"В нежной Аквитании, засаженной виноградниками, богатой пастбищами, усыпанной лесами, Алиенора, герцогиня, завтра станет королевой Франции и Аквитании, восхвалим Деву.
Во дворце Омбриер, тысячи приглашенных устроят пир в летнем саду. Бароны и принцы, виконты и сеньоры, прелаты, епископы приехали сюда", – пели трубадуры.
Кто первый приготовил вино? Это один из тех вопросов, на которые нет однозначного ответа. Каждая цивилизация приписывает это изобретение на свой счет. Во Францию виноделие пришло вместе с Римлянами, хотя не все французские историки разделяют это утверждение.
Но даже если Галлы выращивали виноград до Римлян и, возможно, в каких-то регионах уже делали вино, культуру виноделия и виноградарства им подарили все же Римляне. Последним же этот дар был преподнесен Греками, а те же в свою очередь, унаследовали его от Египтян… Сама же виноградная лоза спустилась к нам с Кавказских гор. Да, да, именно с Кавказа. Причем, до ледниковых эпох Рисс и Вюрм виноградная лоза росла дикарем повсеместно. Однако с ухудшением климатических условий как на Западе, так и на Востоке, лоза нашла себе надежное пристанище – Кавказские горы, которые спрятали ее от холодных течений Атлантики и ледяных ветров Сибири. После потепления, виноград продолжил свой триумфальный марш по всему миру.
Виноделие в Бордо. Истоки
Трудно сказать, где был разбит первый виноградник в Бордо и кто стоял у истоков зарождения виноделия в этом регионе. Однако можно предположить в каком веке здесь стали разбивать виноградники. Греческий географ Страбон (58 до н.э. – 21 или 29 н.э), посетивший Бурдигалу (а именно так назывался Бордо в те далекие времена), не счел нужным упомянуть о местных виноградниках. Скорее всего, в ту эпоху их здесь просто не было. Однако уже Плиний Старший (23 – 79 н.э.), автор "Естественной истории", описывая с особым интересом культуру виноделия Галлии, не забыл упомянуть о сорте винограда Битурика (Biturica), который выращивали на берегах Гаронны. Таким образом, виноделие в Бордо зародилось приблизительно в середине I века н.э.
Существует два мнения о происхождении сорта Битурика:
1 - Сходство между битурикой и cocolubis говорит в пользу испанского происхождения бордоского сорта;
2 - Сходство между битурикой и эпирским balisca свидетельствует о том, что сорт был завезен из далекого Эпира.
Начиная с I века н.э. виноградники были разбиты по всей Аквитанской провинции, их было так много, что уже в 92 году императору Домициану пришлось не только наложить запрет на их дальнейшее распространение, но и приказал выкорчевать 50% уже существующих. Этот запрет был снят лишь в 275 году. Веком позже Авсоний, поэт и государственный деятель, родившийся в Бордо, сравнит виноградники на берегах Гаронны и Мозеля.
Однако историки не могут с точностью ответить на вопрос: "А что же было с виноделием Бордо между Авсонием (IV век) и Герцогами Аквитанскими (XII век)?" На этот счет у нас нет достоверных сведений. Все окутано мраком. А по сему, предлагаю сразу "перебраться" в XII век.
Средневековье
В 1137 году Алиенора, герцогиня Аквитании, выходит замуж за Людовика VII (королем он стал чуть позже, замуж она выходила еще за принца). Венчание состоялось в Кафедральном соборе Св. Андрея в Бордо."В нежной Аквитании, засаженной виноградниками, богатой пастбищами, усыпанной лесами, Алиенора, герцогиня, завтра станет королевой Франции и Аквитании, восхвалим Деву.
Во дворце Омбриер, тысячи приглашенных устроят пир в летнем саду. Бароны и принцы, виконты и сеньоры, прелаты, епископы приехали сюда", – пели трубадуры.Несколькими месяцами позже умирает король Людовик VI: "Король умер, да здравствует Король!" В 15 лет Алиенора становится королевой Франции. Однако спустя 15 лет по настоянию Людовика VII церковь признала их брак недействительным, и к 30 годам Алиенора становится свободной и богатой женщиной. Все ее приданное, а это земли "нежной Аквитании" (которые существенно превышали по площади королевство самой Франции), возвращаются Герцогам Аквитанским. Не прошло и 3 месяцев, как Алиенора вновь выходит замуж, в этом раз за короля Англии Генриха II Плантагенета. Именно союз Алиеноры и Генриха во много определил курс истории как самого региона, так и Франции в целом. Говорят, что именно англичане сделали из вин Бордо то, чем оно сегодня является.
В эпоху Алиеноры Аквитанской и Генриха II Плантагенета вина Бордо еще не удостоились чести украшать королевские столы. Даже при их сыновьях Ричарде Львином Сердце и Иоанне Безземельном чаще можно было встретить вина Кагора или Муассак, но не Бордо.
Переломный момент настал в XIII веке, когда в 1224 году Ла Рошель сдался французскому королю Людовику VIII. Начиная с этой эпохи к английскому столу все чаще стали поставлять вина из Бордо. Уже в середине XIII века негоцианты Бордо получили привилегии от английской короны: виноторговцам было разрешено не платить экспортные пошлины, а также дано право "примера", то есть приоритетной продажи вин Бордо с берегов Гаронны. Другие же вина должны были дождаться конца декабря. Это время называют золотым в истории виноделия Бордо. Англичане были в восторге от French Clarets, который составлял 90% от общего английского винного импорта.
Но брак Алиеноры Аквитанской и Генриха II Плантагенета принес не только радость Аквитании, но и стал ее проклятием: в 1337 году начинается Столетняя война между Англией и Францией. Причины: кризис французской династии Капитингов и земли Аквитании. Эдуард III, называемый в своих кругах Черным Принцем, был внуком Филиппа IV Красивого по материнской линии и имел больше прав на Французский престол, нежели его родственник Филипп VI Валуа. Да и пресловутая присяга верности французскому королю тоже не очень нравилась герцогам Аквитанским. Дело в том, герцоги Аквитанские, они же английские короли, должны были давать присягу верности Французскому королю, так как в Аквитании они были всего лишь герцогами, то есть подданными короля.
Столетняя война длилась ровно 116 лет и закончилась победой Французов. Последнее сражение состоялось под Кастийон Ля Батай (сегодня AOC Castillon La Bataille). Последствия войны были плачевны для жителей Бордо: налоги, отмена привилегий, разруха, выжженные виноградники… К тому же, за плохое поведение жителей Бордо Карл VII «подарил» городу замок Тромпетт (сегодня на этом месте находится площадь Кенконс), пушки которого, с одной стороны, были направлены в сторону Гаронны, чтобы напугать противника в лице Англичан, с другой, на город, дабы горожанам было неповадно звать на помощь своих союзников – англичан.
Золотой век виноделия Бордо, казалось, остался в прошлом. Разруха, серость и обида… Такова была участь Бордо XV столетия. Однако король Франции был неглуп и постепенно вернул винные привилегии, которые англичане веком ранее даровали жителям Бордо. К концу XV в. торговые обмены между Бордо и Туманным Альбионом начинают вновь налаживаться. Конечно, это уже были не те объемы: вместо 80 тыс. бочек всего 10. В общем, с 1450 по 1475 вина Бордо исчезли из винных карт англичан, а их место уже успели занять вина Германии, Испании и Португалии.
Новое время... в истории Бордо: XVII - XVIII вв.
В XVI веке винам Бордо вновь удалось завоевать дружбу англичан, также им удалось закрепиться на рынках Фландрии и северной Франции. И вот настал долгожданный XVII век, голландцы правят винным миром Бордо. Чтобы обеспечить свои колонии, разбросанные по всему миру, голландцам было необходимо много вина и, самое главное, чтобы оно было способно к длительным путешествиям. В то время в моду входят, так называемые крепленые вина, которые производились путем добавления спирта в вино.
Благодаря голландцам, обосновавшимся на левом берегу Гаронны, расширился и ассортимент вин Бордо, в обиход стали входить белые десертные вина, производимые в Сотернах и Барсаке. Для их производства сбор винограда сдвигался на более поздний период. Было замечено, что под действием особого микроклимата этих областей на ягодах развивался плесневый гриб, который облагораживал вино, делая его более сладким. По-научному этот гриб назвали ботритис серый (Botrytis cinerea) или благородная гниль. Десертное вино обладало очень ценным качеством – оно хорошо переносило перевозки, что было немаловажным фактором в то время.
XVII век – это также период зарождения крупных винодельческих хозяйств. Самое известное из них, безусловно, шато О-Брион (chateau Haut-Brion). Его владелец, Арно де Понтак – личность яркая, дальновидная. Можно сказать, он стал прародителем прямых продаж. Чтобы повысить престиж своих вин, Арно де Понтак отправил в Лондон своего сына, и открыл там таверну "Enseigne de Pontac", ставшей вскоре "единственным модным заведением во всем Лондоне". О-Брион стал первым вином Бордо, продаваемым по своим собственным брендом и узнаваемым из общей массы вин. В 1663 году Самюель Пепис писал: "Я пил французское вино, называемое Ho-Bryan, которое отличалось хорошим особенным вкусом никогда ранее не встречаемым".
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев