(гемоплазмы, гемобартонеллы) кошек и собак
🔸 ВОЗБУДИТЕЛИ
Гемотропные микоплазмы (гемоплазмы), еще недавно известные как гемобартонеллы и эперитрозооны, — это мелкие, некультивируемые бактерии, лишенные клеточной стенки.
Гемоплазмы паразитируют на поверхности эритроцитов позвоночных, но не проникают внутрь клеток; широко распространены и вызывают инфекционную анемию у различных теплокровных животных, включая птиц.
Изучение гемотропных микоплазм имеет давнюю и сложную историю. Их открытие у разных животных шло независимым путем, они много раз меняли свое название и таксономию, и лишь недавно на основании филогенетического анализа эти микроорганизмы были объединены в одну таксономическую группу. На различных этапах изучения их называли и бартонеллами (Bartonella), и гемобартонеллами (Haemobartonella), и эперитрозоонами (Eperythrozoon), но по современной классификации гемотропные микоплазмы относят к роду Mycoplasma, где они образуют достаточно обособленную группу.
В настоящее время описаны 2 вида гемотропных микоплазм для собак (M. haemocanis, Candidatus M. haematoparvum) и 3 вида для кошек (M. haemofelis, Candidatus M. haemominutum, Candidatus M. turicensis).
M. haemofelis и Candidatus M. turicensis менее распространены, чем Candidatus M. haemominutum. Частота выявления M. haemofelis и Candidatus M. turicensis в разных частях света, странах и разных популяциях кошек может колебаться в пределах от 0,1 до 20…26 %, тогда как частота выявления Candidatus M. haemominutum в некоторых исследованиях достигала почти 50 %. Частота инфицирования Candidatus M. haemominutum обычно увеличивается с возрастом животного.
Наибольшая распространенность кошачьих гемоплазм отмечена в Южной Африке и Японии. Возможно одновременное инфицирование двумя и даже тремя видами гемоплазм. Частота совместного инфицирования может достигать нескольких процентов. Отмечено также, что гемоплазменная инфекция часто сопровождает инфекцию ВЛК.
Гемоплазмы собак также распространены повсеместно, но из-за латентного протекания инфекции в большинстве случаев остаются вне поля зрения клиницистов до тех пор, пока другие факторы, такие, как спленэктомия или иммуносупрессия, не приведут к развитию клинически выраженного заболевания. Следует заметить, что и география эпизоотологии гемоплазм собак значительно уже, чем гемоплазм кошек. По данным ПЦР, распространенность M. haemocanis в разных странах колеблется в пределах от 0,5 % до 40 %. У собак, как и у кошек, также возможно инфицирование одновременно двумя видами гемоплазм. Собаки, живущие в сельской местности, инфицированы гемоплазмами в большей степени, чем городские.
🔸 ФАКТОРЫ РИСКА И ПУТИ ПЕРЕДАЧИ
Механизм (способ) передачи гемоплазм для представителей семейства кошачьих остается непонятным. Успешная передача бактерий при внутривенном, внутрибрюшинном или оральном введении инфицированной крови, а также факты непреднамеренной передачи гемоплазм при переливании крови делают кровь наиболее вероятной средой, а кровососущих насекомых — наиболее вероятными векторами переноса гемоплазм. Однако целый ряд исследований на эту тему не дали однозначного ответа. Блохи, собранные с кошек, действительно могут содержать ДНК гемоплазм в очень высоких концентрациях. Однако наличие блох не увеличивало риска гемоплазменной инфекции у кошек, а видовые профили гемоплазм не совпадали у большей части животных и блох, выловленных на этих животных. Кроме того, попытки экспериментальной передачи гемоплазмоза с помощью блох оказались малоэффективными.
Посредством ПЦР гемоплазмы были обнаружены и в клещах: M. haemofelis — в некоторых иксодовых клещах в Европе, а Candidatus M. haemominutum — в голодных клещах Ixodes ovatus в Японии. Однако исследование, также с использованием ПЦР, около 2000 голодных иксодовых клещей в Швейцарии не дало доказательств присутствия ДНК гемоплазм. Кроме того, гемоплазмозы широко распространены в городских районах, где риск контакта с клещами минимален. Тем не менее, обнаружение всех 3-х видов кошачьих гемоплазм у диких кошачьих, поддерживает предположение, что дикие животные могут выступать в качестве резервуара инфекции, а членистоногие являются их переносчиками.
Сильная корреляция распространения гемоплазмоза с мужским полом у кошек в совокупности с высокой частотой сопутствующей ретровирусной инфекции указывает на возможность прямой передачи гемоплазм через укусы и раны при драках и агрессивных контактах животных. В пользу этого свидетельствуют и факты развития инфекционной анемии у кошек через несколько недель после драк, и известная связь между укусами и возникновением абсцессов у кошек. Однако эти случаи могут указывать не на механизм заражения, а на реактивацию инфекции после напряженной схватки или раневого укуса.
Гемоплазмы были также обнаружены в слюне и кале экспериментально зараженных кошек на ранних стадиях инфекции, а также в слюне, деснах, ногтевых ложах у естественно инфицированных кошек, хотя содержание бактерий в этих образцах было низким. Попытки заразить кошек гемоплазмами Candidatus M. turicensis при подкожном введении инфицированной слюны, или при оральном приеме 0,5 мл инфицированной крови были неэффективными, в отличие от подкожной инокуляции всего лишь 10 мкл инфицированной крови, которая привела к успешной передаче микроба. В виду генетического сходства между Candidatus M. turicensis и гемоплазмами грызунов (M. coccoides и M. haemomuris), последних также рассматривали в качестве потенциального резервуара кошачьих гемоплазм, но на сегодняшний день в популяции грызунов кошачьи виды гемоплазм найдены не были [49], что не поддерживает гипотезу об алиментарном пути передачи кошачьих гемоплазм.
Возможна передача инфекции от матери к потомству, но при этом остается неизвестным, происходит ли эта передача внутриутробно (трансплацентарно), во время родов или с молоком матери при кормлении.
Эпизоотология осложняется распространенностью бессимптомных носителей. Пока непонятно, могут ли кошки с латентной инфекцией распространять микроорганизм, или же его передача происходит только в клинически активной фазе инфекции. Таким образом, естественные пути заражения гемоплазмами кошек остаются неясными, но возможность передачи возбудителя при переливании крови диктует необходимость проверки потенциальных доноров на носительство гемоплазм посредством ПЦР.
🔸 ПАТОГЕННОСТЬ И КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
По-видимому, самым высоким патогенным потенциалом обладают M. haemofelis, так как заражение этим возбудителем практически всегда ассоциировано с развитием клинически выраженного заболевания. Остальные гемоплазмы вызывают клинические симптомы только при отягощении дополнительными факторами. Распространенность Candidatus M. haemominutum у анемичных кошек находится на том же или более низком уровне, чем распространенность у неанемичных кошек, тем самым указывая, что инфицирование Candidatus M. haemominutum не связано с анемией. Патогенный потенциал Candidatus M. turicensis также низкий, хотя они вызывают умеренную анемию у кошек после экспериментальной инокуляции небольшого количества бактерий.
Дополнительные факторы, например, другие инфекции или иммуносупрессия, могут играть важную роль в развитии анемии у кошек, инфицированных Candidatus M. turicensis.
Гемоплазменная инфекция у кошек клинически может протекать от бессимптомного носительства до острой анемии, угрожающей жизни животному, в зависимости от восприимчивости организма и степени патогенности возбудителя.
Предрасположенность к инфекции увеличивается с возрастом животного и при наличии других хронических инфекций, особенно ВЛК. Риск развития заболевания возрастает при иммуносупрессии и спленэктомии. Инкубационный период после заражения экспериментальных кошек M. haemophelis до появления клинических признаков может длиться от 2 до 34 дней.
Острая фаза заболевания обычно продолжается от 3 до 4 недель при отсутствии лечения и выражается тяжелой анемией и бактериемией. При этом гематокрит резко снижен, что часто коррелирует с появлением микроорганизмов в мазках крови.
Острая инфекция М. haemofelis может закончиться гибелью животного в результате гемолитической анемии, сопровождающейся массивной бактериемией. На пике бактериемии гематокрит может упасть ниже 20 %.
Заболевание проявляется вялостью, анорексией, лихорадкой. Гипертермия носит волнообразный характер с пиками в периоды наиболее высоких концентраций микроба в периферической крови.
Иногда отмечают спленомегалию и желтуху, которая вызывается, главным образом, внесосудистым гемолизом.
Картина крови, ассоциированная с М. haemofelis, как правило, сопровождается анизоцитозом и полихромазией с увеличением абсолютного числа ретикулоцитов.
Большинство инфекций с Candidatus M. haemominutum являются хроническими и не связаны с анемией или другими клиническими симптомами. Тем не менее, экспериментальное заражение кошек Candidatus M. haemominutum может первоначально сопровождаться незначительным снижением гематокрита, который обычно нормализуется через 4…6 недель. После заражения количество бактерий в крови (по результатам измерений количественной ПЦР) постепенно увеличивается и достигает плато. По-видимому, Candidatus M. haemominutum все же может играть определенную роль в патологии. Описаны случаи острой гемолитической анемии у домашних кошек, когда никакого очевидного возбудителя кроме Candidatus M. haemominutum выявлено не было.
У кошек с сочетанной инфекцией ВЛК и Candidatus M. haemominutum обычно развивается более выраженная анемия, чем у кошек, инфицированных только гемоплазмой. Кроме того, кошки, зараженные одновременно ВЛК и Candidatus M. haemominutum, бывают более склонны к развитию миелопролиферативной болезни, чем кошки, инфицированные только ВЛК. Вполне возможно, что существуют штаммы Candidatus M. haemominutum, различающиеся по вирулентным свойствам, хотя экспериментальных доказательств, подтверждающих такое предположение, нет.
В хронической стадии кошачьей инфекционной анемии признаки болезни неспецифичны. Со временем могут проявиться общая слабость, плохой аппетит, исхудание, анемичность слизистых оболочек; кошки мерзнут, ищут теплые места. При носительстве клинические признаки могут вообще отсутствовать. При латентной форме заболевания у животного возможна реактивация возбудителя под действием стресса, в результате чего начинают проявляться клинические признаки болезни. Провоцирующими моментами служат кастрация и другие оперативные вмешательства, рождение и вскармливание котят, инфекционные заболевания, драки. Анемичные кошки, инфицированные вирусами иммунодефицита или лейкемии, с высокой вероятностью могут быть дополнительно инфицированы и гемоплазмами.
Инфекция гемоплазмами у собак протекает практически бессимптомно. Гемолитическая анемия может развиваться у иммуносупрессированных собак или у животных с удаленной селезенкой. Сопутствующие бактериальные или паразитарные инфекции способны провоцировать развитие выраженной формы гемоплазмоза.
🔸 ДИАГНОСТИКА
Гемотропные микоплазмы не растут на искусственных средах или культурах клеток, поэтому для их обнаружения невозможно использовать микробиологический подход. Микроскопия мазков крови хотя и имеет очень низкую чувствительность, но до недавнего времени была единственным доступным диагностическим методом обнаружения гемоплазм. В мазках крови M. haemofelis и M. haemocanis обнаруживаются в виде кокков, палочек или колец, размером 0,6 мкм, иногда образующих короткие цепи от 3 до 6 организмов. Candidatus M. haemominutum и Candidatus M. haematoparvum имеют меньшие размеры (0,3 мкм) и не образуют цепочки.
Цитологическое выявление осложняется скоротечностью и цикличностью бактериемии. При микроскопии мазков крови кошек с острой гемолитической анемией периоды выявления клеток M. haemofelis составляют менее 50 % продолжительности инфекционного процесса, так как микроорганизмы могут исчезнуть в течение нескольких дней, прежде чем вновь появиться в мазках крови при следующем обострении инфекции. Таким образом, единственное отрицательное исследование не гарантирует надежного результата, и только серия анализов мазков крови с интервалом в несколько дней позволит полностью исключить гемоплазмоз.
Candidatus M. haemominutum и Candidatus M. haematoparvum не образуют скоплений и цепей, что снижает вероятность обнаружения их посредством микроскопии. Candidatus M. turicensis никогда не обнаруживается при цитологических исследованиях.
Клетки Candidatus M. haemominutum, как правило, не видны в мазках крови у хронически инфицированных кошек. Candidatus M. haemominutum хотя и меньше по размерам, чем M. haemofelis, но на практике посредством микроскопии невозможно различить эти два вида только по размеру. Таким образом, при микроскопии удается обнаруживать только M. haemofelis (или M. haemocanis) и в некоторых случаях Candidatus M. haemominutum. Рекомендуется исследовать свежие мазки, так как гемоплазмы могут отделяться от эритроцитов в присутствии ЭДТА — стандартного антикоагулянта при взятии крови.
Следует учитывать возможность получения ложноположительных результатов из-за образования осадков красителя, а также неверной интерпретации базофильной зернистости эритроцитов и телец Howell-Jolly.
Наиболее эффективным методом диагностики гемоплазмозов сегодня следует признать ПЦР, хотя и в этом случае есть сообщения о невозможности обнаружить ДНК гемоплазм в кровотоке кошек — бессимптомных носителей. Впрочем, отрицательные результаты ПЦР исследований бывают вызваны несовершенством используемых тест-систем.
Положительные результаты не обязательно означают, что инфекция приведет к анемии кошки. Особенно это касается Candidatus M. haemominutum и Candidatus M. turicensis. Однако наличие гемоплазменной инфекции всегда означает риск развития заболевания при наложении других инфекций или при снижении иммунного статуса по различным причинам. Следует учитывать, что прием антимикробных препаратов способен привести к ложноотрицательным результатам при ПЦР-диагностике, поэтому исследовать нужно до начала антибактериальной терапии
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев