Место для засады должно быть таким, чтобы противник, попавший под обстрел, вынужден был маневрировать только в зоне уничто¬жения.
Позиция должна обеспечивать свободную зону обстрела.
Позиции ЗГ должны быть надежно защищены и замаскированы.
Даже при оптимистичном прогнозе исхода боя необходимо иметь безопасные пути для отхода с позиций.
Вне зависимости от типа засады и расстановки позиций есть общие условия, выполнение которых позволит сделать засаду эффективной и избежать неоправданных потерь.
Группа нападения начинает обстрел одновременно, сочетая огонь с подрывом установленных мин. Исключение составляют группы, в задачу которых входит внезапное нападение в отведенное для них время и которые до поры до времени скрывают свое присутствие. Распределение секторов огня должно обеспечивать массированный, насыщенный огонь, не оставляющий безопасных зон для противника. Сектора обстрела должны накладываться друг на друга.
• Для создания непрерывного и сплошного шквала огня в начале обстрела стрелки на позициях должны иметь подготовленные для зарядки боеприпасы. Например, автоматные магазины должны лежать рядом, а не в подсумке. Пулеметные стволы должны быть приготовлены для замены при перегреве.
• Желательно, чтобы предварительно были пристреляны или заминированы места, в которых может прятаться пехота противника.
• Сразу уничтожаются транспортные средства, идущие в голове и в хвосте колонны. Делается это с помощью либо заложенных мин (фугасов), либо гранатометов. Не следует рассчитывать только на мины. Они могут не сработать либо не дать нужного эффекта. Нап¬ример, идущий впереди танк, остановившись, может сохранить способности к активному ведению огня. Поэтому расчеты РПГ должны быть готовы к подстраховке.
• Транспортные средства, перевозящие личный состав, необходимо уничтожать до момента спешивания противника.
• В первую очередь уничтожаются вражеские пулеметчики, гранато¬метчики и снайперы. Их уничтожением занимаются также пулемет¬чики, гранатометчики и снайперы. Делают они это либо самостоя¬тельно, либо по команде командира, дающего целеуказание. Такое указание обычно делается трассирующими боеприпасами.
• По возможности необходимо предотвратить попытки противника вызвать по связи подмогу. Для этого (и не только) возле командира должен находиться снайпер, который работает по указанию.
Если противник обнаруживает засаду, командир ЗГ дает команду немедленно открывать огонь. Поскольку эффект внезапного нападения исключается, вероятность достижения запланированного результата ставится под угрозу.
Соответственно первоначальный (оптимальный) план не сработает. Для минимизации отрицательных последствий преждевременного обнаружения необходимо, чтобы командир при планировании предвидел и такие варианты развития событий. Проблемой может стать не только тот факт, что противник имеет какое-то время на изготовку к противодействию. Важно то, что объект засады может не успеть войти целиком (или в запланированном объеме) в зону поражения.
При попадании под обстрел засадной группы головной части колонны ее остальная часть может провести обходной маневр и ударить во фланг. Заложенные мины могут оказаться бесполезными или нанести минимальный урон. Высока вероятность того, что ЗГ вынуждена будет отойти после первого же огневого шквала, который все равно должен вызвать замешательство противника. Однако этот отход также должен быть спланирован заранее, и его порядок доведен до личного состава.
Может случиться и так, что факт обнаружения засады противником командир определит не сразу. Необходимо предусмотреть и это. Возможно, что объект засады обнаружит наблюдателей. На этот случай они должны знать, что им делать: самостоятельно открывать огонь, докладывать командиру и действовать по команде либо производить какой-либо маневр, в любом случае командир должен быть немедленно об этом оповещен.
При преждевременной расшифровке засады большая ответственность ложится на командира. От его правильного решения зависят не только успех операции (пусть и не столь впечатляющий, как планировалось изначально) но и потери, которые может понести засадная группа.
