Его графический цикл «Прохоровское поле» — это не просто художественное осмысление трагедии, а глубокая, пронзительная летопись народной скорби.
Серию цветных линогравюр, посвящённую Прохоровскому сражению, Косенков создал в начале 1980-х годов. В основу цикла легли впечатления от поездок в село Прелестное, где до сих пор сохранилась традиция: 12 июля жители выносят на улицу поминальные столы с фотографиями погибших, чтобы разделить скорбь со всеми, кто приходит почтить их память.
Цикл «Прохоровское поле» состоит из семи цветных линогравюр, каждая из которых — это отдельная история, наполненная символами и метафорами.
1. «12 июля — День Памяти. Год любой»
На работе изображена пожилая женщина у поминального стола, установленного прямо в поле. Контраст между мирным пейзажем и её скорбью создаёт ощущение вечной трагедии. Стол, покрытый белой скатертью, с фотографией погибшего мужа — символ вечной памяти. Пшеница вокруг, как объясняла вдова художника Анна Косенкова, — это «мажорная нота», знак надежды на возрождение жизни.
2. «Борозда памяти»
Одна из самых пронзительных работ цикла. В центре — белокурый мальчик, сидящий среди одуванчиков. Его хрупкая фигура символизирует беззащитность детства перед лицом войны. За ним — вспаханное поле, усыпанное обгоревшими солдатскими письмами. Это метафора памяти, которая, как борозда, прорезает время, напоминая о погибших.
3. «22 июня 1941 г. Утро»
Спящий ребёнок под сенью тяжёлой спелой пшеницы — последний миг безмятежности перед началом кошмара. Багровое небо на горизонте предвещает беду, а меловые овраги, повторяющиеся во многих работах Косенкова, отсылают к родным местам художника.
4. «Хлеба не кошены»
В поле среди колосящейся пшеницы — накрытый на семерых человек стол, за которым сидит одна пожилая женщина. Её одинокая фигурка, ветхий дом на заднем плане — всё говорит о невосполнимой утрате. Некому есть хлеб, некому его жать. Эта работа — о войне, которая забрала самых сильных, оставив стариков, женщин и детей один на один с горем.
5. «Ветеран. 40 лет спустя»
Пожилой солдат с задумчивым взглядом сидит на фоне тревожного лилового неба. Он вернулся на поле боя через много лет, а его товарищи остались здесь навсегда. Колосья пшеницы вокруг — символ торжества жизни, продолжающейся вопреки всему.
6. «Эхо войны»
Солдат держит в руках ржавый снаряд — страшный «подарок» прошедшей войны. На заднем плане — мальчик, случайно нашедший смертоносный металл. Этот сюжет автобиографичен: в детстве сам Косенков находил боеприпасы, и только чудо спасло его от гибели.
7. «В село Подольхи не вернулись»
Работа посвящена тем, кто ушёл на фронт и не вернулся. Пустые дома, незасеянные поля, тишина — война опустошила целые деревни, оставив имена и фотографии на памятниках.
Материал взят с сайта "Большая переменка" www.peremenka31.ru/dlya-detej...#
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев