божией Елевферий вышел из всех этих смертоносных пыток живым и невредимым. При виде этого Корив, римский епарх, тоже объявил себя христианином – за что был мучим и обезглавлен. Такая же участь постигла и блаженного Феликса. После всех царские палачи отсекли честную главу и святому Елевферию. Когда его мать, святая Анфия, подошла [и склонилась] над телом своего сына, то и она была усечена мечом. Тела святых мучеников были перенесены в Валону, где святой Елевферий и поныне прославляет Христово имя многими чудесами. Пострадал он в правление императора Адриана, в 120 году.
Елевферий, храбрый проповедник правды Божьей,
Истину не скрыл он от людей, прельщенных ложью;
Но Заветом Новым их, заблудших, просветил
И спасенье подлинное во Христе явил.
Радуйся, Иллирия, увидевшая свет!
Дал Господь светильника в эпоху мрачных лет.
Праведник сей дивный Елевферием зовется:
Звуками свободы его имя отдается
В каждом сердце, коему свободу он вещает, –
Ту, что от греховных уз навеки избавляет.
Без Христа достичь свободы просто невозможно:
Только в Нем свершится покаянье непреложно.
Веселись, Валлона-град, где мощи почивают
Праведника, что от всех недугов исцеляют.
Пламенем палимы, убегают бесы прочь,
Верным славный мученик всегда готов помочь.
Треблаженна мать святителя, Анфия:
В райских кущах зрит она красоты неземные;
Сына зрит, пронесшего крест свой до конца,
Богом удостоенного вечного венца.
Помолись, святитель, в Царстве подлинной свободы,
Чтоб отгнал Господь от нас печали и невзгоды.
2. Св. Стефан, архиепископ Сурожский, исповедник. Родом из Каппадокии. Получил воспитание в Царьграде, у святого патриарха Германа. Удалился на безмолвие и жил потаенно от міра. Ангел возвестил о нем святителю Герману, заповедав поставить Стефана епископом города Сурож (современный Судак в Крыму). Патриарх так и поступил. Ревностный Стефан обратил в христианство многих [язычников]. Жестоко пострадал за святые иконы в правление царя Льва Исаврянина. Предрек царю скорую гибель. После злой смерти этого злочестивого царя Стефан был возвращен в свою епархию, где богоугодно пас свое стадо и мирно скончался в конце VIII столетия.
3. Преп. Павел в Латре. Родом из Пергама [по другим данным – из города Элея близ Пергама. – Пер.]. Подвизался на малоазийской горе, именуемой Латра. Прославился многими подвигами и чудесами. В старости мирно упокоился и отошел ко Господу в 955 году
4. Преп. Пард Отшельник. В юности был ломовым извозчиком, однако вследствие совершённого невольного греха оставил мір и удалился в пустыню на подвиг. Жил в Палестине в VI веке.
Рассуждение
В случае непредумышленного убийства земной суд освобождает убийцу. Церковь же налагает епитимию на невольного убийцу – гораздо более легкую, чем на убийцу преднамеренного, однако без епитимии его не оставляет. Если священник убил кого-то непроизвольно, то Церковь на всю жизнь запрещает его в священнослужении. Христианин же с восприимчивой душой и обостренной совестью налагает на себя и более тяжелую епитимию, нежели определила Церковь. Святой Пард как извозчик прибыл однажды в Иерихон. Оставив своих мулов перед гостиницей, [сам] он вошел внутрь. При этом некий ребенок попал под ноги мулу и был им затоптан и умерщвлен. Когда Пард увидел мертвое и окровавленное дитя, убитое его же мулом, то сокрушился сердцем настолько, словно сам умышленно был виновен в смерти ребенка. И вот сей совестливый человек наложил на себя очень тяжелую епитимию: оставил он свое занятие, покинул мір, хотя и был совсем молодым, и удалился в суровую пустыню на тяжкий подвиг телесного и духовного труда и покаяния. Со многим плачем приносил он покаяние Богу за убийство дитяти. Хотел заплатить за его жизнь собственной жизнью – и молился Богу, чтобы Господь как-нибудь это устроил. Дразнил льва, чтобы тот его растерзал, но лев убежал от него. Лег на узкую тропу, по которой ходил лев, чтобы зверь его умертвил, однако лев перепрыгивал через него, не желая его трогать. Заключив по сему, что есть воля Божия на то, чтобы он жил и не погиб, святой Пард успокоился и до конца своих дней пребыл в сокрушении сердца и покаянии. Разве это не восприимчивая, не человеколюбивая, не богобоязненная душа? Не есть ли это утонченная и обостренная совесть истинного христианина?
Созерцание
Да созерцаю крепкую веру Аврама (Быт. гл. 15), а именно:
1) как Бог обещал бездетному и престарелому Авраму многое потомство;
2) как Бог дал Авраму обетование, что его потомство будет столь же многочисленным, как звезды на небе;
3) как, вопреки всему, поверил Аврам Богу – и Бог вменил ему это в праведность.
Проповедь об Иосифе
Но он (Иосиф), оставив одежду свою
в руках ее, побежал и выбежал вон.
Быт. 39:12
Два громадных и тяжких искушения претерпел и победил незлобивый и целомудренный Иосиф: искушение, порожденное злобной завистью со стороны родных братьев, и искушение блудной страстью со стороны обольстительной женщины-египтянки. Зависть продала его как раба, а блудная страсть ввергла его в темницу. И в том и в другом случае воздал он за зло добром: голодающим братьям дал пищу, а испуганному фараону спас и жизнь, и престол, и народ. Братья замыслили его убить, – однако Бог его сохранил; блудная женщина захотела его уничтожить, – но Бог снова уберег его от зла. Возведя его из рабства и освободив от уз, Бог увенчал его славой и наделил неограниченной властью. И когда весьма влиятельная жена Потифара могла в один миг растерзать [в серб, букв.: искрошить. – Пер.] его, Бог соделал его абсолютным господином над жизнью многих миллионов людей и единственным питателем его изголодавшихся братьев. Такова досточудная милость Божия к праведникам. Так силен Господь сохранить и прославить [людей] незлобивых и целомудренных. В величии судьбы Иосифа мы видим величие Божией милости. Едино око никогда не спит, о братья мои. Будем держаться за Бога и никого не бояться. Станем незлобивыми и целомудренными, чтобы не страшиться нам ни злобы, ни клеветы, не темниц, ни поруганий, ни бед. Напротив, – да возрадуемся, если всё это постигнет нас за наше незлобие и целомудрие; да пребудем в радости и с верой да ожидаем проявления Божия чуда с нами. Да чаем в каждой буре гром Божией правды и – тишину.
О Господи таинственный, сокровенно, но бдительно сопровождающий праведника в рабстве и темнице, являя Свою милость в надлежащее время, помоги нам быть незлобивыми и целомудренными. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Нет комментариев