Всё дальше и дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны. Но время не может стереть из памяти народа 1418 дней и ночей смертельной схватки с коварным врагом.
Немного об истории нашего посёлка, что бы понять, как возник мемориальный комплекс "Скорбь народа".
До 1812 года на территории сегодняшнего поселения были целинные земли. Проходил тракт прогона скота на Москву. На большей части территории, были заросли терновника, откуда и пошло название Терновка. История поселка начинается, когда эти земли были дарованы графу Раевскому в 1812 году. На Терновские земли Н.Н. Раевским были завезены крестьяне с других губерний. Построены для них бараки. Распахали четвертую часть земель. Кроме земледелия занимались животноводством. Разводили овец и крупный рогатый скот. По инициативе В.И. Ленина в ноябре 1918 года был издан декрет об образовании 800 совхозов на базе крупных помещичьих, монастырских и удельных землях. Одним из таких совхозов был Терновский, образованный на землях графини Раевской и названный тогда четвертым Коленовским – по названию района. Совхоз занимался прибыльной отраслью растениеводства – как производство семян сахарной свеклы, постепенно набирал рост производства и богател.
Но мирный путь жителей поселка прервала Великая Отечественная война. В тот воскресный жаркий и солнечный день на стадионе шли спортивные соревнования. Море народу. Съехались со всех поселков, шум, смех, выкрики болельщиков и вдруг… на радиоузле услышали речь Молотова – о нападении фашистской Германии на СССР. Заведующий клубом Бондаренко И.Н. пришел на стадион и с кузова автомобиля сообщил о случившемся. Так Терновцы узнали о войне. Праздник мгновенно кончился. На следующий день стали вручать повестки с приказом явиться в военкомат. Проводы, плачь и так каждый день. Опустел, притих поселок. И в этот трудный час за руль тракторов и автомашин сели женщины.
В совхозе остались старики, женщины, подростки. Надо было работать: кормить армию, город, себя. Жители с силами и временем не считались. С раннего утра и до позднего вечера - в поле. Жить стало трудно. Но все помыслы были направлены на то, чтобы выстоять, победить. После появления эвакуированных жили в одной квартире по две – три семьи.
Приближался фронт. В 1942 году он подошел к реке Дон, а это 100 – 120 км от Терновки. Это уже прифронтовая полоса. Началась мобилизация населения, особенно девчат-подростков 15-16 лет на оборонительные работы – рыть окопы. По вершинам и склонам Каменной балки рыли окопы. И сейчас еще эти рукотворные памятники напоминают о тех, теперь уже далеких временах. Враг рвался к Сталинграду, а левым флангом на Саратов. Немецкие самолеты летали над Терновкой. Бомбили прилегающие железнодорожные станции – Абрамовку, Елань-Колено, Сахарный завод.
Из Терновского сельского Совета было призвано, ушли воевать 531 человек, вернулось только половина – 254 человека. Многие из них по несколько раз раненые, инвалиды.
Хозяйственные работы не прекращались, несмотря на близость фронта. Знатными трактористами во время войны стали Покуса Е.И., Матвиенко А.И., Бачарникова М., Снопова А., Власова М. Руководил тракторной бригадой эвакуированный Пышняк Василий Иванович.
Осталось в хозяйстве немного автомобилей. За руль сели девчата, не побоялись мужской профессии. Среди них: Ворожеева А.И., Едрышова Наташа – в ходе войны была призвана в армию и погибла в марте 1943 года, Черникова Е.Н., Громок М. Включились в работу эвакуированные из Белгородской области шофера Лебедева Зоя, Ламокина Валя.
В страдную пору на уборку урожая выходило все трудоспособное и нетрудоспособное население. Косили косами – крюками, «лобогрейками» – конными, косилками, комбайнами. Работали все световое время. Вот имена тружеников – комбайнеров – Котелевский Н.Б., Гордеев П.П., Лосев В.П., Ивлев М.В., Бирюков П.П., Любовощенко В.П., Шабунин, Правдивцев И.З., Громок Г.И., Снопов Е.И. Одни были бронированы, другие после госпиталя, комиссованные.
Дети работали наравне со взрослыми – пололи свеклу, собирали колоски, копали свеклу. Фронт и тыл были слиты в единое желание – победить. Те, кто остался в тылу добросовестно трудились, а тот, кто ушел на фронт мужественно сражались.
Терновцы показали себя людьми не робкого десятка, а смелыми и стойкими. Так в оборонительных боях за Москву отличилась 252 стрелковая дивизия под командованием генерала Панфилова. В рядах этой дивизии сражался наш земляк старшина Леонтьев Иван Петрович, награжденный тремя орденами Отечественной войны и многими медалями, в том числе «За оборону Москвы». Николай Яковлевич Трофимов оборонял Ленинград. В тяжелейших условиях блокады: недоедание, а главное нехватка боеприпасов, но они стояли насмерть. Трофимов Н.Я. награжден орденом Славы 3 степени, медалью «За оборону Ленинграда» и другими боевыми наградами. Тяжело на фронте мужчинам, но во много раз тяжелее женщинам. Сальникова Мария Васильевна, старшина административной службы воевала в танковой дивизии, участвовала в боях на «Курской дуге» и знает, что такое бомбежка и встречные танковые бои, артналеты и когда в танках горят люди. Мария Васильевна награждена медалями «За Отвагу», «За боевые заслуги», Орденом Отечественной войны и другими наградами. Лейтенант медицинской службы фельдшер Храпова Анна Ивановна отшагала от Москвы до Кенесберга, перевязывала, выносила раненых с поля боя, спасала многие жизни. На подступах к Москве бессмертный подвиг совершил наш земляк сержант танкист Поправко Василий Федорович 1913 года рождения.
Войну начал в 1941 году. Под Москвой в одном из боев Т-34 подбили, танк загорелся. Немцы требовали сдаться. Экипаж с песнями «Интернационал» предпочел смерть, чем попасть в плен. Экипаж сгорел в танке, но не сдался. Об этом подвиге написал в книге «Провал операции «Цитадель» генерал Максименко. Местные жители похоронили героев. На холмике положили трак. Через 30 лет его жена и три дочери узнали об отце и муже. Поехали. Местные жители показали место гибели и могилу. Родные привезли с места гибели три голубых ели и посадили в центре поселка, где уже стоял мемориальный комплекс «Скорбь народа».
Масютин Иван Степанович. На войну его призвали в 1942 году. За время службы он прошел огромный путь. Воевал в Вязьме, Ельне, Смоленске, Прибалтике, Польше, Германии. За активное участие в этих боях Масютин И.С. был отмечен правительственными наградами. Он имеет орден Отечественной войны 1 степени, орден Отечественной войны 2 степени, орден Славы 3 степени, Боевые медали «За Победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», памятные медали в честь 30, 40, 50-летия Победы, юбилейные медали Советских Вооруженных Сил, медаль Маршала Жукова. После войны Масютин Иван Степанович продолжил службу в Германии в качестве коменданта города до 1946 года и только после этого он был направлен в Симферополь, где служил в 262 отдельной роте до 1952 года. И вот строки его воспоминаний: «Было это в 80 километрах от Киева. Наш командир роты, обнаруживший на опушке немецкую траншею с солдатами, повёл нас в атаку. Однако немцы открыли плотный ружейно-пулемётный огонь. Наша рота залегла и со своей стороны открыла ответный огонь. На вооружении у нас были лишь трёхлинейные винтовки да ручные пулемёты с ручными гранатами. Выбрав момент, командир дал команду забросать противника гранатами. Наш ответный огонь и особенно разрывы гранат возымели действие. Фашисты после короткой перестрелки отступили в глубину леса. Именно в этом бою я получил тяжелое ранение, после чего отправлен в госпиталь. А дальше наш путь к победе лежал через Прибалтику, Польшу, Берлин. Нами были форсированы десятки рек и речушек, построено много мостов и переправ. За это Родина высоко оценила воинский подвиг бойцов и командиров. Да и лично мне судьбой было определено провоевать всю войну, получить тяжёлое ранение, но всё-таки живым вернуться домой».