Следует учитывать, что при движении по маршруту колонна может вести периодический тревожащий обстрел мест возможного нахождения засады, хотя это не означает, что ЗГ обнаружена. Поэтому необходимо обеспечить не только хорошую маскировку, но и надежную защиту укрытого в засаде личного состава. Кроме того, кто-то из бойцов ЗГ может принять такой неприцельный беспокоящий обстрел за расшифровку засады и открыть ответный огонь преждевременно.
Для предотвращения этого необходим предварительный соответствующий инструктаж.
Показателен пример из афганского опыта советских войск, приведенный в книге «Особенности разведывательно-боевой деятельности частей и подразделений специальной разведки в условиях Афганистана». В ночь на 24 марта 1985 года в районе кишлака Ноязи 423-я разведывательная группа проводила засаду на одном из караванных маршрутов. В 00.30 по маршруту прошла невооруженная группа мятежников из пяти человек без соблюдения мер маскировки, которая была беспрепятственно пропущена командиром группы.
Через 40 минут по этому же маршруту прошла вторая группа в составе 10 мятежников, обстреливавшая близлежащие склоны гор. Командир группы правильно оценил, что данная стрельба ведется с целью вскрытия вероятных мест устройства засады, и, не обнаруживая себя, пропустил и эту группу, приняв дополнительные меры маскировки и защиты личного состава от случайного поражения. И только в 3 часа ночи появился основной караван в составе 20 животных и 30 человек охраны.
Кинжальным огнем с 50 м караван был уничтожен. Целеуказания в ходе боя осуществлялись командиром группы и его заместителем трассирующими боеприпасами, а выбор оружия для уничтожения цели определялся длиной очереди, он был отработан и уяснен личным составом в период подготовки. В результате засады было уничтожено 25 мятежников.
Иногда бывает так, что раннее обнаружение засады не влияет на конечный исход сражения. Просто осложняет достижение цели. В любом случае конечный результат в большой степени зависит от готовности группы к разным неблагоприятным (но зачастую предсказуемым) вариантам развития ситуации.
Если в ходе нападения группа захвата успела взять пленных, документы или образцы вооружения, она с добычей обычно отходит первой. Остальной состав подразделения прикрывает ее отход.
Если в результате нападения противник уничтожен, в зону поражения для прочесывания входит штурмовая группа. В ходе прочесывания собираются трофеи, при необходимости уничтожаются раненые враги, пленяются живые и легко раненные солдаты и офицеры противника, убитые обыскиваются, машины осматриваются. Особую ценность представляют документы, обнаруженные при осмотре убитых и машин. Новые образцы средств связи, вооружения и боевой техники забираются. Условные знаки (эмблемы) и номера на боевой технике и форме противника фотографируются, зарисовываются или запоминаются.
В процессе этого штурмовая группа действует очень осторожно. Часть солдат обеспечивает ее прикрытие. В ходе прочесывания перед отходом на месте засады может производиться минирование минами-ловушками. Уцелевшие материальные ценности, которые ЗГ не может взять с собой, подлежат уничтожению на месте. При организации засады может использоваться бронетехника. Обычно она располагается в стороне от места проведения засады в укромном месте и ждет команды от командира ЗГ.
Примером удачных боевых действий разведывательной группы в засаде по уничтожению каравана мятежников могут служить действия 431-й разведывательной группы в Афганистане. Группа в составе 18 человек, усиленная двумя автоматическими станковыми гранатометами, 8.10.85 г. в 20.00 была выведена для ведения засадных действий по перехвату каравана мятежников с оружием и боеприпасами в район 12 км юго-восточнее Бараки. На подготовку группы было отведено шесть часов.
Ответственный за подготовку группы офицер хорошо знал обстановку в районе предстоящих действий, поскольку ему самому приходилось действовать в этом районе.
Кроме того, накануне была произведена разведка данного района с воздуха. Совместно с командиром разведывательной группы были выработаны порядок действий группы по различным вариантам, определены места нахождения засады и боевой порядок группы. Предполагаемый маршрут движения каравана проходил вдоль высохшего русла реки, что способствовало скрытному выходу группы к месту устройства засады и расположению на местности.
Боевой порядок разведывательной группы в засаде состоял из подгруппы уничтожения (12 человек), подгруппы обеспечения (4 человека) и двух наблюдательных постов по три человека каждый. Подгруппа уничтожения располагалась попарно по фронту 80 м, имея в составе три ручных пулемета в центре и расчеты автоматических гранатометов на флангах. Наблюдательные посты были вынесены в сторону флангов на удалении 400-500 м.
Подгруппа обеспечения находилась на удалении до 300 м от подгруппы уничтожения в сторону близлежащего кишлака. Боевые машины (БМП-2, БТР-70), которые должны были поддерживать 431-ю разведывательную группу, находились в пункте постоянной дислокации в готовности к немедленному выходу. Караван мятежников, как и предполагалось, двигался вдоль высохшего русла реки.
Походный порядок каравана включал:
головной дозор (боевое охранение) численностью до 10 человек, двигавшихся на удалении 400-500 м от основной группы каравана;
основную группу, которая состояла из 30 вьючных животных, и непосредственную охрану до 30 человек мятежников;
тыловой дозор (тыловое охранение) численностью 8 человек, который двигался на удалении до 500 м от основной группы каравана.
Наблюдатели обнаружили движение каравана и доложили командиру группы по радиостанции о приближении мятежников. Командир группы подал личному составу команду «Приготовиться», но предупредил, что огонь открывать только по его команде.
Командир группы выждал, пока мимо него проследовало боевое охранение, которое впоследствии попало под огонь подгруппы обеспечения. Подпустив основную группу каравана на расстояние 80-100 м, подал сигнал личному составу открыть огонь по каравану. Одновременно, связавшись по радиостанции со штабом части, доложил обстановку и вызвал на себя бронегруппу. Бой продолжался 30 минут, после чего мятежники прекратили сопротивление и остатки охранения каравана вынуждены были отойти с места боя, побросав оружие и боеприпасы.
Пулеметы ДШК, захваченные у маджахедов. Один расчет такого пулемета на выгодной позиции в ущелье мог удерживать от роты до батальона атакующих
Афганистан. 1982 г.
Через 30 минут с момента обнаружения каравана мятежников и после доклада командиру части к месту боя подошла бронегруппа, под прикрытием которой разведывательная группа досмотрела место боя.
В результате умелого управления командира группой, четкого взаимодействия между подгруппами, умелой маскировки личного состава и внезапного открытия огня по каравану 431-я разведывательная группа успешно выполнила поставленную боевую задачу. В результате боя было уничтожено: мятежников — 23 человека, вьючных животных — 25; захвачено: реактивных снарядов — 187 шт., РПГ — 2 шт., стрелкового оружия — 4 шт., выстрелов к РПГ — 202 шт., выстрелов к безоткатным орудиям — 65 шт., мин к 82-мм. миномету — 31 шт., боеприпасов к ДШК — 2000 шт., боеприпасов к стрелковому оружию — 71 000 штук.
Взят в плен один мятежник.
Разведывательная группа на боевой технике без потерь возвратилась в место постоянной дислокации. Положительным в действиях 431-й разведывательной группы является то, что при повторном досмотре места боя (в светлое время суток) были дополнительно обнаружены брошенные мятежниками оружие и боеприпасы. Поэтому, исходя из опыта, при наличии времени и возможности с наступлением светлого времени суток целесообразно места уничтожения караванов и близлежащую местность осматривать повторно.
Данная ситуация является не только примером положительного взаимодействия ЗГ с бронегруппой, но и образцом грамотного планирования и знания места проведения операции, использования рельефа местности, маскировки, расстановки личного состава и его взаимодействия.
* * *
Если нападения на колонны и караваны становятся систематическими, противник начинает варьировать свои действия с целью ввести в заблуждение и предотвратить организации засад. Враг анализирует действия подразделений в засадах и соответственно планирует контрмеры. Поэтому чем больше шаблонности и однообразия в тактике засадных групп, тем больше шансов, что их действия будут предсказаны.
Типичный пример — засада 432-й разведывательной группы, проводившаяся в 1985 году в Афганистане. Группа заблаговременно изготовилась на пути предполагаемого движения каравана. В первом часу ночи проследовала группа из 5 животных и 10 человек охраны, периодически подавая сигналы о безопасности маршрута. Командир группы решил, что это разведнозор, и пропустил его.
Через один час появилась вторая группа в составе 4 животных и 8 человек охраны. Огнем из стрелкового оружия она была уничтожена, но при досмотре каравана оказалось, что захвачено лишь небольшое количество боеприпасов.
При допросе раненого пленного выяснилось, что основная часть оружия и боеприпасов находилась в первой части каравана. На примере афганских моджахедов можно проследить, как непрерывно совершенствовалась и менялась тактика проводки караванов. Ими применялись и другие приемы.
Часто маршрут каравана изменялся в последний момент. Естественно, такие действия были возможны только в случаях, когда в данном районе имелись другие тропы, пригодные для прохождения. Также могло изменяться и время движения.
Движение осуществлялось не только ночью, но и днем в сложных метеоусловиях.
Крупные караваны зачастую разбивались на небольшие группы (3-5 вьючных животных, 1-2 автомобиля, 20-30 человек охраны) и двигались самостоятельно. Для каждой группы определялся свой маршрут и конечный пункт прибытия. Учитывалась невозможность проконтролировать все направления в различное время. Таким образом, риск потерь снижался количественно.
Учитывая оплошности первых лет войны, душманы в дальнейшем оценили значение средств связи и эффективность их использования при обеспечении безопасности движения, походного охранения, разведки и оповещения на маршрутах. Для выполнения задач разведки и оповещения мятежники широко использовали мирное население. К середине 80-х годов моджахеды имели большое количество современных радиосредств и умело использовали их. Значительно увеличилась также работа мятежников по радиоперехвату. Это, в свою очередь, осложнило скрытность связи, используемой диверсионными группами.
Помимо головного дозора, идущего непосредственно по маршруту движения основной колонны на расстоянии от 1 до 10 километров, стали использоваться дозоры, движущиеся параллельно дороге. Обычно движение шло по гребням прилегающих высот с целью обнаружения возможных засад. Естественно, афганцы эффективно использовали знание местности и особое внимание уделяли местам, привлекательным для организации засады.
Между всеми этими группами и караваном поддерживалась постоянная радиосвязь.
Для определения заминированных участков моджахеды предварительно перегоняли скот по планируемому пути следования каравана.
Уже упоминался беспокоящий обстрел подозрительных мест, особенно различных кустов и зарослей.
Активно использовалась дезинформация. Помимо того что ложные сведения о прохождении каравана в определенном месте и в определенное время отвлекали советские войска от участков, по которым действительно шло движение, высылаемые диверсионные группы сами могли попасть (и попадали) в подготовленные засады или на минные поля.
В случае обнаружения засады колонна может изменить маршрут и обойти опасное место или остановиться в ожидании ухода группы с места организации засады. Чтобы избежать столкновения с дозорами противника и не быть обнаруженной до подхода основного каравана, засадная группа может располагаться в стороне от его маршрута в укромном месте. На постах находятся только тщательно замаскированные наблюдатели, которые сигнализируют командиру о маневрах в зоне засады.
После того как дозоры противника проходят место предполагаемой засады и караван приближается, группа по команде наблюдателей скрытно выдвигается к месту проведения операции. Однако такие возможности не всегда имеются. В первую очередь из-за рельефа местности, который может затруднить скрытные перемещения. Кроме того, необходимо соблюдать полную тишину при движении, поскольку ночью в горах звуки слышны очень далеко. Да и дозоры противника могут применить тактику периодического выжидания, особенно в подходящих для засады местах.
Противник может применять и другие меры, например авиацию.
Подробнее о противозасадных мерах, принимаемых при проведении колонн, говорится в следующей главе.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев