Как вспоминали старожилы этой казачьей станицы, приезжие иностранцы старательно облазили все склоны этой крутой горы и набрали образцы имеющихся на его поверхности горных пород. А в самый последний день своей экспедиции они же вбили в одну из скал Папальчихи серебреный стальной костыль с кольцом. С нанесенной на него какой-то, непонятной для местных жителей, надписью на английском языке.
Осуществить эти планы заморским капиталистам помешали революционные события 1917 года в России. О социальном напряжении, волнении среди рабочих завода писал и В.В. Андрияшев, в своей статье «О тех, кто начинал Абазу», опубликованной в газете «Хакасия» в 1993 году. В тоже время, сам автор отмечает, что с появлением на заводе новой хозяйки Елизаветы Павловны Пермикиной, случаев жестокости со стороны рудоуправления не было. Другие исследователи также сообщают, что "Елизавета Павловна душой болела за производство и помогала в трудных ситуациях рабочим. Всех бывавших в гостях у Пермикиных угощала своими соленьями и вареньями. В саду у них были высажены аллеи из пихт, березы, черемухи и рябины, был устроен пруд для купания, для этого из речки рудничного лога была проведена канава прямо в сад. Овощи и ягоду выращивали в оранжерее даже в зимнее время".
С 1889 по 1899 рабочие сами вели производственную деятельность. Есть в этот период в истории завода и такой примечательный факт: Абаканский завод принимал участие в выставке, проводимой в Красноярске в честь приезда цесаревича во время его путешествия по Сибири и Дальнему Востоку в 1891 году. Людмила Сысоева в книге о посещении Красноярска будущим императором Николаем 11 сообщает: «Осмотр выставки музеев Николай завершил у щита с железными изделиями Абаканского завода. Его продукция также была известна в Европе, более того, признана одной из лучших в мире — на Всемирной выставке в Париже в 1890 году». Ждали приезд императора и в Абазу, но он так и не приехал.
Основной костяк артели за все время ее существования состоял в среднем из 120 человек. Кроме постоянных членов артели нанимались сезонные рабочие со стороны в качестве углежогов и дроворубов. Они всю зиму возили напиленный лес. А после того, как весной дорога становилась непригодной, заготовленный зимой лес лес пилили на дрова и другие хозяйственные нужды. Уголь для домен жгли в тайге, в 20-30 километрах от Абазы. На этих тяжелых работах трудились главным образом жители из Таштыпа, Усть-Еси, Монока, Арбатов и из других близлежащих сел и улусов. Количество таких неквалифицированных работников на заводе доходило до нескольких сотен...
Тем не менее, экономическая обстановка все ухудшалась и принимаемые Пермикиным меры, не помогли спасти завод от банкротства. Вскоре выяснилось, что владелец завода задолжал рабочим не менее 14 тыс. рублей, служащим – 4,7 тыс. рублей жалования. По векселям же долг Г.М. Пермикина составлял свыше 800 000 рублей. Одна из причин разорения Пермикина покупка ложных золотоносных участков и большие расходы на роскошь. Управляющие завода наживались при нем тайно и явно. Бывший управляющий рельсопрокатного Николаевского завода, после службы у Пермикина открыл судоходство на реке Лене на своих пароходах и стал иметь золотые прииски. Другой управляющий завода построил себе огромный дом. Староста конного двора за долги забрал себе все имущество конного двора с лошадьми Пермикина.
Из-за долгов завод был продан промышленнику Владимиру Александровичу Ратькову-Рожнову. Он заплатил за него 150 тыс. рублей. В 1901 году выкупил все векселя Пермикина у долгового управления и стал единоличным хозяином предприятия. На средства Ратькова-Рожнова началось большое строительство, хотя сам он, говорят, там ни разу не был. С помощью шведских инженеров и местных рабочих были пробурены по склону горы три скважины глубиной до 60 метров. Руда оказалась с большим содержанием железа. Управляющий Н.И. Попов, прибывший с Николаевского завода из-под Иркутска, построил новую домну по последнему слову техники того времени. За 100 тысяч рублей купил в Англии воздуходувную машину. Из Англии эту машину доставили в Красноярск, а оттуда везли на лошадях. Только перевозка на лошадях обошлась в десять тысяч рублей. В то время количество рабочих на заводе увеличилось, и продукции стали выпускать в три-четыре раза больше. Готовую продукцию с завода вывозили на лошадях либо по сплавляли на плотах по реке. С.Ф.Долинин вспоминал: "... 12 ноября 1900 года я с управляющим Н.И. Поповым вез железо с Абазинского завода. Доплыли мы до острова, расположенного ниже Абазинского плашкоута, оттуда на лошадях повезли в Красноярск. Из Красноярска мы везли железо по железной дороге до станции Зерцалы, откуда снова перегрузили его на лошадей и довезли до Королевского винокуренного завода, расположенного где-то за Боготолом. На этом заводе я из абазинского железа клепал три цистерны для спирта». После революции завод перешел в ведение конкурсного управляющего, а затем там была создана рабочая артель.».
