Когда люди начинают говорить о проектировании, они обычно делятся на несколько живописных команд.
Первая команда — потусторонние математики. Чуть речь заходит о веб-разработке, они сразу же переходят в активное состояние, начинают пучить глаза и рассказывают страшные истории про диаграммы состояний, потоки данных, технические задания по ГОСТу, вспоминают свой физтеховский диплом и всякое такое.
Этих обычно никто не слушает — мало ли странных людей способна породить техническая наука? И ежу понятно, что от них столько же пользы, сколько от учебника по сопромату при варке яиц. Пусть программисты с ними разбираются, они таких любят.
Вторая команда — это уставшие от всего управленцы в мятых пиджаках. И с такой усталостью в глазах, что удивляешься, как человек еще не спился. Эти всё знают. Эти обычно говорят о проектировании через губу — пфф, тоже мне, наука, ТЗ писать… Сами, короче, напишем, все равно это ваше ТЗ никому в жизни не понадобится.
Поскольку эти ребята считаются плотью от плоти веб-разработки, они формируют общественное мнение. Им мы должны сказать спасибо за то, что менеджеры до сих пор пишут ТЗ и что проектирование считается чем-то средним между танцами с бубном и школьным шахматным клубом.
Есть еще и третья команда, самая интересная — космонавты-юзабилисты. (Подчеркну слово «космонавты» — нормальных юзабилистов, слава Богу, на рынке хватает.) Это особая порода. Спросишь их о проектировании — они начинают воздевать руки к небу, кричать страшные английские слова и аббревиатуры, то ли пытаясь тебя заколдовать, то ли произнося какой-то чит-код из забытой компьютерной игры (HCD! ISO! UX! CX! IDDQD! DNKORNHOLIO!).
Эти ребята любят гордиться своим психологическим образованием и на каждый вопрос отвечают или цитатой из какого-нибудь Купера, или пустопорожней пафосной фразой а-ля «Удобство пользователей — наша цель».
Они особо опасны, поскольку тоже формируют общественное мнение. Космические юзабилисты появились на рынке веб-разработки лет десять назад и характерны тем что, пропагандируют подход к созданию продукта исключительно «от пользователя», ставят исследования пользователей превыше всего и относятся к инженерам с тем неподдельным презрением, с каким пудель, стриженный под льва, смотрит на льва.
Для таких юзабилистов не существует технической начинки продукта — это вообще не про них.
«Разве проектирование может быть не про интерфейсы?» — говорят эти труженики от мира психологического образования. И это, собака, работает: рынок охотно верит, что проектировать нужно только интерфейсы, и в какой-то момент термин «проектирование» был целиком и полностью оккупирован юзабилистами — да так, что его пришлось отвоевывать обратно.
И есть одна вещь, которая объединяет вышеперечисленные команды — это неумение ответить на один-единственный вопрос. Очень простой и очень важный: «А нафига вам проектирование?».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев