Мы часто слышим выражение «мелкая моторика» и знаем, что ее нужно развивать. Не всегда родители до конца понимают, что это такое и зачем необходимо их ребенку. В этой статье мы поговорим о том, на что влияет мелкая моторика, и какие способы ее развития существуют.
Под словосочетанием «мелкая моторика» физиологи подразумевают движения мелких мышц кистей рук, в основном, пальцев. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Дело в том, что центры в коре головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, находятся очень близко друг к другу. Таким образом, развивая движения пальчиками, мы активируем и зоны, ответственные за речь. Ко всему прочему не следует забывать, что правильная работа всех мышц кисти необходима для завязывания шнурков, застегивания пуговиц, рисования, письма и прочего.
Педиатры рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Начать можно с 2 месяцев, делая своему ребенку пальчиковый массаж. В этом возрасте он заключается в нескольких простых упражнениях:
• вы легко и нежно тяните пальчики ребенка, будто хотите их вытащить;
• вы берете каждый пальчик малыша в отдельности и делаете им круговые движения сначала в одну, а затем в другую сторону;
• возьмите мохнатый шарик из латекса 3-4 см (есть в зоомагазинах) и вложите в ладошку ребенка – это позволяет сохранить правильную форму рук, когда малыш засыпает и сжимает кулачки.
Такой массаж необходимо проводить каждый день по 2-3 минуты.
В 4-5 месяцев можно взять шарики большего диаметра и включить еще массаж ими. Для этого зафиксируйте ладонь ребенка в одной руке, а другой рукой покатайте шарик по ладошке малыша.
В 5-6 месяцев добавляется еще одно упражнение: вы по очереди поднимаете руки малыша вверх и плавно двигаете ими вдоль головы, будто причесываете волосы. В этом же возрасте можно расширить и массаж: прорабатывайте каждую фалангу каждого пальца в отдельности.
К 7 месяцу латексный шарик заменяем грецким орехом, одновременно увеличивая общую продолжительность массажа до 4 минут.
В 8-10 месяцев можно переходить к более активным упражнениям для пальцев рук. В этом вам помогут с детства известные «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая». Во время упражнения обязательно разговаривайте с ребенком, читая ему соответствующие стишки. В этом возрасте можно давать в руки малышу игрушку-пищалку: вы рассказываете стих, а ребенок сжимает и разжимает игрушку (утенок, цыпленок и т.д. в зависимости от ваших предпочтений).
К году начинайте учить малыша рисовать каракули, держать ложку и вилку, собирать пирамидки из колец (не обязательно по размеру). После года пригодятся и развивающие мелкую моторику игрушки, которые в большом количестве представленные в детских магазинах.
Несмотря на многообразие развивающих игрушек, не лишним будет и использование подручных средства. Например, вы можете заполнить несколько небольших тазиков разными наполнителями (вода, песок, мелкая группа, крупный горох) и предложить малышу по очереди поиграть в них руками.
Не менее увлекательная для ребенка игра – отыскать зарытые сокровища. Берете несколько небольших игрушек, кладете на дно тазика и засыпаете сверху крупой или песком. Задача ребенка – отыскать игрушки.
Чтобы развивать мелкую моторику, позвольте ребенку играть с разными по форме и фактуре предметами (под вашим присмотром, конечно): флаконами, камешки, фольгой, полиэтиленовыми пакетами и т.д. Кстати, наверняка вы сами, купив новую бытовую технику, любите лопать пузырчатую упаковочную пленку. Делайте это вместе с ребенком – вдвоем веселее!
Конечно, любая мама задается вопросом, дают ли ее усилия должный эффект. Понять, что ваш малыш растет и развивается без отклонений в плане развития мелкой моторики, помогут простые тесты.
8-12 месяцев: ребенок уверенно берет небольшие предметы при помощи большого и указательного пальца (хват «пинцет»).
13 месяцев: ребенок может разъединять предметы, смотря на них, и повторять движения за взрослыми.
14 месяцев: малыш самостоятельно может рисовать каракули.
1-1,5 года: ребенок уверенно переворачивает страницы книги, может держать ложку и вилку, разворачивать предметы, ставить кубик на кубик и собирать пирамидку без учета размера колец.
1,5-2 года: малыш может листать страницы книги по одной, хватать движущийся предмет, ставить несколько кубиков друг на друга, рвать бумагу и переливать жидкость из емкости с узким горлышком в емкость с широким.
Нет комментариев