Образование как общественная ценность, соц.-культурный феномен и педагогический процесс.
Понятие образования отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и понимается как процесс передачи накопленных поколениями знаний, опыта и культурных ценностей. Соответственно, образование является общественным явлением и выполняет социокультурные функции: является способом социализации личности и преемственности поколений; средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники; ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и ин-дивидуальности; обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов. Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня (дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального, высшего и послевузовского образования). Педагогический процесс всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический. Под образовательным процессом понимается совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с гос. образовательным стандартом, это процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания. Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание. Образование (воспитание в широком смысле слова) как функция человеческого общества – овладение совокупностью общественного опыта. Обучение – овладение знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. Воспитание в узком смысле слова – формирование соц., нравственных, эстетических отношений, чувств, взглядов, убеждений, привычек, поведения. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности. Основными компонентами структуры образовательного процесса являются: целевой (определение целей образования); содержательный (разработка содержания образования);операционно-деятельностный (способы, средства и формы образования);стимулирующе-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании); оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости).
#10
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев