Оловянные и пластиковые, большие и маленькие. Как создавались игрушечные армии, и какие недетские скандалы порой сотрясали индустрию — в нашей, почти детективной, истории.Солдатики Российской империи мало чем отличались от европейских. Реалист или гимназист мог обзавестись армией из оловянных пехотинцев, драгунов и казаков или устроить варгейм с помощью бумажных бойцов.После окончания Гражданской войны и введения новой экономической политики производство солдатиков попало в руки частников. Нэпманы в погоне за быстрой прибылью порой брались за дело слишком резво.Чтобы запасам царских солдатиков не пропадать зря, им решили дать новую жизнь. И просто поменяли головы с реакционными казацкими фуражками на политически верные будённовские шлемы.Впрочем, такая рокировка возмутила прессу молодой республики. Производство солдатиков и других игрушек в Союзе практически на 100% было сосредоточено в артелях.Что в те времена представляли собой солдатики? Чаще всего это были наборы столбиков из оловянного сплава — красноармейцы стояли по стойке смирно или шагали в колонне. Отряд дополняли командир, знаменосец, трубач, барабанщик и так далее.Но встречались и «экшн»-солдатики: стрелки с винтовками, ведущие огонь стоя или с колена, лежащие пулемётчики, мотоциклисты и, естественно, кавалеристы.Игрушечную живую силу дополняли жестяные заводные танки, броневики и пушки.Борис Емельянов в книге «Рассказы о Гайдаре» описывает, как играли в те времена: «Из кусков пилёного сахара мы выстроили укреплённую каменную цитадель, и в ней засели мои зелёные оловянные снайперы. Голубые солдаты Гайдара пошли в наступление. Артиллерийскую подготовку его полевые орудия провели неудачно. Две деревянные пушки могли стрелять только шариками из жёваной бумаги — гороху в доме не было, — и оловянные снайперы громко смеялись в своём сахарном укреплении над огневой немощью врага».Продолжалась и традиция выпуска бумажных воинов. Кроме того, продавались специальные штампы, которыми можно было перенести контуры солдатика на бумагу, а потом его вырезать. Вырезали таких солдатиков и из листового металла, и из фанеры, и даже из резины.Сейчас фигурки 30-х стали объектом настоящей охоты коллекционеров. Стоимость их доходит до нескольких сотен долларов.Но не спешите пускаться на поиски игрушечного антиквариата. По барахолкам гуляет масса искусных подделок. Нужно хорошо разбираться в вопросе, чтобы случайно не купить отлитого умельцами и состаренного в горшке с цветком «солдатика сталинских времён». По этой причине многие коллекционеры предпочитают честный пластик.Самым большим огорчением мальчишек в те годы было отсутствие врагов для красноармейцев. Их советская промышленность не выпускала. Нужно было делить армии либо на условных «красных» и «синих», либо временно назначать «фашистами» и «буржуинами» часть солдатиков из своей коллекции.Ситуация начала меняться только в 1970-х. Тогда появились наборы, посвящённые Куликовской битве и Ледовому побоищу. Но вот к прекрасным революционным матросам контрреволюционных кадетов вы бы не нашли. Не говоря уже об игрушечных солдатах вермахта.И на это было множество причин. Основная — жёсткие идеологические установки. И если в кино без персонажей Белого движения было не обойтись, в игрушечном воплощении будёновцы могли бороться только с воображаемым врагом. Лишь с началом перестройки и возрождением кооперации прилавки начали заполнять пластиковые американцы, англичане, японцы и немцы.
В послевоенную эпоху производство солдатиков встало на широкие рельсы машиностроительной отрасли. Оловянных бойцов отливали на больших заводах — Минском и Брянском моторных, Ленинградском карбюраторном, Тульском патронном и многих других.К созданию наборов солдатиков в Союзе подходили очень ответственно. Так, автором знаменитого набора «Ледовое побоище» Ленинградского карбюраторного завода стал Лев Разумовский — известный скульптор, художник и медальер.К созданию набора его привлекли в 1972 году. Днями напролёт он просиживал в этнографическом музее, делая зарисовки одежды, доспехов и оружия русских воинов и сражавшихся с ними рыцарей. Потом скульптор создал 14 двусторонних рельефов. Каждого солдатика сначала лепили из пластилина на отдельном куске стекла — на одной стороне аверс, а на другой — реверс. С каждого рельефа делали гипсовые отливки, которые обрабатывались автором, а потом передавались на завод. Там с них снималась форма и уменьшалась в несколько раз.Разумовский создал не только персонажей «Ледового побоища». Он также сваял фигурки для набора «Матросы революции». А его «Куликовская битва» выдержала множество переизданий и выпускалась вплоть до 2010-х годов.Русское войско из "Куликовской битвы" современного издания. Ещё одно плоское «Ледовое побоище», но в пластике, создала советский скульптор Зоя Рылеева (она же — автор скульптуры «Золотой сноп» на ВДНХ, ставшей затем фонтаном «Дружба народов»).Советская игрушечная индустрия до 1970-х годов предлагала в основном плоских оловянных (точнее, из алюминиевого сплава) и пластиковых солдатиков. А детям хотелось большего реализма.Да и набор эпох и народов был крайне ограничен. В продаже практически не было стрельцов, петровских гвардейцев, суворовских чудо-богатырей или солдат Отечественной войны 1812 года.Историческая преемственность прослеживалась лишь в паре наборов«дутышей» (так называли пустотелые пластиковые фигурки).Да, вот миниатюрных резиновых пехотинцев 1812 года выпускал завод «Малыш».С армиями других стран дело обстояло хуже. Не было бы счастья… на помощь пришло банкротство известного американского производителя солдатиков Louis Marx&Company, Inc.Советские торгпреды выкупили пресс-формы, счастливым обладателем которых стал ДЗИ — Донецкий завод игрушек. Рыцари, ковбои, индейцы, викинги, пираты, римляне, египтяне стали безусловным хитом среди октябрят и пионеров.Ковбои ДЗИТакже ДЗИ освоил марксовских гигантских (15-сантиметровых) солдатиков — викингов, американских трапперов, неандертальцев и советских солдат. Правда, из-за своего размера они реже вовлекались в игры и чаще всего служили предметом декора в советских
квартирах.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5