01
Тема №1.
Обучение рассказыванию об игрушках и предметах
в старшем дошкольном возрасте.
План:
1.
Значение обучения рассказыванию об игрушках и предметах
для развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2. Приёмы обучения
рассказыванию об игрушках и предметах в старшей и подготовительной к школе
группах.
3. Методика проведения работы
по обучению рассказыванию об игрушках и предметах в старшей и подготовительной
к школе группах.
Практическая часть. Провести работу по обучению
рассказыванию об игрушках и предметах (приложить два конспекта).
Выводы: Какие из приёмов наиболее
удачны при обучении рассказыванию об игрушках и предметах и почему вы так
считаете?
Литература:
1.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.,
Просвещение, 1981 г. с.68-69.
2. Короткова Э.П. Обучение
детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвещение, 2009 г. с.48-54, 79-89.
3. Тихеева Е.И. Развитие речи
детей. М., Просвещение, 1981
г. с.76-98.
4. Развитие речи детей
дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина, М., Просвещение, 2004 г., с.136-138.
5. Т. Ткаченко. Использование
схем в составлении описательных рассказов. Журнал «Дошкольное воспитание».
№10/2009 г., с.16-21.
6. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.
Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. стр. 295-305.
Методические
рекомендации.
Рассказывание
об игрушках и предметах самое любимое и интересное занятие у детей дошкольного
возраста. Эта работа оказывает большое влияние на развитие детей. В контрольной
работе прежде всего надо раскрыть значение обучению рассказыванию об игрушках и
предметах, для развития детей (умственное воспитание, нравственное,
эстетическое, сенсорное). Необходимо чётко определить методические приёмы для
возрастных групп (страшей и подготовительной групп), полно раскрыть методику
проведения работы по обучению рассказыванию об игрушках и предметах в старшей и
подготовительной к школе группах. Определить усложнения в методике проведения
занятий по обучению рассказывания об игрушках и предметах в подготовительной к
школе группах.
В
практической части разработать конспекты по обучению детей рассказыванию об
игрушках и предметах (для старшей и подготовительной групп). В выводе отметить
какие из пиёмов наиболее удачны при обучении рассказыванию об игрушках и
предметах в старшей и подготовительной к школе группах.
Тема №2.
Формирование у детей правильного звукопроизношения
в младшей и
средней группах детского сада.
План:
1.
Задачи и содержание работы по звукопроизношению данных
возрастных групп.
2. Приёмы обследования речи
детей.
3. Приёмы формирования
правильного звукопроизношения у дошкольников.
4. Последовательность работы
над постановкой звука.
Практическая часть. Составить и провести занятие
по звукопроизношению: а) на свистящие б) на
шипящие. Дать анализ этих занятий, речевую характеристику на 2-х детей своей
возрастной группы.
Выводы. Как сформировано
звукопроизношение у детей вашей возрастной группы с помощью каких приёмов
добились положительных результатов в работе.
Литература:
1.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.,
Просвещение, 1981 г. с.133-149.
2. Развитие речи детей
дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. М., Просвещение, 2004 г. с.61-73.
3. Рождественская В.И., Радина
Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007 г. с.21-28.
4. Фомичева В.Ф. Воспитание у
детей правильного произношения. М., Просвещение, 2004 г., с.20-37, 114-120,
155-158, 165-168, 179-192.
5. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.
Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. стр. 220-237.
Методические
рекомендации.
В
программе воспитания в д/с уделяется большое внимание формированию правильного
звукопроизношения у детей. В к/р прежде всего надо изложить содержание
«Программы воспитания в д/с» для разных возрастных групп. Прежде, чем
приступить к формированию правильного звукопроизношения, необходимо провести
обследование речи детей. Поэтому необходимо определить приёмы обследования речи
детей. При формировании правильного звукопроизношения используется ряд
методических приёмов, их необходимо чётко охарактеризовать и полно раскрыть
последовательность работы над постановкой звука. В практической части
разработать два конспекта занятия по звукопроизношению на шипящие и свистящие
звуки. Проанализировать эти занятия. С помощью методического пособия Фомичевой
М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» дать речевую характеристику
на 2-х детей своей возрастной группы.
Тема №3.
Методика работы по развитию речи с детьми 3 года
жизни.
План:
1.
Особенности развития и воспитания детей 3 года жизни.
2. Виды занятий и методика их
проведения:
а)
наблюдение живых и неживых объектов,
б)
занятие с игрушками,
в)
особенности с занятиями картинками,
г)
использование художественного слова на занятиях.
3. Руководство развитием речи
вне занятия.
Практическая часть. 1. Разработать 2 конспекта
занятий с детьми 3 года жизни (с игрушками и знакомство с художественной
литературой). 2. Сделать запись речи воспитателя вне занятия, дать её анализ.