Сериков Василий Павлович. В армию его призвали в 1939 году. За время службы рядовой Василий Сериков освоил профессию механика авиации и получил звание гвардии старшины – в этом качестве с началом войны и был направлен в 160-й истребительный авиационный полк. Там готовили самолеты к боевым вылетам, ремонтировали их после полетов. В сорок третьем году номер военной части поменялся, но суть его деятельности осталась прежней: полк находился в распоряжении Ставки Верховного Главнокомандования и выполнял особые ее задания. Командовал полком сын Верховного главнокомандующего – Василий Иосифович Сталин. А В.П. Сериков вспоминал: «Видеть Сталина, конечно, случалось, но не так часто, как летчикам. Мы, механики, выполняли свою работу на земле. Ее нельзя было назвать безопасной: сколько раз ее приходилось выполнять под обстрелами и бомбежкой». Вот его боевой путь: с 22 июня 1941 года воевал на Западном Фронте, с 10 августа того же года – на Северо-Западном, с 15 марта 1942 года – на Юго-Западном, потом Брянском, Прибалтийском, 1-м и 2-м Белорусских, Берлинском. Имеет награды – орден «Красной Звезды», орден Отечественной войны, медаль «За Боевые заслуги». Хотя войну отбыл, как говорится, от звонка до звонка. Демобилизовался в 1946 году.
Фатнев Василий Андреевич. В 1941 году был призван на войну. Воевал на Курской Дуге. Попал в окружение, а затем и в плен. Это случилось. Немецко-фашистские полчища, превосходящие в живой силе и технике, рвались к столице. Войсковая часть, в которой находился земляк, была переброшена под Москву. Отступать было некуда, да и нельзя: позади Москва. Под грохот пулеметных очередей, артналетов смелому разведчику приходилось встречаться с врагом лицом к лицу. И только смелость ,и расчетливость позволяли нашему земляку с честью выполнить задание. По приказу командования он доставил «языка», за что и получил орден Красной Звезды. А впереди были долгие годы испытания, о которых и не подозревал Василий Андреевич. Окружение, тяжелое ранение с контузией и плен, нечеловеческие муки и пытки в плену, моральное и физическое истощение. Откуда только брались силы, чтобы все это выдержать, выстоять, до конца дней остаться человеком. На его груди – орден Отечественной войны II степени и медаль «За оборону Москвы».
Глущенко Петр Петрович. На войну он был призван в 1943 году. И началась фронтовая жизнь с изматывающими боями. Воевал в действующей армии на Курском направлении. Во время ожесточенных сражений был тяжело ранен в ногу. Дело было так. Бойцы закрепились на новом рубеже, вросли в землю и с трудом сдерживали атаки фашистов. Но приказ был ясен: не отступать ни на шаг. Враги освещали местность ракетами, но наших солдат прикрывали и небольшой лесок, и густой туман. Три часа шел непрерывный бой. Петр Петрович рассказывал, что он был самым кровопролитным. Обе стороны несли огромные потери, но позиций не уступали. Близкий, оглушительный взрыв мины прижал бойцов к земле. Петр Петрович пытался приподняться, но острая боль пронзила ногу, она его не слушалась. Он потерял сознание. Очнулся боец в госпитале. Ранение оказалось серьезным. Осколком разорвавшейся мины было повреждено колено. Предстояла сложная операция. Ногу сохранили, но в колено был вставлен дренаж. Так солдат в 19 лет стал инвалидом. В госпитале он повстречался с Ватутиным, командующим Воронежским Фронтом. Войну закончил под Киевом. Имеет боевые награды: орден Отечественной войны, 7 медалей.
Храпов Ю.А. участвовал в освобождении Западной Украины в 1939 году, после остался в Ровенской области. Там и встретил начало Великой Отечественной войны. Он служил в 192 Стрелковой Оршанской Краснознаменной дивизии, прошедшей путь от полей Смоленщины до стен Кёнигсберга и сопок Манчжурии. За время войны Храпов получил пять ранений, из них два - тяжелых. В самые трудные моменты сражения майор Храпов был всегда впереди своих бойцов. Артиллеристы капитана Храпова вызвали огонь на себя. Они всегда помнили свою клятву. Однажды немцы хотели отвоевать высоту, на которой расположился командный пункт артиллеристов во главе со своим командиром. Враги предприняли контратаку. Завязался бой. Вот как об этом рассказывает фронтовая газета 1941 г.: «Капитан Храпов и Симония организовали оборону и встретили немцев огнем винтовок и автоматов. Попытка врага убрать артиллеристов с позиции ударом в лоб не имела успеха. На некоторое время в районе высотки наступило затишье. Однако немцы не успокоились. Вскоре наблюдатели доложили о том, что гитлеровцы обходят высотку с флангов. Все снова заняли свои места и приготовились к атаке. У приборов остались только наблюдатели. Немцев было много. Они окружили высотку, а потом атаковали её со всех сторон. Верные своему воинскому долгу, присяге артиллеристы вызвали огонь на себя. Тяжелые снаряды усеяли высоту. Через несколько минут немцы бежали. Понесли потери и артиллеристы, но высотку удержали в своих руках». За время войны Храпов вырос от лейтенанта до майора, командира истребительно-противотанкового артиллерийского полка. Летом 1945 г. воинская часть была переброшена на Дальний Восток. Юрий Александрович участвовал в разгроме японских интервентов. За мужество и отвагу, умелое командование вверенными ему подразделениями Храпов Ю. А. награжден орденом Боевого Красного Знамени, тремя орденами Великой Отечественной войны, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За Победу над Германией и Японией», вторым орденом Боевого Красного Знамени. Ещё много можно рассказывать о подвигах наших земляков.
Все на свете имеет начало и конец. Кончилась и война. Долгожданная Победа пришла весной 1945 года. Начали возвращаться солдаты с фронта. Фронтовики сразу включились в работу. Рабочих рук стало больше. Люди начали строить новую жизнь.
В 1971 году, в самом центре поселка , установили мемориальный комплекс «Скорбь народа» в память об односельчанах, не вернувшихся с войны.Открытие памятника было торжественным, с флагами и оркестром. На церемонии присутствовали гости из района ,а также председатель сельского совета Поправка Н.Ф. и собрались все жители совхоза. Памятник построен по проекту воронежского скульптора Мещерякова в канун 25-летия Победы в Великой Отечественной войне. На пьедестале, словно на посту, замер солдат. Склонив голову, он смотрит на автомат в своих руках, будто это единственная надежда на жизнь, на мир… И, кажется, если прислушаться, можно услышать удары его сердца. А рядом с ним застыла фигура русской женщины-Матери. Она и мать, и сама Родина. В безмолвной тишине она скорбит по ушедшим сыновьям. Всю горечь и боль хранит её сердце. А за пьедесталом расположена Стена Памяти из семи мемориальных плит. На одной из них – орден Отечественной войны, на другой – дата войны, а на остальных выведены имена тех, кто отдал свою жизнь, сердце и душу Родине, и надпись «Ни кто не забыт ни что не забыто».
Мемориальный комплекс "Скорбь народа" в 2017 году был капитального отремонтирован по государственной Программе Воронежской области «Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления». На мраморных плитах выбито 120 имён и фамилий погибших в годы ВОВ наших односельчан.
Пройдет совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев Великой Отечественной войны. Наличие же памятников и мемориальных комплексов, которые рассказывают о подвигах русского народа, позволят потомкам не забывать об этих годах ,и о героях.
Эти крылатые слова «Никто не забыт, и ничто не забыто» стали для нас незыблемым нравственным законом, мерилом всего нашего общественного бытия.
“Никто не забыт, ничто не забыто” —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Потухшими листьями ветер играет.
Дождем проливным венки заливает,
Но, словно огонь у подножья гвоздика,
Никто не забыт и ничто не забыто.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1