Что происходит в новогоднем лесу? Как встречают праздник зайчата? Какие подарки дарят бельчатам? На эти вопросы с помощью своего творчества отвечал на протяжении более чем 30 лет художник-иллюстратор Владимир Зарубин. А тиражи его открыток превысили 1,5 миллиарда!
Ещё Владимира нередко называют художником, который нарисовал наш Новый год. Но мало кто знает, что судьба этого человека была совсем не такой безоблачной, как сюжеты, которые он придумывал...
Родился Владимир Зарубин в 1925 году в небольшой деревне Андрияновке в Орловской области: он был третьим ребенком в семье. Володя любил рисовать, а самая первая работа 5-летнего художника привела взрослых в восторг: на альбомном листе была изображена бегущая лошадь, из-под хвоста которой сыпались «яблоки». Картинку передавали из рук в руки, мальчика хвалили... Обе эти темы — животные и юмор — так навсегда и остались главными в творчестве Зарубина.
Детство Володи было счастливым: родители поддерживали любые начинания сыновей. Но в 1941-м сказка закончилась: началась война. Братья Зарубины впервые расстались: старшие братья ушли на фронт, а Володя оказался в оккупации, и его с остальными подростками угнали в трудовой лагерь в Руре. Это был настоящий ад: юноша насмотрелся на пытки, смерть и чужие страдания, сам перенес немало издевательств. Едва не погиб: только чудом Зарубина не расстреляли. В 1945 году всех пленников освободили.
Владимир вернулся домой, устроился на завод. Поступил в вечернюю школу, потом в университет. И, конечно же, продолжил рисовать. Вскоре Зарубин стал заводским художником. Но однажды Вова увидел объявление: «В студию "Союзмультфильм" набираются слушатели на курсы мультипликаторов». Зарубин бросил завод без колебаний. И вскоре у него началась совсем другая жизнь.
Мало кто знает, но художник был автором образов из сотни любимых советских мультфильмов: «Маугли», «Ну, погоди!», «По следам бременских музыкантов», «Раз — горох, два — горох», «Тайна третьей планеты», «Жил-был пёс» и множества других. Всего вместе с другими художниками студии Зарубин нарисовал 103 мультфильма!
В «Союзмультфильме» успехи Зарубина неоднократно отмечали: он считался одним из лучших мультипликаторов. Вот только никто не знал, какой ценой ему это дается. Сын Владимира потом рассказывал: его отец отдавал все силы любимому делу. Но работа была очень сложной: жить приходилось между двух огней.
С одной стороны, Зарубина окружали творческие люди. С другой — сверху спускали планы и правила, стол был всё время завален накладными и нарядами. И, наконец, вокруг хватало блата: имелись на студии и «детки» высокопоставленных родителей, начисто лишенные таланта, но мнящие себя гениями и использующие связи, чтобы добиться успеха.
Открытки Владимир начал рисовать едва ли не случайно. Нервная жизнь мультипликатора с планами и жесткими сроками изматывала его, и художник решил завести хобби, которое позволяло бы заниматься любимым делом и в то же время отвлекаться от сложной работы.
В 1962 году издательство «ИЗОГИЗ» выпустило две первых новогодних карточки Зарубина.
Эпоха соцреализма была очень строга к любому виду творчества, а тем более – к тому, которое «шло в массы», поэтому каждую новую картинку должен был одобрить худсовет. Первые образцы ежиков и зайчиков ставили членов комиссии в тупик: что это – новое слово в советском искусстве или образчик капиталистического упадничества?
Зарубин, сталкиваясь в отказами, всякий раз расстраивался. Для него зверята были живыми, настоящими. Как-то его заставили перерисовать весеннюю открытку, на которой Ежик дарит Ежихе леденец на палочке. Придирка была смешной: «Где вы видели ежей в сапогах?» Худсовет объявил: либо обувка исчезает, либо в тираж картинка не идет. Владимир переделал иллюстрацию, но Ежика ему было жалко до слез, ведь холодно стоять босиком в мартовском снегу! И одну лапку ему художник приподнял — чтобы не мерзла...
А вот простой народ не беспокоили звери, разгуливающие в ботинках, пьющие чай или обменивающиеся подарками. Простые люди обожали открытки Зарубина, которые стали неотъемлемой частью всех праздников. Никого не интересовали пионеры: в киосках все скупали картинки с медвежатами и зайцами, чтобы именно на такой открытке написать теплые пожелания близким.
Для художника, рисующего открытки, Владимир Зарубин был достаточно известен. У него скоро появились поклонники, которые писали мастеру. Современники вспоминают, что он всегда отвечал на эти письма. Характер этого человека был, наверное, с первого взгляда виден в его работах: искренний, открытый, очень добрый – именно таким он был и в жизни.
Вскоре стало понятно, что вместо хобби Зарубин обзавелся еще одной нервной работой: слушать критику сказочных сюжетов ему было тяжело и неприятно. Художник трудился почти круглосуточно, но не мог расстаться ни с одним из своих призваний. В 1973 году Владимир стал победителем соцсоревнования на студии — и получил первый инфаркт. После этого на «Союзмультфильме» он появлялся всё реже, предпочитая работать в квартире. А со временем и вовсе уволился и переключился на открытки и почтовую миниатюру.
1990-е выбили художника из колеи. Жизнь стремительно менялась, а подстраиваться под новый мир в 70 лет — не самая простая задача. Зарубин продолжил рисовать: для себя — пейзажи, для заработка — открытки. Его сын рассказывал, что работы отца продолжали пользоваться спросом. Маленькое издательство, с которым сотрудничал Зарубин, во многом благодаря ему и поднялось. Но относились там к художнику отвратительно: задерживали гонорары и намекали, что работы Владимира никому не нужны и берут их из жалости.
В какой-то момент платить Зарубину перестали, но продолжали требовать новые открытки. Год Владимир не получал никаких денег. Устав ждать, художник позвонил и услышал в ответ: «И не собираемся вам платить, фирма разорилась!» Сразу после этого разговора у художника случился очередной инфаркт. Владимир Иванович скончался на руках жены и сына. Ему было 70 лет.
Всего было напечатано более 1.5 миллиардов открыток Владимира Зарубина. Их помнят все, кто вырос в советское время. Смотришь на любую — и погружаешься в праздник: смеются белки, поют зайцы, медведь играет на гитаре, Дед Мороз и Снегурочка раздают подарки...
Сам Зарубин говорил в одном из последних интервью, что рисуя своих зверушек, он всегда надеется, что это поможет людям стать чуть добрее...


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Спасибо волшебный мастер, что подарили нам такую красоту и положаете дарить до сих пор.