По воспоминаниям того же Долинина в 1918 году из Ленинграда был эвакуирован завод Лейснера. В Абазу с этого завода привезли специализированные станки: токарные, фрезерные, револьверные, гвоздарные. Завод продолжал выпускать прокат, литейные и кузнечные изделия. В годы гражданской войны рабочим удалось сохранить некоторые сооружения на заводе почти полностью. Волостной ревком организовал молодежь на охрану поселка и завода. Территорию охраняли от набегов различных бандгрупп. В 1920-ом году они несколько раз пытались ворваться в Абазу, но рабочие надежно охраняли завод, так что захватить его не удалось никому. В охране завода участвовал и сын Степана Долинина - Константин, а также Кирилл Иванович Жерихов и другие рабочие завода.
Ниже снова приведу слова Долинина: «В 1920 году минусинским укомом в Абазу был послан управляющим заводом тов. Ольховский, который организовал вооруженный отряд из числа местной молодежи, и сам лично руководил его военной подготовкой. Однако в 1923 году Ольховского сменил на посту новый управляющий инженер Дудников. Он просил Минусинский уком отпустить на ремонт домны 100 тысяч рублей, в то время, когда рабочие Абазы брались отремонтировать ее за 100 рублей. Практически бесплатно. Он же считал Абазинский завод нерентабельным и в 1926 году организовал взрыв некоторых объектов завода. Под его руководством взорвали новую домну и вытяжную трубу, а станки и оборудование цехов распродали как лом - по 100 рублей за станок. Воздуходувную машину также как лом отправили в Кузнецк. На базе разрушенного завода была создана рабочая артель. В литейном цехе с помощью вагранки артель выпускала домашнюю утварь из лома и готового чугуна, лежавшего в отвалах».
Тем не менее, геологи не забывали о существовании месторождения. В 1917 году осмотрел рудник профессор М.А. Усов, который также выдал свой прогноз о наличии в недрах Абазы огромного количества железной руды, и запасы которой составляют не менее 16 млрд. пудов. Этим же летом были предприняты новые изыскания, которые проводились «Южно-Сибирским обществом механических и металлургических заводов». Результаты осмотра завода были неутешительными. Цеховые постройки недавно возобновившего работу Абаканского железоделательного завода, находившиеся вблизи гористого берега, в 1917 году морально устарели. Себестоимость продукции завода была высокой, поэтому конкуренции завод не выдерживал. После кровопролитной гражданской войны завод, пришедший в упадок, большевики закрыли в 1920 году. Однако некоторая часть рабочих и служащих выступила против закрытия завода и объявила забастовку. Новая власть посчитала всех участников забастовки ярыми контрреволюционерами. Минусинский совдеп направила для её подавления вооруженную роту. Забастовка заводчан была жестоко подавлена, при этом часть бастующих рабочих и заводоуправленцев, были убиты военнослужащими 192-ой роты ВОХРа под командой печально знаменитого своей звериной жестокостью красного командира П.Л. Лыткина, руки которого были по локоть в крови рабочих и крестьян. Кстати, этот душегуб нашел таки свою смерть в тюремных застенках. В конце 30-х годов прошлого века Павел Лыткин был арестован органами НКВД и расстрелян в 1938 году - так "революция сожрала одного из своих ярых сторонников и участников".
Молодая советская власть посчитала, что производить чугун в далёкой Абазе, да ещё и при отсутствии хороших дорог - слишком накладно. В последующие годы, Начиная с 1926 года и по 1957 годы, это богатое рудное месторождение в промышленных масштабах практически не использовалось. В 1925 году все исправное оборудование бывшего Абаканского железоделательного завода было вывезено в Кемеровскую область на Гурьевский плавильный завод, который к тому времени властями уже был национализирован. Новые разработки начались только в конце 40-х годов ХХ века, когда по берегу реки Абакан в Абазу была проложена однопутная железная дорога Новокузнецк-Абакан. В 1955 году начались работы по добыче абазинской железной руды. Абаканский рудник, несмотря на все трудности современного периода времени, функционирует и поныне.
Сергей Байкалов
Абакан-Большой Монок
Нет комментариев