Матвеевский Майдан
Что нам известно об этом поселении , ставшим в 1779 году селом с Никольской церковью ?
Здесь родился 12 (24) марта 1877 года Алексей Силычь Новиков-Прибой.
Тогда село относилось к Спасскому уезду Тамбовской губернии. Отец его — Силантий Филиппович, был кантонистом, отдал военной службе 25 лет. Мать была полькой. Алексей обучался грамоте у дьячка, затем в церковно-приходской школе. Воспитывался в семье со старшим братом Сильвестром.
На фото 1934г. , когда А.С.Новиков-Прибой приезжал в родное село, на заднем плане ещё видны контуры Никольской церкви, которая потом была разрушена.
В краеведческой литературе по поводу названия две версии. Первая гласит , что название по землевладельцу Матвееву. Смею предположить, что у казенной земли владельцем был царь, а Матвеев среди них не знаю...
Вторая : "названия села не установлено. Но среди жителей существует легенда о том, что когда-то здесь, на берегу ручья Журавка, поселился беглый крестьянин Матвей, и он якобы стал здесь жить вдали от барского своеволия. Затем к нему присоединились и другие беглецы."
Обычно легенды не подтверждаются при изучении документов в архивах, т.к. народные предания прошли через " призму " времени не одно столетие. Но , как говориться , пути Господни неисповедимы! Далее в первой ревизии поселения мы увидим крестьянина Павла Матвеева 70 лет , быть может его отец и был тем беглым Матвеем...
Попробуем приоткрыть завесу истории и найти истоки поселения.
В серии книжек Н.В. Божьева "Сасовский край от А до Я", которые можно почитать в Сасовской библиотеке, в статье про Амесьево есть упоминание поселения в 1660г. К сожалению источник не приведён ...(приведён тоже от А до Я. И найти документ затруднительно.)
" Первое упоминание деревни " Амесевой" мы нашли в грамоте царя Алексея Михайловича ( Романова) от марта 1660 года, которая дана была князю Якову Куденетовичу Черкасскому и по которой велено ему " завести " будные станы в Кадомском уезде от речки Цны и от деревни Амесевой до деревни Анисьевой , и от того валом по мордовскую деревню Глушневу до перевалу , и по речке Парца и по иным урочищам при условии, если " будут те леса не дворцовые, и не монастырские, и не мордовские, и в угодья никому не отданы".
Эта грамота даёт и точку отсчёта для наших Майданов, которые очевидно возникли после этой даты.
Майданами , бутами называли " заводы " по переработке древесины смолокурни, дегтярни, поташное производство, производство углей для кузниц. В результате этой деятельности человека, образовывались площади свободные от леса — майданы.
Естественно поселения назывались двойным именем, что бы различать майданы, буты.
Поташ – углекислый калий, хорошо растворимое в воде вещество. Поташ был очень дорогостоящим продуктом - его продавали за валюту в страны Европы. Поташ использовался в мыловарении, в производстве стекла, для выделки кож, в ткацком производстве, для производства пороха.
Государство эту торговлю и поташное производство держало в своих руках и с самого начала существования это была экспортоориентированная отрасль казенного производства. Для управления ею в 1708 г. была создана Починковская поташная контора в селе Починках Нижегородской губернии.
Труд крестьян , мастеровых на этом производстве был очень тяжелый и приравнивать крестьян к государственным можно только по названию , а не по уровню благосостояния.
Матвеевский , Пичкиряевский , Боковой , Шевалеевский , Поляковский - Майданы , а так же Салтыково ( Спаское, Буты тож.) , Новое ( Буты ) , Старые Буты ( из которых и образовалась Новая см.овраг на карте Менде ) — целый пласт поселений , загадки которых по истории возникновения , ушли в прошлое краеведов-сказочников.
Дела доступны на мониторах в читальном зале РГАДА.
Для потомков крестьян поташного производства , свои корни надо искать в записях Починковской конторы. Не смотря на нахождение поселений в Шацкой и Кадомской округах, я их нашёл в Починковской волости.
Если нахождение МК и РС 19 века не вызывает сложностей, то и 18 век есть в наличии!
РГАДА 350Ф. Оп.2 ч.1 след. дела:
д. 2669 - РС 1719г.
д. 2674 - книга переписная, окладная недействительных церковнослужителей, черносошных (русские и мордва) крестьян Починковской волости, Саранского Учуевского, Саранского Лемдеевского майданов, мастеровых людей (будники, поливочи) поташного дельного завода Саранского Сивильского майдана, черносошных крестьян Сарминского, Сакаевского, Полховского, Шевалеевского, Шацкого, Матвеевского, Пичкиряевского, Поляковского, Шацкого бокового майданов Починковского присутствия Шацкой провинции после 1722 г. (лл. 210-433)
д. 2675 - книга переписная государственных черносошных, помещичьих, ясачных (русские и мордва) крестьян, мастеровых людей замшевых, камзольных, шляпных заводов и поташных промыслов, церковнослужителей и солдат Поташной конторы Починковской волости Шацкой провинции за 1748 г. (лл. 3-485)
д. 2676 - книга переписная выбывших после 1-й ревизии помещичьих, монастырских, дворцовых (русские и мордва) крестьян, казаков Макуловской волости Залесского стана // книга переписная выбывших после 1-й ревизии однодворцев и государственных (мордва), приписанных к майданам, крестьян, дворовых людей, солдат Починковской, Водской, Сергачской волостей Починковского присутствия Шацкой провинции // 1748 г. (лл. 1-497)
д.2677 1 — 1166 (1762-1770гг.)
1762-1765 гг. Сказки о крестьянах Ведомства лейб-гвардии конного полка, Поташной конторы, ясачных новокрещенах (мордва), помещичьих крестьянах, мастеровых людях Пичкиряевского, Березовского, Лун?инского, Солдамановского, Толского, Чеварлеевского ( Шевалеевского), Матвеевского, Поляковского, Полховского, Сакаевского, Сарминского, Лемдеевского майданов, Пичкиряевского, Лашкоемовского, Матвеевского, Тумлеевского гартов Починковской волостей Шацкой провинции (л. 1-870, 885-1136).
Совершим путешествие во времени с помощью машины времени фирмы " РГАДА " в эпоху Петра Великого.
РГАДА 350-2-2669 ( составитель Пичугин С.А.):
"(Л.789) 1719 го октября в 20 день по имяному Великого государя царя и Великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу ради росположения полков армейских крестьян всего государства о подачи скаски на починках в канцелярию перед камендантом Федором Федоровым Хрущовым с товарыщы починковские доли Шацкого Матвеевского Майдану староста Сергей Иванов редовые Петр Павлов Нестер Алексеев по евангельской заповеди Господни еже ей ей в правду сказали в том Майдане дворового числа у них крестьянских тяглых шесть дворов в них по имяном мужеска полу : Во дворе Сергей тритцати Осип дватцети пяти лет Ивановы Во дворе Михайла сорока Петр тритцети Титовы у Михайла сын Иван пятнатцети у них же племянник Ерема Павлов сорока у Еремея сын Антон пяти лет Во дворе Дмитрей сорока Остафей тритцати осми лет Андреевы Во дворе Степан Лазырев тритцати лет Во дворе Нестер сорока (Л.789 об.) пяти Яким сорока у Нестера сын Андрей пяти у них же зять Михайла Иванов тритцати у Михайла сын Никита четырех лет Во дворе Павел Матвеев семидесят у него сын Петр сорока у Петра сын Григорей четырех лет
А буде мы староста Сергей с товарыщы в сей своей скаске дворовое число или в душах мужеска полу утаили и за то указал бы Великий государь учинить нам жестокое наказание бить кнутом нещадно да сверх того за всякую утаенную душу ис тех дворов в которых утайка явитца взять лутчего человека в салдаты не в зачет в положенных с нас рекрут
К сей сказке вместо вышеписаннаго старасты Сергея с таварышьщи что они вышеписаной скаске написали самою истинною правду неутая ни единыя мужесскаго полу души Шадцкаго Бокового Майдану Николавской диякон Василей Семенов по их веленью руку приложил."
Желаю успехов в поисках своих корней! Путь стандартный: ГАРО ( Рязань ), ГАТО ( Тамбов ), РГАДА ( Москва ).
В приложении фото Матвеевского начала прошлого века, фото А.С.Новикова-Прибоя 1934г. в Матвеевском, фрагменты карт Менде 1862г. и ПГМ 1790г.
Пичугин С.А. 2023г.
Комментарии 8