Краткая историческая справка о возникновении поселения.
Что пишут в краеведческих очерках?:
"Село образовалось в 1527 году. До этого здесь был небольшой кишлак. Постепенно оно расширялось, ему-то и было дано название Азеево, по имени девушки Азизы. Она ехала помолиться в город Мекку, но по пути тяжело заболела и умерла в этом селе. Девушку похоронили ...."
Можно встретить и более осторожное заявление :" село образовалось, по некоторым данным, в 1527г."
Но вот этих " некоторых данных " нигде нет! И сколько Вы не будете просить горе-писателей назвать архив и номер дела -- ответа не получите.
А все потому, что данные о поселении появляются в середине 16 века.
Все началось с поиска исчезнувшего села Чарыкова. В описании к ПГМ в РГАДА есть несколько участков с названием Старое Чарыково. Нам подходят два из них : под номером 137 и 398. Но нас не интересует первый из них т.к. он большой, а нам подходит именно "Старое Чарыково пустошь", т.е. 398 участок. Его более точное расположение мы видим на ПГМ 1790г, а не на Менде 1862г.
А теперь экскурс в 1617г. из которого мы узнаем как называлась речка Азеевка в те времена.
РГАДА 1209-1-530 ( составитель И.П.Алябьев ):
"Запись 429
За Васильем за Нечаевым сыном, да за Данилом, да за Максимом, да за Левонтьем за Ондреевыми детьми, да за Федором, да за Матвеем, да за Иваном за Порошиными детьми Чарыковых село Старое Чарыкова на Масловской (Л. 870 об.) вершине, да к нему ж припущено в пашню половина починка Васьковского, что было за Иваном, да за Ондреем, да за Баженом, да за Нагаем, да за Порошею за Чарыковыми.
А в селе: церковь Стратотерпца Христова Егория, древяна, клецки, бес пения, а в церкве: образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение приходное; пять дворов помещиковых: Васильев, Данилов, Максимов, Левонтьев, Иванов; (Л. 871) двор люцкой. ....
Сена у всех вопче на Верекуце на усть Мокши по берегу, да на Ростовице по берегу, да на ущарках, да на дву дубровках на Якунска, да за Елменем на Шорхех, да на дуброве ж на Волотошевской, да на Чюхте от бора до Черной речки, да меж озера Верекутца (Л. 872 об.) и меж Глубокова озера триста копен; лес дровяной. ...."
В 1617 как видим церковь уже " бес пения ", а к 1676г. село уже запустело.
В Окладных книгах Кадомской десятины написано( ИТУАК 39 ):
"(Л .727) Церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа , другая церковь Архистратига Божия Михаила в Кадомском уезде в селе Погост за Мокшею . .....
Да к тем же церквам приписаны пустоваго приходу села Черыкова церкви святаго мученика Георгия деревня Полянки....." ( см. Мухины Поляны )
Сейчас уже нет и Богоявленского (Погост тож.). А ещё в 1911 жизнь била ключом:
" 3-й Елатомский Полтево - Пеньковский округ всех церквей в округе 15. Богоявленский Погост. Церковь старая , деревянная, теперь почти построена каменная , тёплая , трехпристольная -- во имя Богоявления Господня, св. Николая и Покрова Пресвятой Богородицы.
Дворов 527, д.м.п. 2279, ж.п. 2333, великороссы и татары, последних более 5000, земледельцы, имеют полный душевой надел земли, а некоторые 1/3 дес. надела.
В приходе четырнадцать деревень: 1). Торопово ... 6). Азеево , 25 дв., д.м.п. 85, ж.п. 73 ...."
Как видим было немного православных и в Азеево.
Отвлеклись от темы, но думаю полезно будет, а то много развелось статей, что за храм в поле перед поворотом на Б. Ляхово...
Итак верх речки Масловки! А что же ниже по течению? Если учесть, что речка стала Азеевкой, благодаря татарскому населению, конечно будущее Азеево.
И как оно описано в 1617г:
"Запись 430
За крымским за новокрещеном за Кондратьем за Теребердеевым треть пустоши, что был починок Масловской на речке на Масловке на другой стороне у вершины у Масловской, что была за Ураком за Чарыковым, а две трети тово починка за тотары, а в трети: три места (Л. 877) дворовые; пашни перелогом и лесом поросло, середние земли, шеснатцать чети с полуосминою, а доброю землею с наддачею тринатцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена усть Мокши от Верекутца до Оки пятьдесят копен, да дол на усть Мокши сорок копен, да на Отамахе тритцать копен.
А сошново письма у Кондратия, да у Осипа у Чарыковых (Л. 877 об.) в половине пустоши Кузнецова починка полполполчети сохи, и не дошло в сошное письмо четырех четвертей с осминою.
За ним же поместье в Подлесном стану.
Запись 431
За Осипом за Федоровым сыном Мухина -Чарыкова отца ево поместья половина пустоши Кузнецова починка Хмелевые поляны: пашни перелогом и лесом поросло, середние земли, девять чети с полуосминою, а (Л. 878) доброю землею с наддачею семь чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена на отхожих лугах, на речке на Мокше, на озере на Верекутце дватцать пять копен; лесу нет.
А сошным письмом списан с крыского новорещена с Кондратьевым поместьем Теребердеева с третью пустоши починка Масловского."
Вот этот починок " Масловский " 1/3 за новокрещеным Теребердеевым, а 2/3 за татары и был очевидно совсем рядом с сельцом Азеевым, а речка Масловка стала Азеевкой.
Но новое название на речку долго приживалось , хотя Азеевский Ям и село Азеево уже существовали.
/Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1551-1561 гг. Казань. Татарское книжное издательство. 2006/:
"Лета 7061-го сентября 10 в суботу прислал к Москве из Елатмова воевода князь Семен Иванович Стародубскои служилых татар Кадыша Кудинова с таварищи которые посыланы в Нагаи к Исмаиль мирзе. А писал ко царю и великому князю, что от них приехали в Елатмов сентября в шестыи день, да с ними ж вместе приехали нагаиские гонцы четыре человеки, Исмаиль мирзин человек Акбулат с таварищи. А послы идут: от Исмаиль мирзы посол его Баитерек с таварищи, а от иных мирз послы идут их люди. А всех послов и гонцов и гостей и их людей 300 человек, а лошадей с ними 2500 лошадей. А поехали они от послов наперед из-за Кадомы с Азеевсково яму."
В этом же документе и отметилось село Азеево в 1556г.
На сегодня это первое упоминание поселения:
"... Чтобы ( Л .379) князь велики пожаловал , что в селе в Азееве у Бахтеяра жонка стара, Девлетсалтаною зовут, пожалуешь мне, волен еси. Да в Цареве городке у Янгувата абыза Уста Бегишева дочь, Каракызом зовут, жонка, и тое бы мне пожаловал...."
В 1617г. отметился только Азеевский лес , т.к. татары не переписывались в этой писцовой книге.
РГАДА 1209-1-530:
"Ивановское, да Семеновское поместье Чарыковых, а после было за татарином за Тулубаем за Федоровым пустошь, что была деревня Новое (Л. 1071 об.) Чарыково, пашни перелогом и лесом поросло, середние земли, сто сорок девять чети, а доброю землею с наддачею сто девятнатцать четвертей в поле, а в дву по тому ж; сена нет; лес большой Азеевской."
И ещё один документ упоминает Азеево в 1613г.(28 июня).
В пошлинной книге Печатного приказа , где указывалось краткое содержание грамоты и отметка о взятии пошлины за печать на документе:
"Запечатана грамота на Алатарь по челобитью кадомского татарина Ирзяя Комаева: велено жену его, сыскав, ему отдать.Пошлин полтины. Взято."
"Запечатана грамота в Кадомский уезд в селцо Азеево по челобитью татарина Ирзи Комаева: дана ему ввозная на старое поместье. Пошлин полтины.Взято."
/Документы Печатного приказа (1613–1615 гг.) С.Б. Веселовский. – М.: Наука, 1994. – С. 200; РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ед. хр. 1071/
В книгах оброчных бортничьих 1614г. РГАДА 1209-1-6466 , так же нет Азеевских татар, хотя другие группы татар упомянуты -- те же Пургасовские ..
БАСТАНОВО
Краткая историческая справка: https://ok.ru/group/53058860417234/topic/66032073826514 ИШЕЕВА ГОРА https://ok.ru/group/53058860417234/topic/69116556861650 ЯРНОВО https://ok.ru/group/53058860417234/topic/151323502237906 Пичугин С.А 2021г.
https://proza.ru/2024/04/12/1700
https://proza.ru/2022/01/09/495
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8
1740г. ( ИТУАК )
Буду благодарна за любую информацию.