Выводы. На каких занятиях дети
проявляют большую речевую активность, почему?
Литература:
1.
Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А.
Сохина. М., Просвещение, 2005
г., с. 40-48.
2. Воспитание детей раннего
возраста. Под ред. Г.М. Ляминой. М., Просвещение,
2004 г., с. 75-83, 85-107.
3. Петрова В.А. Занятия по
развитию речи детей до 3-х лет. М., Просвещение, 2000 г.
Методические
рекомендации.
3-й год жизни является важнейшим периодом в развитии речи
ребёнка. В начале к/р раскрыть кратко особенности развития детей 3 года жизни
(физическое и психическое развитие) подробно раскрыть особенности развития речи
детей 3 года жизни следует становиться на задачах развития речи детей 3 года
жизни, а затем виды занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим и
раскрыть методику проведения этих занятий. Важная задача воспитания и обучения
заключается в создании условий для максимальной реализации потребности ребёнка
в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Таким образом развитие
происходит не только на занятиях, но и вне занятий (во время режимных
процессов, игр, прогулок, трудовой деятельности). После раскрытия, вопроса
приступить к выполнению практической части. Здесь необходимо разработать 2
конспекта занятий с детьми 3 года жизни. 1 – занятия с использованием игрушек.
2 – занятие с использованием художественной литературы. Определить программное
содержание (познавательная задача, речевая, воспитательная), предварительную
работу, материал, ход занятия. Так же в практической части необходимо
предоставить анализ и запись речи воспитателя, эмоциональную окраску, тон,
имеются ли недостатки в речи воспитателя и сделать вывод.
Тема №4.
Обучение
творческому рассказыванию
в старшей и подготовительной к школе группах.
План:
1.
Значение обучения рассказыванию для развития детей.
2.
Особенности, задачи и содержание обучения творческому
рассказыванию в старшей и
подготовительной группах.
3.
Приёмы обучения творческому рассказыванию.
4.
Методика проведения работы по обучению творческому
рассказыванию.
Практическая часть. Разработать
конспекты занятия по обучению творческому рассказыванию для подготовительной
группы.
Выводы. Какие
приёмы наиболее удачны при обучении творческому рассказыванию и почему вы так
считаете?
Литература:
1.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.,
Просвещение, 1981 г. с.77-84.
2. Развитие речи детей
дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. М., Просвещение, 2005 г. с.141-144.
3. Соловьёва О.И. Методика
развития речи и обучения родному языку в д/с. М., Просвещение, 1966 г. с.89-92.
4. Короткова Э.П. Обучение
детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвещение, 1982 г., с.73-78,
106-127.
5. Художественное творчество в
д/с. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., Просвещение,
1974 г., /статьи О.С. Ушаковой, А.Е.
Шубицкой/.
6. Подготовительная
к школе группа в д/с. Под ред. М.В. Залужской. М., Просвещение, 1975 г., с. 90-95.
7 М.М. Алексеева, В.И. Яшина.
Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. стр. 327-337.
Методические
рекомендации.
Творческое рассказывание основано на такой психологической
основе, как детское воображение. Значение творческого рассказывания очень
велико. В к/р прежде всего надо осветить вопрос значения творческого
рассказывания, для развития детей. В программе воспитания в д/с для данных возрастных
групп, уделяется большое внимание обучению детей творческому рассказыванию,
поэтому необходимо изложить содержание «Программы воспитания в д/с» для данных
возрастных групп. При обучении творческому рассказыванию используется ряд
методических приёмов, их необходимо чётко охарактеризовать и полно раскрыть
методику проведения работы по обучению детей творческому рассказыванию в
подготовительной группе и определить какие из приёмов наиболее удачны при
обучении творческому рассказыванию.
Тема №5.
Обучение
рассказыванию по игрушкам в разных
возрастных группах.
План:
1.
Значение рассказывания по игрушкам для обучения и
воспитания детей дошкольного возраста.
2.
Виды игрушек. Требования к ним.
3.
Особенности методики проведения работы по обучению
рассказыванию по игрушкам в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Практическая часть. Провести
работу по обучению рассказыванию по игрушкам (приложить 2 конспекта).
Выводы. Отметить
какие из приёмов наиболее удачны при обучении рассказыванию по игрушке и почему
вы так считаете?
Литература:
1.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.,
Просвещение, 1981 г. с.70-71.
2. Тихеева Е.И. Развитие речи
детей. М., Просвещение, 1981
г.
3. Короткова Э.П. Обучение
детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвещение, 2009 г. с.30-40, 54-63,
89-98.
4. Развитие речи детей
дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина, М., Просвещение, 2005 г., с.125-127, 128-135.
5. Соловьёва О.И. Методика
развития речи и обучение родному языку в д/с. М., Просвещение, 2004 г. с. 83-89.
6. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.
Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. стр. 305-318.
Методические
рекомендации.
Рассказывание по игрушке основано на ощущениях и
восприятиях. Значение рассказывания по игрушке очень велико. В к/р прежде всего
надо раскрыть значение рассказывания по игрушке для развития детей. Необходимо чётко
определить, какие игрушки используются в младшем и старшем дошкольном возрасте
и обосновать свой выбор. При обучении рассказыванию по игрушке используется ряд
методических приёмов, которые необходимо чётко определить и раскрыть в
соответствии с данными возрастными группами. В конце теоретической части
раскрыть методику проведения работы по обучению рассказыванию по игрушке во 2
младшей и старшей группах. К к/р прикладывается практическая часть –
разработанные 2 конспекта в старших группах по обучению рассказывания по
игрушкам и сделать вывод.
Тема №6.
Развитие речи детей в процессе общения
со взрослыми
и сверстниками.
План:
1.
Роль речевого общения в развитии речи детей.
2. Формы общения детей со
взрослыми.
3. Организация содержательного
общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности.
4. Развитие речи детей в
процессе общения со сверстниками.
Литература
основная:
1. Общение и речь: развитие
речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 2005. – Гл.
8.
2. Рузская А.Г. Развитие
общения ребёнка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. – 20088.
– №2,3.
3. Смирнова Е.О. Развитие речи
ребёнка – важнейшая задача воспитателя // Дошкольное воспитание. – 2008. - №5.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи
(раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981. – С.
36-39, 146 – 149.
Литература
дополнительная:
СТАТЬИ
ИЗ ЖУРНАЛОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА.
1Развитие общения у
дошкольников / Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1999.
2Антонова Т.В. Значение способов общения в игре для
регуляции детских отношений // Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под
ред. Т.А. Репиной. – М., 2007.
3Карпова
С.Н., Степанова М.А. Особенности связной речи дошкольников при общении со
взрослыми и сверстниками // Вестник МГУ, серия 14. Психология. - 1–84. - №4.
Практическая часть.
1.
Понаблюдать за общением воспитателя с детьми, записать
их высказывания. Проанализировать результаты наблюдения и сделать выводы о
степени влияния общения на речевое развитие детей.
2. Понаблюдать за общением
детей друг с другом записать и проанализировать их высказывания (грамматическая
оформленность и развёрнутость высказываний, словарь, адресованность речи
партнёру). Сравнить речь детей в процессе общения с педагогом и друг с другом.
Тема №7.
Предметно-развивающая среда как средство развития речи
детей
дошкольного возраста.
План:
1.
Роль предметно-развивающей среды в овладении детьми
родным языком.
2. Анализ программных
требований к организации предметно-развивающей среды в ДОУ..
3. Характеристика оснащения
предметно-развивающей среды в разных возрастных группах для речевого развития
дошкольников..
Литература
основная:
1.
Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь развития речи
на занятиях // Воспитание умственной активности детей дошкольного возраста. –
М., 2006.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И.
Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2008. – Гл.
3.
3. Богуш А.М. Речевая
подготовка детей к школе. – Киев, 1984. – С. 8-20.
4. Занятия по развитию речи в
детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993.
5. Тихеева Е.И. Развитие речи
детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981.
6. СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛОВ ПО
ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА.
Литература
дополнительная:
1.
Аршуанова А.Г., Юртайкина Т.М. Формы организованного
обучения родному языку и развитие речи дошкольников // Проблемы речевого
развития дошкольников и младших школьников / Под ред. А.М. Шахназаровича. – М.,
2003.
2. Гербова В.В. Занятия по
развитию речи. – М., 2008, 2009 и другие издания.
Практическая часть.
1. Проанализировать предметно-развивающую
среду в одной из возрастных групп ДОУ,
2. Сделать выводы
3. Разработать рекомендации для
воспитателей по оснащению предметно-развивающей среды..
Тема №8.
Методика формирования морфологической стороны речи
у детей
дошкольного возраста.
План:
1.Значение
усвоения детьми грамматической стороны речи.
2.Анализ
типичных грамматических ошибок в речи детей.
3.Методика формирования морфологической стороны речи
детей младшего и старшего дошкольного возраста.
.
Литература
основная:
1. СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛОВ ЗА
ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА.
2. Бородич А.М. Методика
развития речи детей. – М., 1981. – С. 120-127.
3. Тамбовцева А.Г. Формирование
грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под
ред. Ф.А. Сохина. – М., 2010. – С. 105-123.
4. Тамбовцева А.Г. Формирование
структуры предложений (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. –
2007. - №2.
5. Соловьёва О.И. Альбом по
развитию речи «Говори правильно». – М., 2006.
Литература
дополнительная:
1.
Калмыкова Л. Работа по формированию грамматического
строя речи // Дошкольное воспитание. – 2011. - №1.
2. Федоренко Л.П. и др.
Методика речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – С. 107-123.
Практическая часть.
1. Разработать 2-3 упражнения
на формирование морфологической стороны речи у детей 3-6 лет..
2. Проанализировать пособие О.И.
Соловьёвой «Говори правильно», привести примеры упражнений на одну из задач по
морфологии.
Тема №9.
Развитие диалогической речи
в процессе
рассматривания картин.
План:
1.
Особенности восприятия и понимания картин детьми
дошкольного возраста.
2. Типы картин для детских
садов. Требования к картинам.
3. Методика рассматривания
картин в возрастных группах.
Литература
основная:
1.
Короткова Э.П. Повышать активность детей на занятиях с
картиной // Дошкольное воспитание. – 2006. - №2.
2. Люблинская А.А. Восприятие
картинки // очерки психического развития ребёнка. – М., 2005. – Гл. 5. – С.
169-173.
Литература
дополнительная:
1. Рубинштейн С.Л. К вопросу о
стадиях наблюдения. К психологии речи // Проблемы общей психологии. – М., 1996.
2. Тихеева Е.И. Развитие речи
детей. – М., 1981. – С. 71-82.
3.Подобрать
статьи из журналов ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ и ОБРУЧ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА.
Практическая часть.
1.
Проанализировать (письменно) серии картин для детского
сада и методические указания к ним.
2. Определить программное
содержание и вопросы к занятию по рассмотрению картин в зависимости от её
содержания и возрастных особенностей детей (любая группа).
Тема №10.
Развитие монологической речи в процессе
рассказывания по картинам.
План:
1.
Виды детских рассказов по картинкам.
2. Методика обучения описанию
предметных и сюжетных картин.
3. Методика обучения
повествовательным рассказам по серии сюжетных картин..
4. Специфика обучения описанию
пейзажной картины и натюрморта.
Литература
основная:
1.
Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.,
2007.
2. Гербова В.В. Составление
описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2011. – №9.
3. Зрожевская А.А. Обучение
монологам – описаниям // Дошкольное воспитание. – 2011 - №12.
4. Короткова Э.П. Обучение
рассказыванию детей дошкольного возраста. – М., 20082. – С.30-40, 54-63, 88-98.
5. Любимова Н.В. Обучение
описанию пейзажа // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4.
6. Ушакова О.С. Связная речь //
Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – С.129-135.
7. Ушакова О.С., Смирнова Е.А.
Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин //
Дошкольное воспитание. – 2007. - №12.
Литература
дополнительная:
1.
Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе
ознакомления с природой. – М., 2008.
Практическая часть.
1.
Придумать образец повествовательного монолога по
картине.
2. Придумать образец описания
пейзажной картины.
3. Разработать конспект занятия
по обучению детей рассказыванию по картине (любой тип высказывания).
Тема №11.
Обучение дошкольников творческому рассказыванию.
План:
1.
Своеобразие и значение творческого рассказывания в
детском саду.
2. Этапы обучения творческому
рассказыванию. Взаимосвязь обучения и творчества.
3. Условия, необходимые для
обучения творческому рассказыванию.
4. Виды образовательной
деятельности по обучению дошкольников творческому рассказыванию
5. Методика обучения
творческому рассказыванию.
Литература
основная:
1.
Короткова Э.П. Воспитывать интерес к творческому
рассказыванию // Дошкольное воспиание. – 1972. - №6,7.
2. Короткова Э.П. Обучение
рассказыванию в детском саду. – М., 1982.
3. Пеньевская Л.А.
Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Обучение в детском
саду. – М., 1950.
4. Сухомлинский В.А. Сердце
отдаю детям // Изб. пед. соч. – М., 1979. – Т.1. – С.46-62.
5. Тихеев Е.И. Развитие речи
детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981.
Литература
дополнительная:
1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе
ознакомления с природой. – М., 2007.
1. Ворошина Л.М. Творческое
рассказывание // Дошкольное воспитание. – 2006. - №9.
2. Родари Дж. Грамматика
фантазии. – М., 2006.
3. Развитие речи детей
дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – 141-144.
4. Художественное творчество и
ребёнок. – М., 2004. – Раздел 1. – Гл.3 – С.39-48.
5. Ушакова О.С. Развитие
словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. – 2002. - №9.
Практическая часть.
1.
Придумать образец начала рассказа продолжения его
детьми седьмого года жизни.
2. Разработать конспект
занятия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев