Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территориюсовременных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большимтрудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европуохватила т. н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее ипродержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданнымв период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»).
Содержание1 Происхождение термина2 Архитектура2.1 Система аркбутанов и контрфорсов2.2 Наиболее известные архитектурные памятники2.2.1 Франция2.2.2 Германия2.2.3 Англия2.2.4 Чехия2.2.5 Италия2.2.6 См.также3 Изобразительное искусство3.1 Скульптура3.2 Живопись4 Декоративно-прикладное искусство5 Мода6 Неоготика7 Готика в России8 См. также9 Ссылки10 Интерьеры11 Литература12 ПримечанияПроисхождение терминаСлово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готамэтот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие всовременном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса отсредневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основедостижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось«варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Онообращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.Архитектура
Фрагмент витражного окнаГотический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался наоснове романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглымиарками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний.Церковь монастыря Сен-Дени́, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическимархитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковьприобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца вбольшинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю иЮжную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stiletedesco» — немецкий стиль.С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своёзначение.Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новойкаркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.Система аркбутанов и контрфорсов
Основная статья: Каркасная система готической архитектуры
Готический храм. СхемаВ романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался намассивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавалодополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшоеколичество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов иконтрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романскихпостройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковойраспор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчитьконструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», ихтолщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон истенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало ихбоковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенныеостроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и простодекоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутановтакже противодействовал давящему на крышу ветру.Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, чтобыло важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду сратушами.Наиболее известные архитектурные памятники
Собор ПарижскойБогоматери
Собор в Реймсе, Франция
Собор в Шартре, Франция
Миланский собор
Ка д’Оро, ВенецияФранцияСобор в Шартре, XII—XIV вв.Собор в Реймсе, 1211—1330 гг., где короновались французские короли.Собор в Амьене, 1218—1268 гг.Собор Парижской Богоматери, 1163 г. — XIV в.Собор в Бурже, 1194 г.ГерманияКёльнский собор, 1248 г. — XIX в.Мюнстерский собор в Ульме, 1377–1543 гг.АнглияСобор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевстваСобор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в ЛондонеСобор в Солсбери 1220—1266 гг.Собор в Эксетере 1050 г.Собор в Линкольне к. XI в.Собор в Глостере XI—XIV вв.ЧехияСобор святого Вита (1344—1929 гг.)ИталияВ Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как воФранции и Германии.Палаццо Дожей, (Palazzo Ducale). Венеция. Был заложен ещё в IX в. как оборонительное сооружение, нонесколько раз подвергался пожарам, вследствие чего, много раз перестраивался. Первоначальныйквадратный план здания с большим внутренним двором остался почти без изменений, а нынешние фасадыприобрели свой декор, напоминающий орнаменты мусульманских сооружений, к началу XV в. Первыйсквозной этаж образуется лёгкой аркадой, на втором этаже подхватываемой ажурными колоннами судвоенным шагом, на которых покоится огромный блок третьего этажа. На протяжении веков только этоздание Венеции именовалось палаццо, все остальные дворцы, носили скромное название Ca’ (сокращенныйвариант от Casa, то есть просто дом). Здесь размещалась не только резиденция дожа, но также советРеспублики, суд и даже тюрьма.Миланский собор, 1386—XIX в. Изначально был задуман такого огромного размера (в нём помещается 40тысяч человек), что с большими трудностями был частично завершён только к концу XVI в. Строительствоначалось в 1386 г., а в 1390 г. было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев дляускорения строительства собора. Первоначальный замысел предполагал кирпичную кладку, что можноувидеть и сейчас в северной сакристии собора, но в 1387 г. герцог Висконти, желавший видеть собор великимсимволом своей власти, пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов и настоял наиспользовании мрамора. В 1418 г. собор был освящён папой Мартином V, но оставался незаконченным доXIX в., пока при Наполеоне был не завершён фасад. Более пяти веков строился этот собор и, в результате, соединил многие черты архитектурных стилей, от барокко до неоготики.Ка д’Оро (итал. Ca' d’Oro — Золотой дом) в Венеции. Расположенный на Большом Канале этот дворецпретерпел множество изменений, а в интерьере осталось очень мало от готического дворца XV века.См.такжеКирпичная готикаИспанская готикаПортугальская готикаИзобразительное искусство
Скульптуры в соборе святыхМауритиуса и Катарины вМагдебурге, Германия
Перспективный порталКёльнского собораСкульптураСкульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла восновном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелойготики.Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальномотношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степениплоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развиваетсякруглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамблясобора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражаетдвижение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в своюочередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушнойсредой.Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 г. КлаусСлутер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасадацеркви погребения Филиппа, Kartause в Champmol около Дижона, стены Figurationen 1385 или фигурыфонтана Мозе (1395—1404). В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (TilmanRiemenschneider), Вайта Штоса (Veit Stoß) и Адама Крафта (Adam Kraft).ЖивописьГотическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементовстиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошелоколо 1200 г., в Германии — в 1220-х гг., а в Италии позднее всего — около 1300 г.
Неизвестный художник. Иоанн Добрый (1359). Один из первых готическихпортретов, дошедших донаших днейОдним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснилфресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитрастала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетовпоявились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но ибесцветное стекло.На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарскиероманы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированныечасословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному идетальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являютсябратья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепныйчасослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами[1].Завершается почти тысячелетнее господство византийских канонов в изобразительном искусстве. Джотто вцикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спинойк зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального. Он заставляет своихгероев жестикулировать, создаёт пространство, в котором движется человек. Новаторство Джотто проявляетсяи в его обращении к человеческим эмоциям.С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднееинтернациональной готикой. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса.Декоративно-прикладное искусствоЭпоха позднего средневековья характеризуется расцветом городской культуры, развитием торговли, ремёсел. С середины XIII века начинается строительство зданий светского назначения — городских ратуш, рынков, цеховых домов, а также роскошных замков знати. Все элементы экстерьера и интерьера сооруженийподчинялись готической архитектурной форме. Одним из крупнейших европейских замков эпохи являетсяАвиньонский Папский дворец (1334 — 1364). Как и другие интерьеры средневековья, убранство Папскогодворца сохранилось лишь частично. Примечательны «шпалерные» росписи стен, изображающие сценыохоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти.
Пришедшее через мусульманский Восток художественное ткачество получило вначале развитие вСкандинавии и Германии. Здесь шпалера не только украшала интерьер, но и выполняла функции защиты отсквозняков, утепления помещения. С конца XIV века производство шпалер в Европе стало важнейшейотраслью художественного ремесла. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе[2]. Однимиз выдающихся произведений позднего средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковойживописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский Апокалипсис (1370— 1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского. Подготовительные рисунки были выполненыминиатюристом Эннекеном из Брюгге. Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария кАпокалипсису» Беатуса из Льебаны. Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла VНикола Батая. Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространстваминиатюр «Комментария». Тема противоборства человека и сил зла по сравнению с первоисточникомрешена в более мажорном ключе, с ярко выраженной фольклорной основой.Мода
Апрель. Миниатюра из«Великолепного часословагерцога Беррийского»Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле. Европейцы познакомились на Востоке слёгкой и ковкой сталью. Тяжёлые кольчуги вытесняются новым типом доспехов: соединённые шарнирамикуски металла способны покрыть поверхность сложного очертания и оставить достаточную свободу движения. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. В это времябыли созданы почти все известные ныне способы кроя. Готическая мода, в отличие от предшествующейсвободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Вершинысвоего развития готический костюм достигает в конце XIV — XV в.в., когда по всей Европе распространиласьмода, созданная при Бургундском дворе. В XIV веке укорачивается мужское платье: теперь длинные одеждыносят только пожилые люди, врачи, судейские. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Ширина юбки увеличиваетсядополнительными вставками ткани. Верхняя часть костюма — узкий лиф с узкими длинными рукавами, треугольным вырезом на груди и спине. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Подобно архитектуре того периода готическая одежда получилавертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасныеголовные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Наиболеепопулярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским.Неоготика
Основная статья: Неоготика
Британский музей естественнойисторииНеоготика (англ. Gothic Revival — «возрождение готики») — художественный стиль XVIII и XIX вв., заимствующий формы и традиции готики. Неоготика зародилась в Великобритании, но получилараспространение также и в континентальной Европе, и даже в Америке.Иногда элементы неоготики самым причудливым образом переплетались с новейшими для того временитехнологиями, например устои Бруклинского моста в Нью-Йорке имели арки в форме готических окон. Самый выдающийся образец неоготики — здание Британского парламента в Лондоне. В США следуетотметить неоготический собор Святого Патрика в Нью-Йорке.Готика в России
Бранденбургские ворота вКалининграде, неоготикаВ Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практическибыла неизвестна. Правда, определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стени башен Московского кремля. Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть вконце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве — наиболее выдающемсяпамятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе[3]. Ансамбль изнескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова; после егоотстранения — по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). По замыслам зодчих, рядом с типичными дляевропейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской архитектуры и ведущегов то время направления — классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которойвозводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, атюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Внастоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.
Католический собор Непорочногозачатия Девы Марии, МоскваОдним из типичных образцов неоготики в Москве можно считать Римско-католический собор Непорочногозачатия Девы Марии, построенный в 1901—1911 годах.Ряд культовых сооружений, построенных в стиле неоготики имеется и в восточной части России. В частности, в этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), собор УспенияПресвятой Девы Марии в Иркутске (1881—1884) и др.Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшаяВосточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградской области) ибольшое количество церквей, но большинство из них — в разрушенном состоянии. В самом Калининградесохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15городских ворот, церкви). Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Большевсего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. К сожалению, неоготический кафедральный соборне сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройкесобора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа. В городе Приморске (бывший финскийKoivisto) находится уникальный памятник архитектуры — здание лютеранской церкви (конец XIX в.).См. также
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев