В жизни каждого человека происходят судьбоносные случаи.Одни из них сразу изменяют и определяют дальнейшую жизнь человека,а другие будут исправлять
ее в в правильном направлении, только всплывая в памяти в решающие моменты.
В моей жизни,такой случай произошел в последние полгода службы в Советской Армии.После окончания учебки в Печах,я попал в "командировку "в ОАР.Потом дослуживал в мотострелковом полку в Уручье(рядом с Минском).Наша 7-а мстр уже несколько лет занимала первое место по боевой и политической подготовке в сухопутных войсках СА.Командиром роты был почти 2-х метровый капитан В.Рафаенко.
Что же произошло в мае 1973 года?.Погода была теплая и по плану должны были состоятся дивизионные учения на озере Селява,где впервые хотели провести"плавы на БМП"(т,е,боевые машины пехоты с личным составом должны были проплыть по воде и погрузившись в нее..Личный состав полка и сами БМП привезли на автотранспорте.Мы стали готовить лагерь с палатками ,а водители БМП подготавливать машины.На одной из машин сломался двигатель.Его сняли с БМП и погрузив его на ГАЗ-66, повезли на замену в часть.За рулем был, месяц назад призванный в армию,низкорослый мальчишка- азербайджанец.(Его авторота размещалась в казарме в одном помещении с нашей ротой).Старшим машины назначили командира 8 роты нашего батальона.Лет ему было за сорок,а звание всего-лишь старший лейтенант.По понедельникам на построение он частенько приходилкакой-то сильно потрепанный и поцарапанный.Уехали они после 18 часов,а через час-полтора уже проезжали Курган Славы...
Сразу за ним была автобусная остановка "Д.Слобода".Неожиданно,прямо перед машиной с распростертыми в стороны руками, с остановки выскочил мужчина в болоневом плаще.Столкновение произошло неминуемо и мгновенно,тем более- навстречу в кабину светило солнце на закате дня.
Что было в кабине машины неизвестно,но машина только через несколько километров развернулась и приехала на место ДТП.Тот человек был мертв.Оказалось,что он был капитаном ГАИ в гражданской одежде и крепком подпитии.С ним на остановке была жена с детьми.Об этом происшествии мы узнали на следующий день,вернувшись в казарму т.к.учения отменили по причине сильного ветра и высоких волн на озере.
Примерно через неделю стало известно,что выездное заседание Военного трибунала округа состоится в расположении полка.В то время, я почти год был комсоргом роты.За пару месяцев до этого комроты предложил вступить в КПСС с его рекомендацией и даже дал брошюру с Уставом.После известия о трибунале он побеседовал со мной и сказал,что мне доверено быть во время заседания общественным обвинителем(того молодого водителя).Я согласился,но стал даже по ночам думать-как себя там вести.,ведь никогда раньше не сталкивался с судами.Видя это,меня вызвал на собеседование-подготовку замполит батальона,капитан по-нацинальности из поволжских народностей.Выслушав его наставления о полной виновности водителя, я все же не прекращал свои раздумья.
И вот настал день заседания трибунала.Вот в зале появились приехавшие из Азербайджана, родители водителя-обычные сельские труженики.Вот стала давать показания жена погибшего.Стала перечислять вещи мужа:одежду и пр.но,больше всего впечатлили раздавленные часы "Победа"... обычные,простенькие
Вот и защита высказалась в пользу "бедного капитана ГАИ".Подошла и моя очередь-общественного обвинителя.А сказал то я совсем не то,что от меня ожидали.Сказал,что основную вину должен нести старший машины,офицер в возрасте.Он должен был приказать молодому водителю остановиться.На этом мое участие в трибунале закончилосьПо его окончании мы узнали,что виновным признан только водитель и ему присудили несколько лет штрафбата.
Лично для меня эта история имела следующее продолжение...Меня быстро перевели в казарме с участка кроватей для старослужащих как раз в место кроватей той автороты.При переселении произошла словесная перепалка и драка со старшиной ротыЕще через неделю наш взвод заступил в наряд на полковую кухню.Мне достался участок картофелечистки.Дежурный офицер по полку оказался из другого батальона.Поего указанию сначала моего напарника по наряду перевели на другое место.А потом чудесным образом сломалась электрокартофелечистка.Так , к полночи я остался один на один с ножом и несколькими мешками картофеля.Я прекрасно понял,что это ничто не иное-как "офицерская месть за их товарища".Вызов был принят,не в моих привычках было сдаваться.К утру ванна с картофелем для более 2-х тысяч человек была наполнена.Единственно,что не успел--это досконально вычистить все глазки в картофелинах.Когда пришло время завтрака,я уж подумал,что все- победа за мной.Но,тут пришла команда прибыть в зал приема пищи.Там меня поджидал дежурный по полку.Он приказал принести с раздачи полный чугунный котелок пюре(на 10 чел).и взяв ложку набрал оттуда полную миску черных глазков.Он с торжеством приказал мне съесть все,думая что я стану умолять его простить и т.д.А я взял и все съел.С каким же удовольствием я смотр на его вылупленные глаза.Все постепеноо проходит и забывается,как и эта история и полное забытье комроты про вступление в КПСС...Да и я считаю,что очень хорошо,что так для меня закончился этот случай.Стало понятно для меня все устройство советской системы.Вот только все же не уверен:должен ли был отвечать по закону старший той машины?(На всякий случай я разместил на странице группы заметку об обязанностях старшего машины в Советской Армии).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1