Педагогика в системе наук о человеке.
Педагогика
-это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает
закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.
Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути
достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и
методик обучения.
.
Педагог-производное от греческих
слов "пейда"-ребенок, "гогес" вести, буквально
"детоводитель", "детовожатый".
Современная
наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает
"детовождение".
предметом исследования
педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения,
социализации и творческого саморазвития человека.
Методы исследования-способы решения
научно-педагогических задач.
Объект педагогики-человек.
Предмет педагогики – это
образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно
организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и
культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом случае
представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и
перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и
средства развития человека на протяжении всей его жизни. Система педагогических знаний-взаимосвязанные теоретические знания
о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической
практики, о знаниях педагогической теории.
Функции педагогической теории (по Кононенко
И., Михалевой Л.):
Теоретические функции:
обогащение,
систематизация научных знаний;
обобщение
опыта практики;
выявление
закономерностей в педагогических явлениях.
Практические функции:
повышение
качества воспитания;
создание
новых педагогических технологий;
внедрение
итогов педагогических исследований в практику.
Прогнозирование:
научное
предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.
Задачи педагогики:
Научное
обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
Исследование
сущности, структуры, функций педагогического процесса.
Выявление
закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания
людей.
Разработка
эффективных форм организации педагогического процесса и методов его
осуществления.
Разработка
содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
Исследование
особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития
его профессионального мастерства.
Разработка
методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения,
распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
«Только изучая многовековую педагогическую
жизнь народов,-писал в начале XX в. русский историк педагогики М. И. Демков,-мы
можем вполне понять и оценить значение и роль современной теории воспитания,
дидактики и методики, и те ценные приобретения, какие они сделали в течение
веков».
Для
сложившейся к этому времени традиции рассмотрения истории воспитания было
характерно, что авторы придерживались различных подходов при рассмотрении
историко-педагогических явлений, что сказывалось на отборе и интерпретации
фактического материала. У Ш. Летурно, например, доминировал
эволюционно-биологический подход, т. е. история воспитания и самого общества
рассматривалась с точки зрения эволюции человеческого рода. Другие авторы
рассматривали трансформацию педагогической практики и теории с точки зрения
религиозной идеи. Так, П. Ф. Каптерев и П. П. Соколов интерпретировали
историко-педагогический процесс с точки зрения соотношения христианской
церковно-теологической и светско-реалистической направленности воспитания.
Взаимосвязь
педагогической науки и педагогической практики реализуется в процессе их
взаимодействия и взаимного обогащения.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев