ВВЕДЕНИЕ
Начальная школа... Для каждого родителя - это новый непростой этап в жизни. Особенно если в школу идет первый ребенок. А уж для самого младшего школьника начальная школа - это целый этап жизни: расширение сферы взаимодействия с окружающим миром, появление потребности в самовыражении.
В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.
Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 80-х годов 20в. постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.
История развития педагогических концепций и систем состоит из чередования взглядов на цели и задачи образования, от освоения молодым поколением накопленных в культуре знаний и умений, до ориентации образования на личность, на человека − созидателя культуры. Так, гуманистическая традиция античной школы сменилась схоластикой Средневековья, затем возродилась в эпоху Просвещения, пережила кризис Нового времени и вновь возрождается в наши дни.
Естественно, что парадигмы образования менялись на протяжении веков вслед за изменением экономических и социокультурных условий жизни общества.
В период стремительного развития индустриального производства (XVII − XIX вв.) приоритет был отдан «реальному образованию» – приобретению учащимися полезных для практической жизни знаний и умений по различным учебным предметам. Считалось, что именно они определяют успех как различного рода производств, так и жизненный успех каждого отдельного ученика.
В последние десятилетия, при переходе к постиндустриальному обществу логика развития производственной сферы привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок.
Сегодня – это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, естественно, очень важно. Но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие ее расцвета и мирного развития.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь формирование умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.
5 ноября 2008 года в Послании Федеральному собранию Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым была предложена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях - «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…».
Проект направлен на постепенный переход на новые образовательные стандарты, предполагающие изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьника, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.
В России до 1992 года в педагогической лексике слова «стандарт» не существовало. Понятие образовательного стандарта появилось в законе "Об образовании" в 1992 году.
Стратегическая задача развития школьного образования заключалась в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе его результатов. В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.
Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
В конце 2004 года Правительством России было принято решение о создании стандарта второго поколения, разработка которого началась в 2005 г. На разработку образовательных стандартов второго поколения Министерство образования и науки Российской Федерации определило пять лет.
По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования.
Группу разработчиков возглавил Александр Михайлович Кондаков – член корреспондент РАО, генеральный директор издательства «Просвещение», в конце 1990-х годов занимавший должность заместителя министра образования РФ. Коллектив разработчиков состоял из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечал за конкретное направление работы. В работе над стандартом участвовало более 500 человек.
Принятые в конце 2007 года поправки в образовательное законодательство значительно расширили понятие стандарта. Теперь в соответствии со статьей
7 закона «Об образовании» стандарт – это совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации.
Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. В свою очередь, для реализации нового образовательного стандарта необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.
2010-2011 учебный год являлся последним этапом подготовки к внедрению Федеральных государственных стандартов (ФГОС) второго поколения в начальной школе. Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 для начальной школы и был зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года и вступил в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Впереди – серьезная совместная работа администраций школ, педагогов, младших школьников и их родителей. Только работая вместе, создавая «новую» школу и «нового» ученика, мы сможем обеспечить надежное будущее страны. А оно - за образованными, мобильными, уверенными в успехе, умеющими ориентироваться в современном мире, людьми.
Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень умений и навыков ученика. В новых условиях важно не просто дать школьнику новые знания, но и научить его применять, развивать и умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.
Теперь на первой ступени школьного обучения ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить навыки решения творческих задач, поиска и анализа нужной информации, а также потребность в мотивации к обучению. При этом особенно важна и ответственна роль «нового» учителя, психологически и профессионально подготовленного к работе в условиях новых образовательных стандартов.
В условиях действия новых стандартов во многом изменятся и организация обучения. На сегодняшний день изменяются программы обучения, учебники и подход к их изучению тоже принципиально изменится. По требованию новых стандартов полученные знания не должны стать для ребенка «мертвым грузом», абстрактным набором фактов, далеких от его интересов и восприятия. Школьник должен научиться самостоятельно находить и наращивать знания, умело применять их в жизни, использовать для описания окружающих предметов, процессов, явлений.
Поэтому еще на этапе начального обучения у ученика должна быть сформирована обширная система знаний как задел успешности на всех последующих ступенях обучения, воспитаны умение учиться и потребность в познании нового, развита способность к самоорганизации и саморазвитии в сочетании с разносторонним развитием личности. В этом и заключается идея стандартов.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Новое школьное образование должно, таким образом, в большей степени, чем прежнее, участвовать в развитии человеческого потенциала, носить личностный смысл, строиться на деятельностной основе и помогать ребенку в процессе учебной карьеры становиться более компетентным, «оспособленным», уверенным и успешным в решении широкого круга не только учебных, но и жизненных задач и проблем.
Ключевой фигурой Новой школы и является учитель, на которого возлагается основная ответственность за качество и доступность образования. Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.
В.А. Сухомлинский сказал: "Ребёнок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями". Его слова актуальны и в наши дни. В новом ФГОСе это одна из приоритетных задач. В содержании стандартов нового поколения большое значение придаётся духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, вопросам подготовки выпускников образовательных учреждений к адаптации в новых социально-экономических условиях.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Учителя придумывают различные способы на уроках — игры, слайды. Но всё это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации. Этого и надо стараться достигать на своих уроках.
Познание мира начинается с удивления. “Удивляясь - удивлять, увлекаясь – увлекать”. Ученик теперь не просто преемник знаний, умений и навыков. Учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным. Это более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики, - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.
Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». В связи с этим особую важность приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В основе Стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.
ФГОС НОО включает в себя требования:
– к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
– к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
– к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Образовательные стандарты второго поколения предполагают существенные изменения в образовательной системе, так как предъявляют принципиально новые требования как к процессу обучения/воспитания, так и к «результату» - выпускнику средней школы в 2019 году.
Итак, принципиальным отличием нового стандарта является то, что во главу ставится ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому:
•организовывать с детьми работу над проектами,
•разрабатывать творческие программы,
•не "вбивать" знания, а развивать личность.
Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований, которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы. Новый стандарт ориентирован на метапредметные (межпредметные) знания и личностный результат.
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира. Программа универсальных учебных действий (УУД) и призвана обеспечить формирование универсальной способности человека – умения учиться.
В качестве методологической основы стандарта заложен системно-деятельностный подход. Это формирование видов и форм деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни.
Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. В стандарте определена новая структура базисного образовательного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность.
Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Предполагаемые изменения в системе образования школы - новая модель образовательного пространства школы, включающая организацию урочной и внеурочной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода с опорой на государственный и социальный заказ.
Введение ФГОС второго поколения в РФ поставило перед учителями множество вопросов и проблем. Наиболее актуальная из них—по каким учебникам будут учиться школьники в условиях реализации нового стандарта. Изменились требования. Если раньше при изучении предмета предполагалось получение предметных результатов, то новый стандарт требует получение еще и личностных, и метапредметных результатов.
Несмотря на все инновационные процессы и общую модернизацию системы образования в России—учебник остается основным средством обучения. Учебник остается основным средством обучения, то ему стали присущи функции:
•информационная
•систематизирующая
•обучающая
•контролирующая
•воспитательная
•развивающая.
Учебник должен не только содержать систематизированную информацию, но и научить ребенка ее воспринимать, усваивать и применять.
В условиях перехода к работе по новому стандарту перед учителем встают две важные задачи: научиться видеть потенциальные возможности учебника в реализации требований стандарта и обеспечить их выполнение. Решение первой задачи требует от учителя экспертных навыков, а второй—технологических.
Проект "Начальная школа XXI века" - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО, а также ряда сотрудников Российской академии образования, разделяющих единые концептуальные подходы. Предпосылками для его создания стали основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца.
Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Реализация требований ФГОС в УМК «Начальная школа XXI века», обеспечивается его целостностью: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов. В комплекте всё подчинено:
— формированию системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу при последующем обучении;
•созданию образовательного пространства, в рамках которого возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода, который предполагает:
· ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
· опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
— проблемно-диалогическую технологию,
— технологию мини-исследования,
— технологию организации проектной деятельности,
— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
В содержание УМК «Начальная школа XXI века», заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий
требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством
представляет собой совокупность трех систем требований
- к структуре основных образовательных программ,
- к результатам их освоения
- условиям реализации,
которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Главными принципами, лежащими в основе разработки стандартов второго поколения, являются:
- открытость и демократичность представления основных подходов разработчиков и результатов реализации проекта, а также обсуждения вопросов, касающихся разработки стандартов, их утверждения и введения в действие;
- вовлечение в эту деятельность представителей профессионального сообщества - специалистов в области образования всех уровней и широких слоев общественности через систему специально организуемых с этой целью мероприятий;
- осуществление различных процедур согласования разрабатываемых проектов докумутри отдельных компонентов стандарта на всех этапах его разработки;
Пересмотр целей образования в пользу всемерной реализации его развивающего потенциала требует соответствующего пересмотра, обновления и организации учебного предметного содержания.
В первую очередь, фундаментальное ядро образования (инвариантное содержание учебных предметов) дополнится программой развития универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных. Функция универсальных учебных действий – призвана обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, то есть, формирования умения учиться.
Формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантной основой образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается как путем освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, имея в виду, что они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от "догоняющей" к "опережающей" модели развития российского образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. При этом Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:
•сохранение единства образовательного пространства России;
•равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;
•преемственность ступеней общего образования.
При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме.
Основным образовательным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности. Основным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической цели российского образования, выполнения социального заказа - воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.
Остановимся на некоторых содержательных аспектах предлагаемой концепции, в частности на "Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования" (далее - Требования). Это тот образовательный ресурс, с которым дети придут в 5-й класс основной школы.
Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены в рамках общего ресурса учебного времени требованиями субъектов РФ, образовательных учреждений, учителей, родителей и других участников образовательного процесса в целях более полного отражения потребностей субъектов образовательной деятельности.
Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу.
Личностные результаты обучения - это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
Метапредметные результаты обучения - это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.
Предметные результаты обучения - это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев