Германские и венгерские солдаты на «Тигре II». Будапешт, октябрь 1944 года.
Роль основного артиллерийского вооружения танка играло 88-мм нарезное орудие KwK 43 L/71, созданное на базе 88-мм зенитной пушки обр. 1938 года. Ряд экспертов с обеих противоборствующих сторон были склонны считать KwK 43 L/71 самой мощной пушкой своего класса за весь период Второй мировой войны.[9] По дальности стрельбы и бронепробиваемости пушка превосходила практически все танковые орудия, имевшиеся в распоряжении Антигитлеровской коалиции.
KwK 43 L/71 — самая длинноствольная танковая пушка из всех, когда-либо применявшихся войсками вермахта. Длина ствола составляла 71 калибр, то есть 6298 мм (с дульным тормозом — 6592 мм). Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда составляла 1018 м/с. Бронепробиваемость орудия на дистанции 1500 м при угле встречи 60° составляла 148 мм. Даже на дистанции 4000 метров снаряд орудия все еще был способен пробить 80-мм вертикальную бронеплиту (то есть, теоретически, при условии удачного бортового попадания уничтожить, к примеру, танк «Шерман»). Однако, за столь высокие показатели пришлось расплачиваться большими размерами и огромным весом (1605 кг, вся установка с маской — 2265 кг). По этим причинам пушка устанавливалась, помимо «Тигра II», только на истребители танков «Фердинанд»/«Элефант». Кроме того, проблемой для скорострельной пушки был высокий износ ствола. В связи с этим, пушки танков поздних выпусков имели ствол, состоящий из двух частей.[6] Еще одной проблемой была высокая масса снарядов орудия (16,4 кг). По этой причине боекомплект размещался максимально близко к орудию.
Орудие размещалось на цапфах в лобовой части башни при помощи специального уравновешивающего механизма, располагавшегося в башне справа от пушки. Горизонтальное наведение установки осуществлялось поворотом башни, вертикальное, в пределах от −8 до +15° — вручную, при помощи винтового механизма. Для наведения на цель спаренной установки на танках ранних выпусков использовался бинокулярный шарнирный телескопический прицел TZF 9d/1, в дальнейшем заменённый монокулярным TZF 9d. TZF 9d/1 имел переменное увеличение 3× при поле зрения 26°, либо 6× при поле зрения 13°.[10] TZF 9d имел переменное увеличение 2,5× при поле зрения 25°, либо 5× при поле зрения 12,5°.[11] Прицел был откалиброван на стрельбу бронебойными снарядами на дистанцию до 3000 м, осколочно-фугасными — до 5000 м и из спаренного пулемёта — до 1200 м.[12] Великолепное качество оптики фирмы Carl Zeiss позволяло добиваться попаданий на дистанциях до 2500 м, а иногда и свыше.
Спусковой механизм пушки — электрического типа, с предохранителем.
Боеприпасы танковой пушки KwK 43 L/71[13]
Тип Обозначение Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Заряд, г Начальная скорость, м/с
Калиберные бронебойные снаряды
Бронебойный трассирующий остроголовый с защитным колпачком и баллистическим наконечником PzGr.39/43 (PzGr.39-1) 10,16 1000
Подкалиберные бронебойные снаряды
Обтекаемой формы PzGr.40/43 7,3 (7,5) — 1130
Осколочно-фугасные снаряды
Осколочно-фугасный SprGr.43 9,4 750
Таблица бронепробиваемости для KwK 43 L/71[1][10][11]
Снаряд \ Расстояние, м 100 500 1000 1500 2000
PzGr.39/43 (угол встречи 0° к нормали) 250 232 215 160 нет данных
PzGr.39/43 (угол встречи 30° к нормали) 203 185 165 147 132
PzGr.40/43 (угол встречи 30° к нормали) 250 217 193 170 152
Бронепробиваемость приводится по немецким данным для катаной стальной гомогенной брони. Следует иметь в виду, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным.
Орудие оснащалось устройством продувки канала ствола сжатым воздухом. Продувка осуществлялась через две форсунки по обе стороны затворного кольца. Сжатый воздух поступал из компрессора, размещавшегося в боевом отделении под сиденьем наводчика. Позднее была введена бескомпрессорная продувка канала ствола сжатым воздухом, нагнетаемым энергией обратного хода ствола пушки. Продувка канала ствола позволяла эффективно удалять остаточные пороховые газы после выстрела, снижая тем самым загазованность боевого отделения танка.
Курсовой пулемёт «Тигра II»
Боекомплект орудия располагался в лотковых укладках, в надгусеничных нишах в отделении управления и боевом отделении, а также в кормовой нише башни. В нише башни типа Порше размещались 16 снарядов,[14] тогда как в башне Хеншеля — 22.[15] Данные об общей численности боекомплекта варьируются от 72[16] до 77[11] (для танков с башней Порше) и от 80[17] до 84[11] (для танков с башней Хеншеля). В боекомплект входили унитарные выстрелы с калиберными и подкалиберными бронебойными и осколочно-фугасными снарядами (соотношение между бронебоймыми и осколочно-фугасными снарядами в боекомплекте танка составляло, как правило, 1 к 1).[17]
Вспомогательное вооружение танка составляли два—три 7,92-мм пулемёта. Один, модели Kugelblende 150, обеспечивавшей вертикальную наводку пулемёта в пределах −10…+15°, и горизонтальную — в пределах ±5°. Для наведения курсового пулемёта использовался телескопический прицел KZF 2, имевший увеличение 1,8× при поле зрения в 18°.[12] Третий пулемёт, модели турели Fliegerbeschussgerat 42 съёмно устанавливался на командирской башенке большинства танков и предназначался для противовоздушной обороны. На части танков поздних выпусков в спарку с орудием вместо MG-34 также устанавливался MG-42. Общий боекомплект пулемётов составлял 4800 патронов в 32 лентах по 150 штук.[11]
В качестве дополнительного вооружения, «Тигр II» оборудовался мортирой Nähkampfgerät (нем. устройство ближнего боя) калибром 26 мм, с боекомплектом из дымовых, осколочных и осколочно-зажигательных снарядов. Мортира располагалась в крыше башни танка справа и предназначалась для защиты от вражеской пехоты на близких дистанциях.
Средства наблюдения и связи
В передней части крыши корпуса танка монтировались смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищенные П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева был сделан вырез для обеспечения максимального обзора механику-водителю. На крыше башни устанавливалась стандартная для немецких танков позднего периода Второй мировой войны командирская башенка с семью смотровыми приборами. Из башенки командир танка имел весьма удовлетворительный обзор (хотя в походном положении предпочитал ехать, высунувшись из люка по плечи).[6] Все смотровые щели были защищены бронестеклами.
На лобовом бронелисте, слева от курсового пулемета монтировалась фара, оснащенная колпаком светомаскировки.
На танк устанавливалась штатная радиостанция FuG5 (Fu5). Мощность радиостанции составляла 10 Вт, частота работы передатчика — 27.200-33.000 Гц, частота работы приемника — 27.200-33.000 Гц, дальность передачи — 4 км.[8]
На командирские танки на базе «Тигра II» в дополнение к штатной радиостанции также устанавливались:
На танки Sd.Kfz.268, предназначенные для связи в звене «рота—батальон» — FuG7 (мощность — 20 Вт, частота работы передатчика — 42.100-47.800 Гц, частота работы приёмника — 42.100-47.800 Гц, дальность передачи — 30 км);
На танки Sd.Kfz.267, предназначенные для связи в звене «полк—дивизия» — FuG8 (мощность — 30 Вт, частота работы передатчика — 1130-3000 Гц, частота работы приёмника — 580-3000 Гц, дальность передачи — 10 км).[8]
Для внутренней связи все танки оснащались стандартным переговорным устройством на 5 абонентов.
Двигатель и трансмиссия
«Тигр II» оснащался V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения, производства фирмы рабочий объём в 23 095 см³ и развивал номинальную максимальную мощность в 700 л.с. при 3000 об/мин, однако на практике обороты двигателя обычно не превышали 2500 в минуту[18], что вызывало снижение реально развиваемой мощности. Так, в руководстве по эксплуатации танка мощность HL 230 PL указывалась как 600 л.с. при 2600 об/мин[19]. Двигатель располагался в моторном отделении вдоль продольной оси танка. Система питания двигателя включала в себя семь топливных баков общей ёмкостью 860 л, соединённых между собой, так что заправка производилась через единую горловину. Пять из баков находились в моторном отделении, тогда как остальные два, общей ёмкостью около 340 литров, размещались в боевом отделении под укладками боекомплекта[20]. Четыре радиатора системы охлаждения, общей ёмкостью 114 л, соединялись по два последовательно и размещались по бокам двигателя.
Трансмиссия «Тигра II» включала в себя[18][21]:
Карданный вал, соединявший моторное отделение с трансмиссионным;
Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле, встроенный в коробку передач;
Механическую безвальную восьмиступенчатую (8+4) коробку передач с постоянным зацеплением шестерен, центральной синхронизацией и индивидуальными тормозами, модели Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16B;
Стояночный тормоз, встроенный в коробку передач;
Фрикционно-шестеренчатый планетарный механизм поворота по типу двойного дифференциала, модели Henschel L801;
Двухрядные комбинированные бортовые передачи с разгруженным ведомым валом;
Дисковые механические бортовые тормоза, модели Argus Motoren LB 900.4.
Сервопривод коробки передач обеспечивал переключение передач одним движением рычажка на панели механика-водителя, автоматически выключая главный фрикцион и прежнюю передачу, производя синхронизацию и включая новую передачу и главный фрикцион. В случае выхода сервопривода из строя, водитель имел возможность переключать передачи и вручную[18]. Трансмиссия имела свою систему охлаждения смазочного масла, с размещением радиатора в боевом отделении. Циркуляция воды в радиаторе не производилась, вместо этого вода в нём заменялась вручную по мере необходимости[22].
Ходовая часть
Ходовая часть «Тигра II» с каждого борта состояла из 9 сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Поддерживающих катков не имелось. Опорные катки — штампованные, диаметром 800 мм и шириной одиночного катка в 95 мм. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, первый и последний катки были снабжены гидравлическими амортизаторами, расположенными внутри корпуса. Катки были расположены в шахматном порядке: 5 катков опирались на внешнюю часть гусеницы, а 4 — на внутреннюю[18].
Гусеницы танка — модели Kgs 73/800/152, стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, каждая из 92 траков шириной 818 мм и с шагом 152 мм. Каждая гусеница состояла из 46 двухгребневых траков и 46 гладких, чередующихся между собой. Помимо этого на танк могли ставиться транспортные гусеницы, уменьшавшие его ширину для перевозки по железной дороги. Транспортные гусеницы собирались из траков Kgs 73/660/152 шириной 658,5 мм, из которых собирались и боевые гусеницы танка «Пантера»[18].
Надо сказать, что несмотря на общее увеличение веса машины и снижение удельной мощности двигателя (в сравнении с «Тигром I»), благодаря конструкции ходовой части проходимость «Королевского тигра» на пересечённой местности удалось удержать на вполне приемлемом уровне. В частности, благодаря применению широких гусениц удельное давление на грунт по сравнению с «Тигром I» даже снизилось с 1,09 до 1,06 кг/см².[3]. Танк мог преодолевать подъёмы крутизной до 35°, рвы шириной до 2,5 м и вертикальные стенки высотой до 0,85 м. Глубина брода, преодолеваемого без предварительной подготовки, составляла 1,6 м. Правда, оперативная подвижность танков оставалась невысокой. Немалую роль в этом играла необходимость менять гусеницы при переброске танков по железной дороге, а преодоление водных преград вплоть до конца войны оставалось трудноразрешимой задачей.
Машины на базе «Королевского тигра»
«Ягдтигр» в музее Абердинского полигона
«Ягдтигр» (нем. Jagdtiger), полное официальное название Panzerjäger Tiger — самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz.186. При боевой массе в 75 тонн, «Ягдтигр» стал самым тяжёлым серийно производившимся образцом бронетехники всех времён. САУ базировалась на удлиннённом шасси «Тигра II» и вооружалась 128-мм пушкой 12.8 cm PaK 44 с длиной ствола 55 калибров, размещавшейся в рубке с толщиной лобового бронирования в 250 мм. В ходе серийного производства в 1944—1945 годах было выпущено, по разным данным, от 70 до 79 САУ этого типа. Выпущенные машины поступали на вооружение 512-го и 653-го тяжёлых противотанковых батальонов, действовавших на Западном фронте. Из-за малочисленности, проблем со снабжением и ещё более снизившейся по сравнению с танком надёжности, эффект от применения «Ягдтигров» оказался в целом невелик, несмотря на то, что при умелом использовании и удачном стечении обстоятельств они проявляли себя эффективным противотанковым оружием — так, одному из «Ягдтигров» в одном бою удалось уничтожить 19 «Шерманов»[23].
Также, по немецким данным, из линейных «Королевских тигров» в 1944—1945 годах было переоборудовано 18 БРЭМ[24], однако какие-либо данные по их применению отсутствуют[25].
Организационно-штатная структура
«Королевские тигры» поступали исключительно на вооружение батальонов тяжёлых танков (нем. Schwere Panzer Abteilung), как сухопутных войск (нем. Schwere Heeres Panzer Abteilung — s.H.Pz .Abt.), так и СС (нем. Schwere SS Panzer Abteilung — s.SS.Pz .Abt.). Батальон имел 45 «Тигров II» и организационно состоял из штаба, имевшего 3 танка и трёх танковых рот, имевших по 14 танков — по два в штабе роты и по четыре в каждом из трёх её взводов[26]. В случае нехватки «Тигров II», батальон доводился до полной силы «Тиграми I»[27]. В общей сложности, «Королевские тигры» состояли на вооружении следующих тяжёлых танковых батальонов: сухопутных войск — 501-й (позднее переименованный в 424-й), 502-й (511-й), 503-й, 505-й, 506-й, 507-й, 509-й, 510-й и 511-й; СС — 101-й (501-й), 102-й (502-й) и 103-й (503-й)[28][29].
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев