Боковой Майдан
По истории Бокового Майдана ничего ещё не написано. Отметились только вездесущие краеведы-знатоки :
Михайловские краеведы И. Журкин, Б. Катагощин полагают, что «Боковой» – от фамилии землевладельца Бокова.
Журкин И., Катагощин Б. ГАРО Ф. Р – 5039, Оп. 1, Д. 455, Л. 50
Как и в случае с Матвеевским Майданом это неправильно. Майданы эти принадлежали царю и ведала ими Починковская контора.
Вот рядом село Салтыково и околоток были даны Салтыковым в конце 17 века , что и отразилось в названии.
Сложно обьяснить название " боковой ", когда вокруг одни майданы - буты. Западнее села осталось название ручья - Старый Майдан. Можно предположить, что изначально поселение было там, а по мере вырубки леса, будный стан перенесли восточнее - с боку к старому майдану и от сюда пошло название поселения.
В серии книжек Н.В. Божьева "Сасовский край от А до Я", которые можно почитать в Сасовской библиотеке, в статье про Амесьево есть упоминание поселения в 1660г. К сожалению источник не приведён ...(приведён тоже от А до Я. И найти документ затруднительно.)
" Первое упоминание деревни " Амесевой" мы нашли в грамоте царя Алексея Михайловича ( Романова) от марта 1660 года, которая дана была князю Якову Куденетовичу Черкасскому и по которой велено ему " завести " будные станы в Кадомском уезде от речки Цны и от деревни Амесевой до деревни Анисьевой , и от того валом по мордовскую деревню Глушневу до перевалу , и по речке Парца и по иным урочищам при условии, если " будут те леса не дворцовые, и не монастырские, и не мордовские, и в угодья никому не отданы".
Эта грамота даёт и точку отсчёта для наших Майданов, которые очевидно возникли после этой даты.
Майданами , бутами называли " заводы " по переработке древесины смолокурни, дегтярни, поташное производство, производство углей для кузниц. В результате этой деятельности человека, образовывались площади свободные от леса — майданы.
Естественно поселения назывались двойным именем, что бы различать майданы, буты.
Поташ – углекислый калий, хорошо растворимое в воде вещество. Поташ был очень дорогостоящим продуктом - его продавали за валюту в страны Европы. Поташ использовался в мыловарении, в производстве стекла, для выделки кож, в ткацком производстве, для производства пороха.
Государство эту торговлю и поташное производство держало в своих руках и с самого начала существования это была экспортоориентированная отрасль казенного производства. Для управления ею в 1708 г. была создана Починковская поташная контора в селе Починках Нижегородской губернии.
Труд крестьян , мастеровых на этом производстве был очень тяжелый и приравнивать крестьян к государственным можно только по названию , а не по уровню благосостояния.
Матвеевский , Пичкиряевский , Боковой , Шевалеевский , Поляковский - Майданы , а так же Салтыково ( Спаское, Буты тож.) , Новое ( Буты ) , Старые Буты ( из которых и образовалась Новая см.овраг на карте Менде ) — целый пласт поселений , загадки которых по истории возникновения , ушли в прошлое краеведов-сказочников.
Дела доступны на мониторах в читальном зале РГАДА.
Для потомков крестьян поташного производства , свои корни надо искать в записях Починковской конторы. Не смотря на нахождение поселений в Шацкой и Кадомской округах, я их нашёл в Починковской волости.
Если нахождение МК и РС 19 века не вызывает сложностей, то и 18 век есть в наличии!
РГАДА 350Ф. Оп.2 ч.1 след. дела:
д. 2669 - РС 1719г.
д. 2674 - книга переписная, окладная недействительных церковнослужителей, черносошных (русские и мордва) крестьян Починковской волости, Саранского Учуевского, Саранского Лемдеевского майданов, мастеровых людей (будники, поливочи) поташного дельного завода Саранского Сивильского майдана, черносошных крестьян Сарминского, Сакаевского, Полховского, Шевалеевского, Шацкого, Матвеевского, Пичкиряевского, Поляковского, Шацкого бокового майданов Починковского присутствия Шацкой провинции после 1722 г. (лл. 210-433)
д. 2675 - книга переписная государственных черносошных, помещичьих, ясачных (русские и мордва) крестьян, мастеровых людей замшевых, камзольных, шляпных заводов и поташных промыслов, церковнослужителей и солдат Поташной конторы Починковской волости Шацкой провинции за 1748 г. (лл. 3-485)
д. 2676 - книга переписная выбывших после 1-й ревизии помещичьих, монастырских, дворцовых (русские и мордва) крестьян, казаков Макуловской волости Залесского стана // книга переписная выбывших после 1-й ревизии однодворцев и государственных (мордва), приписанных к майданам, крестьян, дворовых людей, солдат Починковской, Водской, Сергачской волостей Починковского присутствия Шацкой провинции // 1748 г. (лл. 1-497)
д.2677 1 — 1166 (1762-1770гг.)
1762-1765 гг. Сказки о крестьянах Ведомства лейб-гвардии конного полка, Поташной конторы, ясачных новокрещенах (мордва), помещичьих крестьянах, мастеровых людях Пичкиряевского, Березовского, Лун?инского, Солдамановского, Толского, Чеварлеевского ( Шевалеевского), Матвеевского, Поляковского, Полховского, Сакаевского, Сарминского, Лемдеевского майданов, Пичкиряевского, Лашкоемовского, Матвеевского, Тумлеевского гартов Починковской волостей Шацкой провинции (л. 1-870, 885-1136).
Совершим путешествие во времени с помощью машины времени фирмы " РГАДА " в эпоху Петра Великого.
РГАДА 350-2-2669 ( составитель Пичугин С.А.):
"(Л.785) 1719 года октября в 19 день по имянному великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу ради росположения полков армейских крестьян всего государства о подании скаски на Починках в канцелярии перед камендантом Федором Федоровичем Хрущовым с товарыщи с починковских в доли Шацкого Бокового Майдану староста Иван Родивонов рядовые Роман Иванов , Фадей Афонасьев по евангельской заповеди Господни еже ей ей в правду сказали в том Майдане у них дворового числа крестьянских тяглых одиннатцать дворов в них по имяном мужеска полу Во дворе Иван тритцети пяти Федосей дватцети пяти у Федосея сын Сергей трех лет Во дворе Никита Симаков тритцети у него сын Петр трех лет Во дворе Никифор Прокофьев штидесят у него сын Алексей тринатцети у него ж зять Яков Панкратьев тритцети лет Во дворе Илья Денисов сорока у него сын Андрей тринатцати лет Во дворе Захар Юрьев штидесят у него три сына Марка тритцети пяти Иван дватцети семи Василей дватцети пяти лет Во дворе Захар Епифанов осмидесят у него два сына Иван тритцети Григорей дватцети шти у него (Л.785 об.) зять Семен Михайлов тритцети пяти лет Во дворе Яким Дементьев сорока пяти лет Во дворе Фадей штидесят пяти Прохор штидесят одного Афонасьевы у Фадея два сына Емельян дватцети осми Сергей пяти у Прохора сын Петр дватцети пяти лет Во дворе Никифор Елфимов штидесят у него сын Борис двенатцети у Никифора зять Роман Иванов сорока у него ж племянник Иван Авдокимов дватцети пяти лет Во дворе Федор Денисов девяноста у него сын Маркел сорока Матвей дватцети у Маркела сын Степан девяти лет Во дворе Никита Михайлов штидесят шти у него два сына Федор тритцети пяти Терентей тритцети трех у него ж шурин Иван Максимов штидесят у Ивана два сына Логин дватцети пяти Иван шти лет
А буде мы староста Иван с товарыщы в сей своей скаске дворовое число или в душах мужеска полу утаили и за то указал бы Великий государь учинить нам жестокое наказание бить кнутом нещадно да сверх того за каждую утаенную душу ис тех дворов в которых утайка явитца взял лутчего человека в салдаты не в зачет в положенных с нас рекрут (Л.786) вместо вышеписаннаго старасты Ивана с товарыщщи что они вышеписаной скаске написали самою истинною правду не утая ни единыя мужеского полу души Шадскаго Бокового Майдану Николаевской диякон Василей Семенов по их веленью руку приложил"
По 2 ревизии видим большой прирост населения:
РГАДА 350-2-2675
(Л.461) 1745 году генваря 19 дня по скаске Боковаго Мойдану ясашные крестьяне ...
(Л.477 об.) ... Итого двести семдесят шесть душ
Начало положено. Изучив документы в ГАРО, ГАТО, РГАДА вполне можно продвинуться по своим корням до середины 17 века.
Пожелаю успехов в этом увлекательном деле!
В краеведческой литературе бытует мнение, что 1772г. поселение стало селом после строительства церкви Казанской иконы Божией Матери с теплым приделом святителя Николая чудотворца.
В 1966 году храм был уничтожен... Метрические книги хранятся в ГАРО ( Рязань ).
При изучении ревизий я обнаружил, что поселение было селом с Никольской церковью уже в 1719г. В вышеприведенной ревизии мы видим дьякона Василия Семенова , а из ревизии Пичкиряевского Майдана узнаем имя попа Никольской церкви:
"К сей скаске вместо вышеписанного сотскаго Григорья с товарыщы что они в вышеписанной скаске написали самаю истиннаю правду не утая ни единый мужеского полу души Шацкого Боковаго Майдану Николаевской поп Семеон Иванов по их (Л.792 об.) по их веленью руку приложил".
В приложении фрагменты карт ПГМ 1790г. и Менде 1862г.
Пичугин С.А. 2023г.
Комментарии 21
В 1966 году храм был уничтожен...
Хотя всего 11 дворов в поселении!
Доработал я по Бок-Майдану. Узнал и имя попа. В 1719 Боковой уже имел церковь и видно в её приходе были соседние майданы и Матвеевский и Пичкиряевский.
(Л.461) 1745 году генваря 19 дня по скаске Боковаго Мойдану ясашные крестьяне ...
(Л.477 об.) ... Итого двести семдесят шесть душ
Принцип везде один! МК в архиве современной области, т.е в ГАРО ( Рязань ) ИВ и РС в бывшей губернии, т.е ГАТО ( Тамбов ) с 3РС и ранее в РГАДА ( Москва ).
Так, что изучайте МК в Рязанском архиве.