Содержание
Эвакуация застрявших танков
Способы
Приложение
Руководство по эвакуации застрявших танков с поля боя
ВОЕНИЗДАТ НКО СССР 1942 год.
Танки, застрявшие на поле бояВ основу настоящего руководства положена техническая инструкция, разработанная Штабом эвакуационных отрядов треста по передвижке и разборке зданий Мосгорисполкома на опыте работы эвакуационных отрядов треста по вытаскиванию тяжело застрявших танков на Западном фронте, а также обобщенный опыт работы войсковых частей фронтов по эвакуации танков с поля боя. Руководство не охватывает всех случаев, которые могут встретиться при вытаскивании застрявших танков, а дает лишь описание наиболее характерных способов и приемов. Руководство является практическим пособием для личного состава эвакуационных групп и отрядов.
ГЛАВНОЕ АВТОБРОНЕТАНКОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ.
Введение
При выполнении боевых операций танкам часто приходится преодолевать труднопроходимые участки на пересеченной местности и противотанковые препятствия, что связано в отдельных случаях с застреванием танков в оврагах, ямах, ловушках, болотах, водных преградах и противотанковых рвах. Вытаскивание тяжелых и средних танков, застрявших в болотах, глубоких рвах или опрокинутых на башню в овраг и в других случаях, требует проведения больших подготовительных работ, специального оборудования, определенных навыков и приемов от личного состава эвакуационных групп и отрядов.
В большинстве случаев вытащенные из оврагов и болот танки имеют незначительные технические повреждения, после устранения которых на месте машина может быть быстро введена в строй. Поэтому одной из основных задач службы технического обеспечения танковых войск является не только эвакуация с поля боя подбитых машин, но и вытаскивание застрявших танков из оврагов, ям, болот и водных преград. Чем лучше обучен личный состав эвакуационных групп и отрядов способам и приемам эвакуации машин, тем быстрее будут вытащены застрявшие танки, восстановлены на месте и использованы в бою против немецких оккупантов.
ХАРАКТЕРНЫЕ СЛУЧАИ ЗАСТРЕВАНИЯ ТАНКОВ
Характерные случаи застревания танков при движении их по дороге, пересеченной местности и при преодолевании противотанковых препятствий следующие:
а) Застревание танков в канавах (кюветах) при заносах на плохой дороге, при обгонах и разъездах и при плохой видимости в ночное время.
б) Застревание при преодолевании противотанковых препятствий (противотанковых рвов, ловушек и др.).
В этом случае, как правило, от ударов о твердый грунт выходят из строя отдельные узлы ходовой части (гусеницы, ведущие колеса, ленивцы).
в) Застревание на пересеченной местности при выполнении боевой задачи, в оврагах, под откосами, в канавах, ямах и котлованах, с возможным одновременным повреждением ходовой части от артиллерийского огня и ПТО противника.
г) Застревание при преодолевании водных преград в реках, озерах и прудах на расстоянии до 80 м от берега, с погружением в воду до уровня верхних лент гусениц, по башню или с полным погружением танка при проламывании льда на переправах зимой.
д) Застревание при преодолевании болотистых участков местности на расстоянии до 10—15 м от твердого грунта, с увязанием танков до уровня верхних лент гусениц или по башню.
Во всех перечисленных случаях застревания положение танков на местности может быть самое разнообразное: боковые крены разной величины, погружение кормы или носовой части, опрокидывание и пр.
е) Опрокидывание танков с мостов в овраги вследствие повреждения механизмов управления или непрочности устоев моста.
СПОСОБЫ ВЫТАСКИВАНИЯ ЗАСТРЯВШИХ ТАНКОВ ПРИ ПОМОЩИ НЕСЛОЖНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ОДНОТИПНЫХ ТАНКОВ И ТРАКТОРОВ
(Способы, не требующие применения больших тяговых усилий).
Подвязывание бревна длиной 3—3,5 м к гусеницам танка, застрявшего в болоте.
В этом случае танк мощностью своего же мо-тора может, цепляясь за твердые кочки, выбраться из болота (рис. 1).
Гусеницы танка
Привязывание длинных тросов к передним нижним тракам гусениц танка и противоположных концов к неподвижным предметам: пням, деревьям, валунам, с использованием для вытаскивания мощности мотора танка (рис. 2).
Траки гусениц танка
Использование для вытаскивания однотипного танка как точки опоры при отсутствии местных предметов на болотистых грунтах (рис. 3). В этом случае следует подводить танк по болотистому грунту по фашинам, уложенным через 1 —1,5 м. Передние концы тросов укрепляются к корме подведенного танка, поставленного на тормоза. Противоположные концы тросов прикрепляются к передним нижним тракам гусениц застрявшего танка, который с помощью своего мотора сам выходит из болота.
Однотипный танк
Использование ведущих колес танка, как мощной лебедки, для вытаскивания танков из болот в зимнее время при отсутствии точек опоры. В этом случае точками опоры могут служить танки с подведенными под них искусственными деревянными упорами. Для вытаскивания среднего танка необходимо для опоры брать не менее трех танков (рис. 4), для вытаскивания тяжелого танка — не менее четырех однотипных танков.
Танк
Под деревянные упоры, устанавливаемые под кормами опорных танков, надо укладывать поперечные бревна, чтобы избежать продавливания болотистого грунта. Передние два опорных танка, под которые подводятся упоры, соединяются короткими тросами и устанавливаются на тормоза. К последнему опорному танку, у которого предварительно разъединены гусеницы, подводятся тросы от застрявшего танка и крепятся на ведущих колесах. При работе двигателя этого опорного танка трос наматывается на ступицы ведущих колес, вследствие чего создается большая сила тяги, позволяющая вытащить застрявший танк из болота.
Вышеперечисленные способы вытаскивания танков не охватывают всех возможных случаев застревания машин на местности. Нужно учесть, что при вытаскивании застрявших танков, не требующих для своего извлечения применения больших тяговых усилий, вместо однотипных танков с успехом может быть использовано тяговое усилие тракторов, тягачей, лебедок и ручных лебедок. При вытаскивании танков, тяжело застрявших на местности, для вытаскивания которых требуются тяговые усилия, превышающие их вес, следует избегать применения однотипных танков и тракторов без дополнительных устройств, во избежание выхода их из строя из-за срыва узлов трансмиссий, обрывов прицепных и буксирных приспособлений в момент трогания с места.
СПОСОБЫ ВЫТАСКИВАНИЯ ЗАСТРЯВШИХ ТАНКОВ С ПОМОЩЬЮ ПОЛИСПАСТОВ
(Способы, требующие применения больших тяговых усилий)
Для вытаскивания тяжело застрявших танков в большинстве случаев необходимо приложить большие тяговые усилия, превышающие вес самого танка в 2,5—3,5 раза. Имеющиеся в войсковых частях тракторы и тягачи в таких случаях не в состоянии без вспомогательных устройств создать необходимые по величине тяговые усилия для вытаскивания. Поэтому для вытаскивания тяжело застрявших танков приходится применять полиспасты.
Применение и устройство полиспастов
Полиспаст представляет собой механизм, предназначенный для подъема и передвижения тяжестей, состоящий из тягового приспособления, системы блоков и троса. Увеличение усилий в полиспасте происходит за счет уменьшения скорости движения передвигаемого предмета по сравнению со скоростью выбирания троса тяговым приспособлением (лебедкой или буксирным крюком движущегося трактора). Выигрыш в силе полиспаста обратно пропорционален изменению скорости. Для вытаскивания танков применяются простые полиспасты (рис. 5) и прогрессивные (рис. 6).
Простые полиспасты
прогрессивные полиспасты
Получаемые при помощи простого полиспаста результативные увеличенные усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка, определяются следующей формулой: S=PnK, где:
S — результативные увеличенные усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка;
Р — начальное тяговое усилие, развиваемое лебедкой или трактором;
n — число ветвей троса полиспаста;
К — максимальный коэффициент потерь усилий за счет сопротивления в блоках и на изгибе (при 3—12 блоках в полиспасте), равный 0,8.
Пример 1. Требуется вытащить танк.
Необходимое тяговое усилие для извлечения танка (установленное при данном виде застревания) — 35 т. На месте есть тяговое приспособление (лебедка или трактор ЧТЗ-60 или 65) с тяговым усилием Р = 5 т. Определим необходимое количество ветвей в полиспасте, пользуясь формулой S = РnК. Для этого подставим в нее вместо буквенных обозначений цифровые величины, а именно: S = 35 т; Р = 5 т; К = 0,8, и в результате получим следующее выражение: 35 = 5 • n • 0,8, откуда n~9, т. е. количество ветвей в полиспасте будет равно девяти. Количество однороликовых блоков, необходимое для полиспаста (m), определяется по числу ветвей троса (n), уменьшенному на единицу, т. е. т = n — 1; в данном случае т = 9 — 1=8.
При применении двухроликовых блоков количество их уменьшается вдвое, т. е. в данном случае потребуется только четыре блока, что и показано на рис. 5. При применении трехроликовых блоков количество их соответственно уменьшается втрое. Если необходимо создать большие тяговые усилия, число ветвей троса и блоков в полиспасте следует соответственно увеличивать. Прогрессивный полиспаст (рис. 6) состоит из двух или нескольких простых полиспастов Прогрессивный полиспаст используют для создания тяговых усилий свыше 50 т для уменьшения количества блоков и троса в полиспасте и если на месте есть лишь маломощные тяговые приспособления (ручные лебедки до 5 т или тракторы ЧТЗ-60 или 65). Получаемые при помощи прогрессивного полиспаста результативные увеличенные тяговые усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка, определяются по формуле S=2mPnK, где:
S — результативные увеличенные усилия, приложенные к крюкам вытаскиваемого танка;
m — число прогрессивных блоков. Под прогрессивным блоком понимается дополнительно вводимый в систему простой полиспаст, состоящий из одного блока;
Р — начальное тяговое усилие, развиваемое лебедкой или трактором;
n — число ветвей троса полиспаста;
К — максимальный коэффициент потерь, равный 0,8.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев